Как известно, А. Моруа принадлежит следующее высказывание: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни». По моему мнению, в словах известного писателя звучит мысль о том, что слепое следование общественному мнению не приносит человеку счастья. Ведь часто мнение большинства не совпадает с тем, что действительно нужно каждому из нас. Поэтому слепо следовать общественному мнению - это значит обрекать себя впоследствии на внутренние мучения, связанные с сожалением о неправильно сделанном жизненном выборе.
О том, как следование общественному мнению может заставить человека совершить поступок, из-за которого его долгие годы будет мучить совесть, говорится в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Дружба двух молодых людей - Евгения Онегина и Владимира Ленского - возникла от безделья. Каждый из них скучал в деревенской глуши и нуждался в интересном собеседнике. Поэтому А.С. Пушкин, говоря о том, что Онегин и Ленский «от делать нечего друзья», предупреждает читателей о непрочности подобной дружбы.
Однажды между друзьями происходит серьёзный конфликт, положивший конец их дружеским отношениям.
Ленский приглашает Онегина поехать вместе с ним в дом к Лариным на именины Татьяны. При этом он обещает, что именины будут праздноваться в тесном семейном кругу, никого из соседей помещиков не будет. Приехав к Лариным, Онегин видит, что Ленский его обманул. Здесь собралось много гостей. Этих людей Онегин презирал за ограниченность жизненных интересов и демонстративно избегал общения с ними. Поэтому пушкинский герой начинает злиться на друга, уговорившего его приехать на праздник. Кроме того, Онегин испытывает сильное недовольство ещё и потому, что за праздничным столом его посадили напротив Татьяны. Он раздражён её полуобморочным состоянием, которое кажется ему слишком наигранным.
Онегин сильно зол на Ленского и решает ему отомстить. Он начинает демонстративно, на глазах у всех гостей, ухаживать за невестой своего друга, делает вид, что увлечён ею. Онегин приглашает на танец Ольгу, весь вечер танцует только с ней. Так он мстит Ленскому, заставляет его страдать от ревности. Для Онегина это своеобразное развлечение.
Месть состоялась. Онегин действительно «взбесил» Ленского, вызвав у впечатлительного юноши бешеную ревность.
Ленский болезненно воспринимает поступок Онегина, вызывает его на дуэль, так как не ожидал подобного предательства со стороны человека, которого считал другом.
Онегин раскаивается в том, что так небрежно обошёлся с искренними чувствами влюблённого юноши, спровоцировал бешеную ревность друга. Он понимает, что
ещё не поздно всё исправить. Дружба предполагает взаимную откровенность, поэтому можно по душам поговорить с Ленским, объяснить причины своего поступка, попросить прощения. Однако Онегин поступает не так, как велит ему совесть. Пушкинский герой не находит в себе мужества поговорить с Ленским и объяснить причины своих поступков. Получив вызов на дуэль, он сразу же даёт своё согласие, так как боится сплетен соседей-помещиков:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чём вертится мир!
Именно боязнь осуждения со стороны других, обвинений в трусости заставила Онегина отказаться от попытки откровенно поговорить с другом и остановить дуэль. Общественное мнение оказалось важнее, чем дружеские узы.
Во время дуэли Онегин убивает Ленского. После кровавого поединка пушкинский герой измучен угрызениями совести: «окровавленная тень ему являлась каждый день».
Онегин потерял уважение к себе. Ради мнения презираемых им людей он вынужден был убить на поединке друга.
О том, как руководствуясь общественным мнением, родители выбрали для своего сына профессию, которая противоречила его душевным потребностям, говорится в рассказе М. Веллера «Хочу быть дворником». Главный герой этого произведения всегда знал, что его призвание - спокойная работа на свежем воздухе. Но давление родителей на него было таким сильным, что свою мечту он осуществил только на пенсии: стал, как этого всегда и хотел, работать дворником. Приводя сыну аргументы в пользу того, кем стать, мать и отец руководствовались принятыми в обществе стереотипами. Они советовали подростку посмотреть на тех, кто с успехом защищает кандидатские диссертации, выступает на концертах после окончания консерватории. Родители настоятельно говорили сыну о том, что при выборе профессии надо следовать общественному мнению, а не руководствоваться своими желаниями. Заставив в конечном счёте юношу выбрать не ту профессию, о которой он мечтал, мать и отец на многие годы сделали его существование менее интересным и радостным. Таким образом, общественное мнение о выборе будущей профессии совпадает с тем, что необходимо человеку. Поэтому следование общественным стереотипам не всегда приносит счастье в нашу жизнь.
Итак, приведённые литературные примеры наглядно показывает, как следование мнению большинства может стать причиной личной трагедии отдельно взятого человека.
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО КУРСУ
«ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ»
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | |
Цели и задачи итогового сочинения. Требования к итоговому сочинению. Критерии оценивания. Модель построения итогового сочинения. Тематические направления 2017-2018 учебного года. Композиция итогового сочинения: вступление как важная композиционная часть сочинения; виды вступлений; литературная аргументация; заключение. Разбор примеров сочинений. Типичные ошибки учащихся при написании сочинений. | |||
Концепт «Верность и измена». Анализ литературного материала. Верность и измена в любви: У. Шекспир «Отелло», «Ромео и Джульетта» Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» A. Н. Островский «Гроза» Л.Н. Толстой «Анна Каренина», «Война и мир», «Попрыгунья» B. А. Каверин «Два капитана» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» И.А. Бунин «Тёмные аллеи» В.А. Каверин «Два капитана» | |||
Анализ домашних сочинений. Концепт «Верность и измена». Верность и измена родине: A. С. Пушкин «Капитанская дочка» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» М.А. Шолохов «Судьба человека» B. Быков «Сотников» Верность и измена по отношению к самому себе: своим убежле- ниям. идеалам, мооальным приннипам. своему призванию. жиз- ненным целям, данному слову: А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» И.С. Тургенев «Отцы и дети» А.П. «Крыжовник» Верность и измена по отношению к другу, товарищу А.С.Пушкин. «Дубровский». «Евгений Онегин»: И.А. Гончаров «Обломов» Л.Н. Толстой «Война и мир» (Пьер Безухов и Андрей Болконский) | |||
Анализ домашних сочинений. Концепт «Верность и измена». Верность и измена по отношению к своим родным: Д.И. Фонвизин «Недоросль» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» А.П. Чехов «Анна на шее» К.Г. Паустовский «Телеграмма» Веоность животных: А.И. Куприн «Белый пудель» Ю. Яковлев «Он убил мою собаку» Г. Троепольский «Белый Бим чёрное ухо» Написание классных сочинений по литературному направлению: «Верность и измена». | |||
Анализ классных сочинений. Концепт «Равнодушие и отзывчивость». Анализ литературного материала. Безразличие к окружаюшим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь: Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» А.П. Чехов «Тоска» Искренняя готовность оказать ближнему бескорыстную помошь: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Л.Н. Толстой «Война и мир» Н.С. Лесков «Человек на часах» A.И. Куприн «Чудесный доктор» М.А. Шолохов «Жеребёнок» B.Г. Распутин «Уроки французского» Б.Л. Васильев «Летят мои кони» (доктор Янсен) | |||
Анализ домашних сочинений. Концепт «Равнодушие и отзывчивость». Анализ литературного материала. Сострадание и равнодушие человека к животным: | |||
Л. Андреев «Кусака» М.А. Шолохов «Жеребёнок» Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» Ю. Яковлев «Он убил мою собаку» Г. Троепольский «Белый Бим чёрное ухо» Написание классных сочинений по литературному направлению: «Равнодушие и отзывчивость». | |||
Анализ классных сочинений. Концепт «Цели и средства». Анализ литературного материала. Истинные и ложные жизненные пели: А.С. Грибоедов «Горе от ума» Л.Н. Толстой «Война и мир» (образ Андрея Болконского) А.П. Чехов «Крыжовник», «Ионыч», «Анна на шее», «Крыжовник» Б.Л. Васильев «Летят мои кони» (доктор Янсен) Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» Этическая опенка сведств достижения цели: А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (образ Швабрина), «Моцарт и Сальери» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Упорство в достижении поставленной цели: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Н.А. Некрасов «Русские женщины» Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Васильев «А зори здесь тихие» Написание классных сочинений по литературному направлению: «Цели и средства». | |||
Анализ классных сочинений. Концепт «Смелость и трусость», Анализ литературного материала. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» М.Ю. Лермонтов «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Салтыков-Щедрин «Глупый пескарь» М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко) М.А. Шолохов «Судьба человека» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» A. Т. Твардовский «Василий Теркин» B. Быков «Сотников», «Журавлиный крик» Б. Васильев «А зори здесь тихие» Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» В.Г. Распутин «Живи и помни» Написание классных сочинений по литературному направлению: «Смелость и трусость». | |||
Анализ домашних сочинений. Концепт «Человек и общество». Анализ литературного материала А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» И.С. Тургенев «Отцы и дети» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Написание классных сочинений по литературному направлению: «Человек и общество». | |||
Анализ и редактирование домашнего сочинения. Итоговое занятие. Написание итогового сочинения на занятиях. Подведение итогов: анализ классных сочинений. | |||
Итого | часов | ||