Как следование общественному мнению влияет на жизнь человека?

Как известно, А. Моруа принадлежит следующее высказывание: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни». По моему мнению, в словах известного писателя звучит мысль о том, что слепое сле­дование общественному мнению не приносит человеку счастья. Ведь часто мнение большинства не совпадает с тем, что действительно нужно каждому из нас. Поэтому слепо следовать общественному мнению - это значит обрекать себя впоследствии на внутренние мучения, связанные с сожалением о неправильно сделанном жизнен­ном выборе.

О том, как следование общественному мнению может заставить человека совер­шить поступок, из-за которого его долгие годы будет мучить совесть, говорится в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Дружба двух молодых людей - Евгения Онегина и Владимира Ленского - возник­ла от безделья. Каждый из них скучал в деревенской глуши и нуждался в интерес­ном собеседнике. Поэтому А.С. Пушкин, говоря о том, что Онегин и Ленский «от делать нечего друзья», предупреждает читателей о непрочности подобной дружбы.

Однажды между друзьями происходит серьёзный конфликт, положивший конец их дружеским отношениям.

Ленский приглашает Онегина поехать вместе с ним в дом к Лариным на именины Татьяны. При этом он обещает, что именины будут праздноваться в тесном семейном кругу, никого из соседей помещиков не будет. Приехав к Лариным, Онегин видит, что Ленский его обманул. Здесь собралось много гостей. Этих людей Онегин пре­зирал за ограниченность жизненных интересов и демонстративно избегал общения с ними. Поэтому пушкинский герой начинает злиться на друга, уговорившего его приехать на праздник. Кроме того, Онегин испытывает сильное недовольство ещё и потому, что за праздничным столом его посадили напротив Татьяны. Он раздражён её полуобморочным состоянием, которое кажется ему слишком наигранным.

Онегин сильно зол на Ленского и решает ему отомстить. Он начинает демонстра­тивно, на глазах у всех гостей, ухаживать за невестой своего друга, делает вид, что увлечён ею. Онегин приглашает на танец Ольгу, весь вечер танцует только с ней. Так он мстит Ленскому, заставляет его страдать от ревности. Для Онегина это сво­еобразное развлечение.

Месть состоялась. Онегин действительно «взбесил» Ленского, вызвав у впечатли­тельного юноши бешеную ревность.

Ленский болезненно воспринимает поступок Онегина, вызывает его на дуэль, так как не ожидал подобного предательства со стороны человека, которого считал дру­гом.

Онегин раскаивается в том, что так небрежно обошёлся с искренними чувства­ми влюблённого юноши, спровоцировал бешеную ревность друга. Он понимает, что

ещё не поздно всё исправить. Дружба предполагает взаимную откровенность, по­этому можно по душам поговорить с Ленским, объяснить причины своего поступ­ка, попросить прощения. Однако Онегин поступает не так, как велит ему совесть. Пушкинский герой не находит в себе мужества поговорить с Ленским и объяснить причины своих поступков. Получив вызов на дуэль, он сразу же даёт своё согласие, так как боится сплетен соседей-помещиков:

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чём вертится мир!

Именно боязнь осуждения со стороны других, обвинений в трусости заставила Онегина отказаться от попытки откровенно поговорить с другом и остановить ду­эль. Общественное мнение оказалось важнее, чем дружеские узы.

Во время дуэли Онегин убивает Ленского. После кровавого поединка пушкин­ский герой измучен угрызениями совести: «окровавленная тень ему являлась каж­дый день».

Онегин потерял уважение к себе. Ради мнения презираемых им людей он вынуж­ден был убить на поединке друга.

О том, как руководствуясь общественным мнением, родители выбрали для своего сына профессию, которая противоречила его душевным потребностям, говорится в рассказе М. Веллера «Хочу быть дворником». Главный герой этого произведения всегда знал, что его призвание - спокойная работа на свежем воздухе. Но давление родителей на него было таким сильным, что свою мечту он осуществил только на пенсии: стал, как этого всегда и хотел, работать дворником. Приводя сыну аргумен­ты в пользу того, кем стать, мать и отец руководствовались принятыми в обществе стереотипами. Они советовали подростку посмотреть на тех, кто с успехом защи­щает кандидатские диссертации, выступает на концертах после окончания консер­ватории. Родители настоятельно говорили сыну о том, что при выборе профессии надо следовать общественному мнению, а не руководствоваться своими желаниями. Заставив в конечном счёте юношу выбрать не ту профессию, о которой он мечтал, мать и отец на многие годы сделали его существование менее интересным и радост­ным. Таким образом, общественное мнение о выборе будущей профессии совпадает с тем, что необходимо человеку. Поэтому следование общественным стереотипам не всегда приносит счастье в нашу жизнь.

Итак, приведённые литературные примеры наглядно показывает, как следова­ние мнению большинства может стать причиной личной трагедии отдельно взятого человека.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО КУРСУ

«ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ»

№ п/п Название раздела Кол-во часов
  Цели и задачи итогового сочинения. Требования к итоговому со­чинению. Критерии оценивания. Модель построения итогового сочинения. Тематические направления 2017-2018 учебного года. Композиция итогового сочинения: вступление как важная ком­позиционная часть сочинения; виды вступлений; литературная аргументация; заключение. Разбор примеров сочинений. Типич­ные ошибки учащихся при написании сочинений.  
  Концепт «Верность и измена». Анализ литературного материала. Верность и измена в любви: У. Шекспир «Отелло», «Ромео и Джульетта» Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» A. Н. Островский «Гроза» Л.Н. Толстой «Анна Каренина», «Война и мир», «Попры­гунья» B. А. Каверин «Два капитана» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» И.А. Бунин «Тёмные аллеи» В.А. Каверин «Два капитана»  
  Анализ домашних сочинений. Концепт «Верность и измена». Верность и измена родине: A. С. Пушкин «Капитанская дочка» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» М.А. Шолохов «Судьба человека» B. Быков «Сотников» Верность и измена по отношению к самому себе: своим убежле- ниям. идеалам, мооальным приннипам. своему призванию. жиз- ненным целям, данному слову: А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» И.С. Тургенев «Отцы и дети» А.П. «Крыжовник» Верность и измена по отношению к другу, товарищу А.С.Пушкин. «Дубровский». «Евгений Онегин»: И.А. Гончаров «Обломов» Л.Н. Толстой «Война и мир» (Пьер Безухов и Андрей Бол­конский)  
  Анализ домашних сочинений. Концепт «Верность и измена». Верность и измена по отношению к своим родным: Д.И. Фонвизин «Недоросль» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» А.П. Чехов «Анна на шее» К.Г. Паустовский «Телеграмма» Веоность животных: А.И. Куприн «Белый пудель» Ю. Яковлев «Он убил мою собаку» Г. Троепольский «Белый Бим чёрное ухо» Написание классных сочинений по литературному направлению: «Верность и измена».  
  Анализ классных сочинений. Концепт «Равнодушие и отзывчи­вость». Анализ литературного материала. Безразличие к окружаюшим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь: Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» А.П. Чехов «Тоска» Искренняя готовность оказать ближнему бескорыстную помошь: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Л.Н. Толстой «Война и мир» Н.С. Лесков «Человек на часах» A.И. Куприн «Чудесный доктор» М.А. Шолохов «Жеребёнок» B.Г. Распутин «Уроки французского» Б.Л. Васильев «Летят мои кони» (доктор Янсен)  
  Анализ домашних сочинений. Концепт «Равнодушие и отзывчи­вость». Анализ литературного материала. Сострадание и равнодушие человека к животным:  
Л. Андреев «Кусака» М.А. Шолохов «Жеребёнок» Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» Ю. Яковлев «Он убил мою собаку» Г. Троепольский «Белый Бим чёрное ухо» Написание классных сочинений по литературному направлению: «Равнодушие и отзывчивость».
  Анализ классных сочинений. Концепт «Цели и средства». Ана­лиз литературного материала. Истинные и ложные жизненные пели: А.С. Грибоедов «Горе от ума» Л.Н. Толстой «Война и мир» (образ Андрея Болконского) А.П. Чехов «Крыжовник», «Ионыч», «Анна на шее», «Крыжовник» Б.Л. Васильев «Летят мои кони» (доктор Янсен) Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» Этическая опенка сведств достижения цели: А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (образ Швабрина), «Моцарт и Сальери» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Упорство в достижении поставленной цели: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Н.А. Некрасов «Русские женщины» Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Васильев «А зори здесь тихие» Написание классных сочинений по литературному направлению: «Цели и средства».  
  Анализ классных сочинений. Концепт «Смелость и трусость», Анализ литературного материала. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» М.Ю. Лермонтов «Песня о царе Иване Васильевиче, моло­дом опричнике и удалом купце Калашникове» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Салтыков-Щедрин «Глупый пескарь» М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко) М.А. Шолохов «Судьба человека» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» A. Т. Твардовский «Василий Теркин» B. Быков «Сотников», «Журавлиный крик» Б. Васильев «А зори здесь тихие» Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» В.Г. Распутин «Живи и помни» Написание классных сочинений по литературному направлению: «Смелость и трусость».  
 
  Анализ домашних сочинений. Концепт «Человек и общество». Анализ литературного материала А.С. Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» И.С. Тургенев «Отцы и дети» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Написание классных сочинений по литературному направлению: «Человек и общество».  
  Анализ и редактирование домашнего сочинения. Итоговое заня­тие. Написание итогового сочинения на занятиях. Подведение итогов: анализ классных сочинений.  
Итого часов
       

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: