Сочинения на разные темы

«Разум и чувство»

Разум и чувства... Что движет человеком? Кто-то позволяет себе жить, руковод­ствуясь чувствами, жить сердцем. А кто-то подавляет свои эмоции, рассудочно при­нимает решения, пренебрегая стремлениями сердца.

В пьесах А.Н. Островского, который очень жизненно и правдиво отобразил жизнь Замоскворечья третьей четверти XIX века, способностью жить чувствами наделены многие героини, в противовес им герои часто принимают жизненные решения, ру­ководствуясь разумом вопреки своим чувствам.

Катерина Кабанова и Лариса Огудалова, героини пьес «Гроза» и «Бесприданни­ца», не смогли воспротивиться своим чувствам, бросились навстречу своей любви, но их любимые в решительную минуту приняли рассудочные решения, поступили, по их мнению, разумно, а сделанный ими выбор губительно сказался на женской судьбе героинь.

Катерина Кабанова очень нежная, тонкая, способная на глубокие чувства герои­ня с горящим сердцем: «Такая уж я зародилась горячая! Я ещё лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!»

Её стремление к свободе выражается в мечте о полёте: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда сто­ишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Очень сильны и её религиозные чувства. Ещё до развития трагических событий в своей жизни она мучается предчувствием близкой собственной гибели: «Я знаю, что умру».

Раздираемая внутренним конфликтом между чувством и долгом, сознавая гре­ховность своего намерения, Катерина не смогла подавить в себе любовь к Борису. Поддерживаемая Варварой, она всё-таки отдаётся своей любви, а после, будучи чистым человеком по своей натуре, прилюдно кается в совершённом грехе, после чего жизнь в доме мужа становится для неё невыносимой. Приняв для себя страш­ное решение, перед гибелью Катерина случайно встречается с Борисом. Именно он мог бы удержать её от страшного шага. Но Борис, благоразумно покорившись воле дяди, надеясь в будущем на получение наследства, завещанного бабушкой (хотя из контекста пьесы становится понятным, что ему никаких денег от скупого Дикого не получить), отправляется в Сибирь в Тяхту в контору знакомого Дикому купцу. Он понимает, что оставляет Катерину в безнадёжном состоянии, но не стремится ей по­мочь, произнося: «Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай!»

Не избежала гибели и Лариса Дмитриевна Огудалова. Человек, которого она лю­била уже не один год (Паратов Сергей Сергеевич, «блестящий барин, из судохозя- ев»), приехав в её город, дал ей надежду на то, что дальнейшее развитие их отно­шений зависит только от неё: «Ещё несколько таких минут, да... ещё несколько таких минут... Я брошу все расчёты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моей жизнью».

Она соглашается ехать с Сергеем Сергеевичем Паратовым и компанией кататься на Волге, прощается с матерью, понимая всю важность принятого решения: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге».

Паратов же человек, который в жизни руководствуется только расчётом, чувства не могут заставить его отказаться от материальной выгоды. Он соблазняет Ларису, будучи помолвленным, зная, что никогда не будет рядом с ней. Ради собственной

прихоти, ради мести Карандышеву он даёт ей пустые надежды, растоптав все её ожидания. Им руководит неприглядный расчёт: «Я женюсь на девушке очень бо­гатой, беру в приданое золотые прииски». Объясняясь же с Ларисой, он называет чувство к ней «мимолётным увлечением». Потрясённая такой развязкой отноше­ний, Лариса отказывается от предложения Карандышева, принимая рассудочное решение: «Я не нашла любви, так буду искать золота». Свою смерть от руки Ка­рандышева она воспринимает как благодеяние, как единственную возможность из­бежать дальнейшего падения в мире, где нет любви: «Я не виновата, я искала люб­ви и не нашла... её нет на свете... нечего и искать».

Подводя итог своим размышлениям, приходишь к грустным размышлениям о том, что трагически могут закончиться такие отношения, в которых один человек живёт настоящими чувствами, а другой лишь откликается на них, испытывая ми­молётное влечение, руководствуясь при этом в жизни только разумом, являясь че­ловеком с холодным сердцем, пленником материального мира.

 

«Разум и чувство»

Чем должен руководствоваться в своей жизни человек? Разумом или чувствами? А может быть, он должен стремиться к золотой середине и, размышляя при при­нятии решения, прислушиваться к своему сердцу?

Именно над чувствами людей, вступающих порой в поединок с разумом, очень много размышлял известный русский писатель А.И. Куприн.

И название его повести «Поединок» очень многозначно. Оно означает поединок главного героя с военной средой, поединок личности с обществом, поединок любви настоящей, искренней с пошлой, поединок низких и ложных устремлений с вы­сокими порывами человеческой души. Наконец, это и та самая дуэль Ромашова с мужем Шурочки Владимиром Николаевым, которая привела к гибели главного ге­роя.

Вопреки традициям русской литературы образ Шурочки поражает тем, что она живёт не чувствами, а разумом. Ею движет голый расчёт. Она заставляет учиться своего нелюбимого мужа («я его не люблю, но я на него убила часть своей души»), мечтает, чтобы он поступил в академию, потому что только это даст возможность уехать им из провинции в Петербург: «Что бы там ни было, но он поступит в академию». Она легко подавляет в себе чувства к Ромашову ради этой единственной цели и уговаривает его, боготворящего Шурочку и не понимающего её холодности и чёрствости, принять участие в поединке с мужем после случившейся их ссоры («нелепая, пьяная драка, офицерский скандал — и все кончено, все разлетелось впрах!»). «Вы непременно должны завтра стреляться», - требует от Ромашова Шурочка, потому что «в дуэли, окончившейся примирением, всегда остаётся что- то... как бы сказать?.. Ну, что ли, сомнительное, что-то возбуждающее недоуме­ние и разочарование... <...> Репутация офицера генерального штаба должна быть без пушинки» (Шурочка имела в виду репутацию мужа). Она обещает, что ни один не будет ранен. Но это было ложью. Шурочка становится виновницей смерти Рома­шова, чистого и светлого человека, благородного и мечтательного, безумно любив­шего её. А ведь он не хотел принимать участия в этой дуэли до её прихода к нему и принял очень серьёзное решение изменить свою жизнь, уйдя из армии.

А.И. Куприн считал, что в этом мире люди в основном руководствуются разумом и очень редко можно встретить большое настоящее чувство, человека, который мо­жет отдаться чувствам весь, целиком, без оглядки. Именно об этом размышляет один из героев рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» генерал Аносов: «... люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви. <...> Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? <...> Любовь должна быть трагедией. Величайшей тай­ной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». Именно так восемь лет любил княгиню Веру Николаевну Шеину Г.С. Желтков, наблюдая за ней издалека. Но вот на день её именин решился прислать ей подарок: золотой гранатовый браслет, который с негодованием был возвращён ему братом и мужем княгини. Они потребовали от Желткова, чтобы он оставил в покое Веру, исчез совсем из её жизни. И сама Вера высказала такое же желание в теле­фонном разговоре с Желтковым: «Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите её как можно скорее». Желтков, заявив: «Я знаю, что не в силах разлюбить её никогда», - пообещал больше княгиню не трево­жить. Он ушёл из жизни, оставив для Веры письмо со своим признанием: «Уходя, я в восторге говорю: „Да святится имя Твоё“. <...> В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли...»

Вера Николаевна исполнила его последнюю волю, прослушав сонату D-dur, № 2, op. 2. Сквозь звуки музыки ей показалась, она услышала его слова, обращённые к ней, и получила его прощение.

Княгиня осталась в своём спокойном и привычном мире с раз и навсегда заведён­ным порядком, с разумно любящим её мужем, но жизнь её была потревожена силой необыкновенной и яркой любви, к которой стремятся все, но испытывают немно­гие. Острожные, разумные люди на всякий случай сторонятся сильных чувств, как осторожный человек из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», «боясь чего-то», наступают «на гордое сердце ногой... «И вот оно, рассыпавшись в искры», гаснет...

«Честь и бесчестие»

Честь и бесчестие... Эти понятия заставляют задуматься о многом... Именно они определяют вектор движения человеческой жизни. Честный ты человек или бес­честный? Можно на тебя положиться или ты живёшь, руководствуясь в жизни лишь собственными интересами, и мерилом истины является только понимание, выгодно тебе это или невыгодно.

В.И. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» так опре­деляет слова честь и бесчестие: «Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть”. «Бесчестье - всякое действие, противное чести: стыд, срам, позор, поношение, поругание».

Счастлив тот человек, кому удалось на протяжении всей своей жизни сохранить внутреннее нравственное достоинство, благородство души и во всех поступках руко­водствоваться голосом совести. Именно таким человеком был Александр Сергеевич Пушкин.

Он закончил работу над романом «Капитанская дочка» 19 октября 1836 года, эпиграфом к нему взяв слова из русской пословицы: «Береги честь смолоду». А через 3 месяца состоялась роковая дуэль, на которой А.С. Пушкин получил смер­тельное ранение, защищая честь своей жены, а таким образом, и своей семьи, ценой своей жизни доказав, что главным для него всегда было понятие чести.

Эпиграф его произведения обращён не только к героям романа (они все так или иначе проходят жизненные испытания на стойкость духа, доблесть, благородство души), но и ко всем читателям, он звучит как последнее напутствие великого поэ­та.

А.С. Пушкин показывает в романе высокий образец нравственного воспитания, который был присущ лучшим дворянским семьям. Высокие традиции, передавае­мые от отца к сыну, слышны в напутственных словах Андрея Петровича Гринёва. Отправляя Петра на службу в Оренбург, он говорит: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Сам же Пётр мечтал именно о службе в Петербурге, где был записан в Семёнов­ский полк: «Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольстви­ях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению мое­му, было верхом благополучия человеческого». Отец же решительно воспротивился такой возможной судьбе для сына: «Чему научится он, служа в Петербурге? мо­тать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».

И Пётр Гринёв послужил в армии, оказавшись в гуще тяжёлых исторических со­бытий, и во всех посланных ему испытаниях оказался верным напутствию своего отца, проявляя доблесть, честность, благородство души и сохраняя чистой совесть.

Вот он вызывает на дуэль Швабрина, клеветавшего на Марью Ивановну Миро­нову: «...ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серёг». Под угрозой смерти отказывается целовать руку Емельяну Пугачёву, захватившему Белогорскую крепость. А позже не прини­мает предложение бунтовщика служить ему: «Нет, - отвечал я с твердостию. - Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург».

Пётр делает всё для спасения Марьи Ивановны, а будучи под арестом, не стал объяснять истинную причину своего общения с Пугачёвым, потому что боялся, что упоминание о всех обстоятельствах плена у Швабрина Марьи может навредить ей: «Мне пришло в голову, что если назову её, то комиссия потребует её к ответу». Марья отважно отправляется в Петербург, и только благодаря счастливой случай­ной встрече с царицей ей удаётся спасти от гибели Петра Гринёва.

Размышляя над перипетиями судьбы героя, мы понимаем, что А.С. Пушкин хо­тел донести до нас мысль о том, что человеку, ни в каких жизненных обстоятель­ствах не роняющему чувство чести, благоволит сама судьба, его жизнь наполнена высшим смыслом. А тот, кто бесчестен, остаётся ни с чем, хотя и постоянно ищет во всём выгоду для себя, как, например, Швабрин. Он словно человек из ниоткуда, нам ничего неизвестно о его детстве, юности, родителях. «Швабрин Алексей Ива­ныч вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство», - рассказала Ва­силиса Егоровна Петру, имея в виду дуэль, в которой участвовал Швабрин. После его наговора на Марью состоялся поединок с Петром, во время которого он повёл себя бесчестно, подло нанеся удар Гринёву, когда тот обернулся на крик Савельича: «Вдруг услышал я свое имя, громко произнесённое. Я оглянулся, и увидел Савельи­ча, сбегающего ко мне по нагорной тропинке........................................ В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств».

Бесчестно поступает он и переметнувшись на сторону Емельяна Пугачёва: «Тог­да, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабри­на, обстриженного в кружок и в казацком кафтане», - вспоминал Гринёв. Именно Швабрин указывает на Гринёва Пугачёву во время казни в крепости, и тот отдаёт приказ: «Вешать его!» Что и было бы исполнено, если бы не Савельич.

Швабрин держал в заточении Марью, Пугачёв освободил её, когда Гринёв от­крыто сказал о цели своего приезда в стан бунтовщиков: «Он держит в неволе ту девушку, которую ты видел, больную, у попадьи, и насильно хочет на ней женить­ся». Наконец, находясь под арестом, Швабрин доносит на Гринёва.

История их отношений наводит на мысль о том, что для бесчестного человека человек чести является заклятым врагом, которого он стремится уничтожить всеми способами. Но, по мнению писателя, такие попытки обречены на провал. А чело­век, идущий путём предательства, измены, бесчестия плачевно заканчивает свой жизненный путь. Для бесчестного человека жизнь пуста и бессмысленна, потому что лишена духовных даров: любви к людям, Богу, стремления к добрым делам.

«Честь и бесчестие»

Что может удержать человека от предательства, лжи, подлости? Чувство чести, которому созвучен голос совести. Человек чести — это тот, кто не отступает от нрав­ственных принципов, не идёт против совести, не ищет выгоды во всём только для себя.

Любимые герои романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого Андрей Бол­конский и Пьер Безухов были именно такими людьми. Андрей Болконский всег­да оставался верным высокому чувству чести, взлелеянному в нём отцом. «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!» - так напутствовал его генерал-аншеф князь Николай Андреевич, неслучайно прозван­ный в обществе прусским королём, он был старинного аристократического рода и смог воспитать достойного сына.

Андрей Болконский мечтал о подвиге, ставя перед собой только высокие цели, и судьба предоставила ему возможность совершить его: в битве при Аустерлице он подхватил упавшее знамя и повлёк за собой батальон, чуть не обратившийся в бег­ство: «Вот оно!» — думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждени­ем слыша свист пуль, очевидно направленных именно против него». Цена подвига оказалась очень высока: герой был тяжело ранен. Осуществив свою мечту, он вну­тренне изменился, открыл для себя мир неба, духовный мир, переосмыслив преж­ние ценности, но остался неизменен в одном: всегда оставался человеком чести.

Его друг Пьер Безухов был далёк от мечты о военном подвиге, он даже не умел обращаться с оружием, но тем не менее, ни минуты не задумываясь, вызвал на ду­эль Долохова, которому вначале доверял. «Пользуясь своими кутежными отноше­ниями дружбы с Пьером, Долохов прямо приехал к нему в дом, и Пьер поместил его и дал ему взаймы денег». Пьер посчитал делом чести бросить вызов человеку, соблазнившему его жену, унижающему его своим дерзким поведением. Перед ду­элью он обратился к Несвицкому: «Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда? — сказал он, неестественно кротко улыбаясь. Он взял в руки пи­столет, стал расспрашивать о способе спуска, так как он до сих пор не держал в руках пистолета, в чём он не хотел сознаться». Неумело выстрелив, Безухов по воле случая ранил Долохова и позже мучился всем случившимся: «Глупо... глупо! Смерть... ложь... — твердил он, морщась». Размышляя над тем, как он дошёл до та­кой ситуации, он обвиняет именно себя: «Но в чём же я виноват? - спрашивал он. - В том, что ты женился, не любя ее, в том, что ты обманул и себя, и её». Поняв сущность своей жены, «он не мог оставаться с ней под одной кровлей». Однако при расставании «выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими име­ниями, что составляло большую половину его состояния». То есть поступил очень благородно, хотя и имел все основания не быть столь щедрым с женщиной, пре­давшей его. И в дальнейшем, по ходу развития сюжетной линии романа, связанной с этим героем, мы становимся свидетелями того, что во всех ситуациях Пьер Без­ухов поступает как человек чести, подавая пример высокой нравственности, любви к окружающим его людям.

Долохов же бесчестно и неблагодарно поступил не только с Пьером, узнав о том, что Соня любит Николая, и потеряв надежду на её любовь, он мстит Николаю, во­влекая его в карточную игру и бесстрастно выигрывая у него огромную сумму денег. «Ведь он знает, что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил...», - не мог поверить проис­ходящему Николай. Так бесчестные поступки Долохова становятся причиной тяжё­лых событий в жизни других людей. Он признаётся Николаю: «Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли встанут у меня на дороге». Бретёр, дуэлянт и повеса оказался, правда, любящим сыном и братом. Но по отношению к остальному миру он был беспощаден.

Вспоминается и другой герой романа, который был способен на бесчестный посту­пок. Правда в отличие от Долохова причиной его бессчётных и жестоких поступков были отнюдь не захлёстывающие эмоции, а исключительно голый расчёт, мотивы обогащения делового человека. Карьерист Адольф Берг во время войны 1812 года, когда жители покидали Москву перед пожаром и многие, как Ростовы, освобож­дали свои повозки от имущества, чтобы отдать их для перевозки раненых, скупал мебель по дешёвым ценам, пользуясь ситуацией и радуясь такой возможности. А другие москвичи сжигали дома и имущество, чтобы они не достались врагу.

«Сын темного лифляндского дворянина», «скромный, нравственный молодой человек с блестящей карьерой впереди и даже прочным положением в обществе» никогда не имел высоких нравственных идеалов, в обществе же был окружён флё­ром полупрезрительного и ироничного к себе отношения, контрастируя с другими героями романа благородной души и честной совести.

Размышляя о чести и бесчестии, невольно вспоминаешь строчки стихотворения Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя»:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя. <...>

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

И каждый отвечает за свой выбор, какой дорогой идти: дорогой чести или бесче­стия? Причём отвечает не только перед собой, перед детьми, родителями, но и перед всем родом, стоящим у каждого из нас за плечами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: