Специфика изображения времени в одном из литературных произведений

В одном из определений понятия времени сказано, что время - «условие возмож­ности изменения». Каждый ли человек способен использовать это условие для из­менений? Мы не должны оставаться прежними, «застревать» в каких-то временных границах. Сохранять способность к развитию, не оставаться на некой временной станции, с тоской смотря вслед безвозвратно ушедшему поезду, или без тоски даже не чувствовать проходящих вокруг перемен.

А.П. Чехову удалось создать произведение, в котором одним из главных «неви­димо действующих лиц» является «беспощадно уходящее время» (В.В. Курдюмов).

«Беспощадно уходящее» для Раневской, Гаева - дворян, персонажей пьесы «Вишнёвый сад». Писатель показал, что уходит в прошлое огромная эпоха русской жизни, связанная с дворянством, и смена владельцев вишнёвого сада символизиру­ет эти изменения: «Идёт новый помещик, владелец вишнёвого сада!» - восклицает о себе Ермолай Алексеевич Лопахин. А чуть раньше заявляет: «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню».

Раневская Любовь Андреевна и Гаев Леонид Андреевич уже не обладают реали­зационной властью в настоящем в отличие от Лопахина. В начале пьесы мы узнаём, что поезд, на котором едет Раневская и Гаев, опаздывает на два часа: «Поезд опоздал на два часа». Эти герои не встраиваются в безудержный поток времени, они живут прошлым. Они не могут понять деловых советов Лопахина, принять его проект по спасению своего положения: «Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не по­нимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад, - произносит Раневская и отказывается рассматривать вишнёвый сад как объект продажи, как просто землю, которую можно разделить по кускам и продать дачникам. - Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом».

Лопахин, буржуазный хозяин современной для пьесы России,- единственный персонаж, который контролирует время и следит за ним. Первая реплика в пьесе принадлежит именно ему: «Который час?» И позже: «Время, говорю, идёт». Имен­но Лопахин имеет в настоящем времени реализационную власть, и он покупает имение Раневской, безудержно торжествуя свою победу.

Звук лопнувшей струны, звучащей в конце пьесы, - погребальный звон целой эпохе: «Слышится отдалённый звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, за­мирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Но будущее А.П. Чехов видит не в Лопахине, а в молодых, энергичных людях, воодушевлённых высокими светлыми идеалами, верящими в возможность постро­ения светлого мира. Их представляет в пьесе Пётр Сергеевич Трофимов, и Аня. Все помыслы Трофимова устремлены в будущее, он им живёт: «Ведь так ясно, что­бы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерыв­ным трудом». Однако, мечтая в будущем насадить вишнёвые сады, в настоящем он даже не задумывается о возможности спасения вишнёвого сада, ведь «вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест».

Реальное время действия в «Вишнёвом саде» — начало двадцатого века, но уди­вительным образом благодаря мастерству драматурга в пьесе пересеклись три вре­мени: прошлое, настоящее и будущее, и каждый герой комедии живёт в потоке сво­его времени, наверное, как и в жизни.

Какое отражение тема дома нашла на страницах произведений

Русской классики?

Тема дома является одной из традиционных тем русской классической лите­ратуры. И это не случайно. Ведь дом, по мнению многих русских писателей, это быт и стиль жизни, привычный уклад и традиции определённой семьи. Это место, где можно укрыться от жизненных бурь, потому что здесь тебя окружают близкие люди, которые всегда помогут. Это то ближайшее окружение, которое формирует характер человека.

Тема дома является одной из главных в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Писатель неоднократно говорил о том, что «люди как реки»: каждый имеет свой исток, своё русло. Таким истоком, по мысли классика, является отчий дом и атмосфера, царящая в нём. И то, в какое русло войдёт человеческая жизнь, во многом зависит от семьи, в которой каждый из нас воспитывался, её уклада и тра­диций.

В центре внимания автора романа «Война и мир» находится жизнь представите­лей двух семей - Ростовых и Болконских. Атмосфера, царящая в их домах, различ­на. С одной стороны, её формируют представители старшего поколения (родители), с другой - она влияет на формирование системы жизненных ценностей младшего поколения - детей.

«С большим, всей Москве известным домом графини Ростовой» Л.Н. Толстой знакомит читателей уже в седьмой главе. Интересно, что впервые эта семья появля­ется на страницах романа во время домашнего праздника - именин графини и её до­чери. Ростовы - хлебосольные хозяева, которые рады гостям. Граф Илья Андреевич всех приехавших приветствует одинаково, в отличие от Анны Павловны Шерер, у которой для каждого из приглашённых в зависимости от его положения в обществе был свой поклон.

Благодаря молодому поколению в доме Ростовых царят «оживление и весёлость», постоянно звучит смех.

Л.Н. Толстой подчёркивает искренность, открытость, душевную отзывчивость членов этой семьи. Здесь есть место настоящей дружбе. Так, графиня Ростова по­могает Друбецкой и даёт деньги на обмундирование её сына Бориса. «Анна Михай­ловна уже обнимала её и плакала. Графиня плакала тоже. Плакали они о том, что они дружны; и о том, что они добры; и о том, что они, подруги молодости, за­няты таким низким предметом — деньгами; и о том, что молодость их прошла... Но слёзы обеих были приятны...» Такая же бескорыстная дружба связывает Соню и Наташу.

Атмосфера любви, заботы друг о друге царит в семье Ростовых. Это обстоятель­ство оказало существенное влияние на формирование характера Наташи. Душевная чуткость, самозабвенное отношение к людям, любовь к народу и Родине, готовность прийти на помощь всем страдающим были привиты ей в отчем доме.

Эти черты характера Наташи Ростовой особенно ярко проявляются в шестнадца­той главе третьей части третьего тома, в которой говорится о том, как перед всту­плением французов в Москву мирное население в спешке покидает город и вывозит с собой хоть какое-то имущество.

Любовь к народу и Родине не позволяет Наташе Ростовой равнодушно отнестись к судьбе раненых русских солдат. От брата она узнаёт о ссоре родителей, вызванной разным пониманием своего долга перед Родиной. Граф Ростов хочет отдать подводы для вывоза раненых русских солдат, однако его супруга выступает против подобной инициативы, так как намеревается вывезти на телегах только семейное добро. На­таша Ростова не принимает такого решения матери, которое кажется ей слишком эгоистичным. Возмущённой Наташе удаётся пристыдить графиню и добиться раз­мещения на телегах именно людей, а не имущества. Девушка заставляет родных сбросить с подвод семейное добро и отдать телеги для вывоза раненых русских сол­дат из горящей Москвы. Героиня Л.Н. Толстого проявляет то действенное состра­дание, которое было воспитано в ней в отчем доме.

В отличие от Ростовых, в доме Болконских доме царит атмосфера не веселья, радости, а строгости и страха.

Воспитанием и обучением своей дочери Николай Андреевич Болконский за­нимается сам. Каждый день он даёт княжне Марье уроки алгебры и геометрии. Безумно любя дочь, старый князь мучает её своими завышенными требованиями к образованию. Он строг с нею, бывает раздражителен, поэтому, наверное, княж­на Марья и не понимает его объяснений («одна мысль о взгляде её отца приводила в ужас»).

Часто старый князь изводит дочь необоснованными придирками, а в сцене сва­товства унижает в присутствии посторонних. Он любит княжну Марью, но, как человек военный, не привык показывать свои чувства, даже родным.

Как и любой родитель, князь Николай Андреевич Болконский любит свою дочь и старается привить ей такие качества, как трудолюбие, честь и гордость.

Честь, благородство - эти черты характера унаследовала от своего отца княжна Марья. Руководствуясь чёткими представлениями о чести, достоинстве, порядоч­ности, она не соглашается на брак с красавцем Анатолем Курагиным, который в доме своей невесты заводит любовную интрижку с мадемуазель Бурьен, хотя и по­нимает, что для неё такое замужество - превосходная возможность избавиться от тирании отца, переехать из провинции в Петербург. Как всякий истинно честный человек, княжна Марья живёт по совести и не может лгать не только другим, но и самой себе. Честность по отношению к самой себе и окружающим была сформи­рована у княжны Марьи в отчем доме.

Со временем Наташа Ростова и княжна Марья Болконская уходят из-под роди­тельского крыла и основывают собственные дома. Обе героини находят счастье в заботе о близких людях.

Итак, анализ идейно-художественного содержания романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» показывает: атмосфера, царящая в отчем доме, воспитание, получен­ное здесь, во многом влияют на формирование характера и судьбу литературных ге­роев. Вот почему тема отчего дома является одной из ведущих в русской литературе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: