Произведений русской литературы?

Одной из тем, к которой нередко обращались в своих произведениях русские писа­тели, является тема бездомья. И это неслучайно. С одной стороны, художники сло­ва стремились показать, как несчастен человек, лишённый дома, семьи, поддержки близких, обречённый на вечное скитание, разлуку с Родиной, как мучительно стра­дает такой герой от осознания своего одиночества в окружающем мире. С другой сто­роны, классиков русской литературы всегда волновал вопрос, как бездомье влияет на характер человека, определяет мотивы его поступков. Рассмотрим разные аспекты темы бездомья, обратившись к анализу конкретных литературных произведений.

Так, в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» рассказывается о трагической судьбе юного горца, насильно вырванного в детстве из естественной среды обитания, за­точённого в монастырь и тоскующего по Родине.

Домом для Мцыри является Кавказ. Но в возрасте шести лет герой был взят в плен и насильно увезён из родных мест русским генералом. По пути мальчик забо­лел, и его решили оставить в монастыре, который юноша воспринимает как тюрь­му, потому что оказался здесь не по своей воле и вынужден жить навязанной ему кем-то жизнью.

Первоначальный эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» - французское изре­чение «Родина бывает только одна» - помогает понять, о чём тоскует в неволе глав­ный герой, ради чего он совершает побег из монастыря. Герой мечтает лишь об одном - обрести дом, вернувшись в родную страну, из которой был вырван ребёнком:

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Нежелание Мцыри следовать уготованной ему судьбе наказуется смертью. Не найдя пути в родную страну, свободолюбивый юноша, израненный во время схват­ки с барсом, снова попадает в ненавистный монастырь, где умирает. В предсмерт­ной исповеди он восклицает:

Увы! - за несколько минут

Между крутых и тёмных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай на вечность променял...

Мцыри просит похоронить его в саду, откуда виден Кавказ - его родной дом, по­пасть в который он так стремился.

Нельзя не отметить, что истинный дом героя, с которым он был насильно раз­лучён, влияет на его характер. Мцыри обладает чертами настоящего горца: смело­стью, мужеством, свободолюбием, силой духа.

Тема бездомья затрагивается и в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Оне­гин». На примере жизненной истории главного героя поэт показывает, как глубоко несчастен человек, если в детстве его не окружали заботливые родители и не помо­гали своими мудрыми советами.

С детства Евгений Онегин был лишён истинной родительской любви. Он рос без матери, отец практически не занимался воспитанием сына, поручив его наёмным гувернёрам и гувернанткам. Эти люди не предъявляли высоких требований к раз­витию морально-нравственных основ личности ребёнка. Они практически ничему не учили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка ругали за шалости. Лишённый в детстве истинной родительской любви, воспитанный «французом убо­гим», Онегин сформировался как скептик, неспособный к проявлению чувств, ни любовных, ни дружеских. Поэтому понятен его эгоизм, порой даже равнодушие к окружающим. Так, отсутствие настоящей семьи в детстве и юности, бездомье на­ложили свой отпечаток на характер героя.

Не обошёл своим вниманием тему бездомья и М.А. Булгаков. Она звучит в его повести «Собачье сердце». Начало этого произведения необычно. С первых строк перед читателем разворачивается «поток сознания» бездомного, вечно голодного уличного пса, который способен не только думать, но и читать, различать цвета, определять характер людей, рассуждать.

Бездомное животное, у которого смертельно болит ошпаренный бок, постоянно стра­дает от жестокости человека, терпит голод и холод, пытается разными способами най­ти себе пропитание. Бродячее существование на улице озлобляет пса. В таких усло­виях у него появляются «животные» представления о жизни. Шарик, как окрестили бездомного пса, не отличается преданностью: готов пойти за любым человеком, кото­рый предложит ему еду. Он получает удовольствие от того, что кусает людей, гордит­ся этим. Таким образом, М.А. Булгаков показывает: бездомье не только уродует душу человека, но и отрицательно влияет на характер и поведение животных.

Итак, приведённые литературные примеры показывают: произведения, посвя­щённые теме бездомья, составляют важную часть русской литературы. Писатели- классики говорят о том, что бездомье негативно сказывается на характере человека, делает его существование безрадостным и одиноким. Как тут не вспомнить слова Ф. Искандера: «Литература бездомья не имеет стен, и ты сам будто бы открыт со всех сторон, не защищён, ты чувствуешь себя раздетым и беспомощным. Она как бы испытывает тебя в условиях настоящей трагедии, ты заворожён, затянут видением бездны жизни, но всегда жить рядом с этой бездной не хочешь».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: