Понятие общество. Типология общества

Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующую и самовоспроизводящую. Общество взаимодействует с такими социальными организациями, как государство и население. Общество – это всегда коллективное, надличностная форма бытия человека.

В широком смысле общество рассматривается как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а в узком смысле - как социальную организацию нации, народности, населения страны.

П. Сорокин считал, что общество - это совокупность людей, находящихся в процессе общения. Общество - это объединение людей связью взаимодействия.
По мнению Шилса общество - это продукт взаимодействия людей, объединённых общей системой ценностей, традиций, законов, правил

Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.
По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий.
Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, которых объединяют нормы и ценности.
Из этих определений следует, что общество - это целостное единство, состоящее из людей, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Общество - это совокупность, объединение людей, но не механическое, а устойчивое, благодаря рациональной взаимосвязи и взаимодействия людей. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы и общности, социальные нормы и ценности. Каждый из них находится в тесной взаимосвязи с другими, играет особую роль в обществе.
Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия.
Базисными элементами общества выступают: индивиды, социальные действия, связи и взаимодействия, социальные общности, институты, нормы, ценности.Первоосновой общества выступает социальное действие, вызываемое потребностями людей. Человеческое действие, как показал М. Вебер, только тогда приобретает черты социального действия, когда оно осознанно (рационально), и находится во взаимосвязи с действиями других людей, оказывает влияние на их поведение, и одновременно испытывает воздействие от поведения других лиц. Когда люди временно влияют друг на друга, на поведение и действия друг друга, тогда складывается их взаимосвязь и социальное взаимодействие, лежащие в основе всех процессов жизни общества.

1. Общество и население. Общество отличается от населения тем, что население является субъектом, носителем общества, но еще не формирует общества.

2. Общество и государство. Между ними можно выделить несколько важных различий:

1. общество первично, а государство вторично;

2. функции общества шире, чем функции государства;

3. общество основано на мнениях, пожеланиях, в то время как государство применяет власть и принуждение;

4. общество ориентируется на естественное, неписаное право, а для государства характерно формализованное право;

5. в обществе существуют как формальные, так и неформальные институты, в то время как государство предполагает формализованность социальных институтов.

Эдвард Шилз выделил следующие признаки:

1)общ-во не явл-ся частью какой-либо крупной системы

2)браки заключаются между представителями данной системы

3)общ-во самовоспроизводится и не за счет миграций

4) любое общ-во имеет собственную территорию

5) имеют самосознание и собствен. культуру

6)система собствен. правления

7)сущ-ет дольше сред. продолжительности жизни отдельного человека

Любо общ-во представляет собой «общество обществ», т.е. внутри каждого общ-ва сущ-ет масса сообществ, которые явл-ся обществоподобными, но общ-вами не явл-ся. У данных внутрен. подобществ не хватает 2 признаков: территории и самодостаточности.

Будучи многоуровневым образованием, общество включает в себя людей; социальные действия, взаимодействия и отношения, которые связывают людей; социальные группы общности; социальные институты; нормы и ценности.

Типология общества

В основе всей западной типологии лежит дихотомия, т.е. деление общ-в на традиционное и современное. Основу деления составляет представление немец. философа Тенниса, который впервые выделил 2 типа общ-в: общину и само общество.

В современной типологии выделяют след. типы общ-в:

1)традиционное (аграрное общ-во с малоразвитыми соц.структурами: низкие темпы развития, невостребован. нововведение, строгое регламентированное поведение индивидов, господство традиций и религиозных мировоззрений)

2)современное (индустриальное: Сен Симон предложил термин этот. Это общ-во с промышлен. экономикой, с гибкими соц.структурами, с высокой соц. мобильностью и развитыми коммуникациями)В 20 веке эти типы были доолнены 3 типом: постиндустриальным (информационное общ-во) посмодернистский тип общ-ва

Раймонд Аром, Бэлл, Элвин Тофлер

а)все базовые потребности людей удовлетворены

б) каждый от жизни хочет своего

в) чисто денежное вознаграждение столь же важно

г) массовое стандартное произ-во заменяется

д)работа для большинства людей становится вариативной

е) структура корпораций приобретает гибкий характер

ж)происходит отрицание традицион. норм

Широко распространено деление общества, предложенное Д. Беллом и А. Туреном:
1) доиндустриальные (традиционные), где главный фактор – сельское хозяйство, главные институты – церковь и армия. Это закрытые общества;
2) индустриальные – имеют развитую промышленность, свободные, открытые общества;
3) постиндустриальные, – их главная ценность – информация, достижения научно-технической революции.
Существует деление общества по политическим признакам:
1) демократические (гражданское общество);
2) тоталитарное (государство подавляет личность);
3) авторитарное (промежуточное между демократией и тоталитаризмом).
Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на бесписьменные, или дописьменные, т. е. обладающие языком, но не имеющие письменности, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях: клинописных таблицах, бумаге, книгах и т. д. Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество или христианское) или языка (франкоязычное общество).

Опрос и его виды.

Опрос - метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов).

Виды опросов

  • письменные (анкеты, тесты)
  • устные (интервью)
  • очные
  • заочные

Специфика опросов

Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.

Опрос - это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:

  • психологическое состояние респондента в момент опроса;
  • ситуация опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);
  • содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания респондентом)

Различают вопросы:

    • открытые
    • закрытые (с перечнем вариантов ответов)
    • прямые, личные
    • косвенные, безличные
  • проблема достоверности информации.
  • качество работы анкетера или интервьюера. Подразумевается, что опрос как общение связан с общими принципами общения. Здесь важно учитывать стереотипы восприятия речи и внешности, последовательность действий.

Социальная и социологическая роль опросов

Задача опросов в обществе - обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений.

Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.

Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: