Законность и правопорядок в современном обществе 1 страница

3.1. Правомерное поведение личности

Правомерное поведение личности – это поведение, соответствующее предписаниям юридических норм. По сути, это социальное поведение, облеченное в юридическую форму. Масштабы и шаблоны правомерного поведения установлены диспозициями правовых норм, а само оно составляет суть правопорядка.

Путем правомерного поведения происходит управление обществом, осуществляется его нормальная жизнедеятельность, реализуются гражданами права и обязанности.

Цель правомерного поведения – закрепленные законом интересы.

Существуют три вида правомерного поведения.

1. Активное правомерное поведение. Это целенаправленная инициативная законная деятельность граждан, должностных лиц, связанная с дополнительными затратами времени, энергии, иногда материальных средств.

Формы проявления правовой активности многообразны: добросовестная служебная деятельность, участие в работе политических партий, предметное обсуждение законопроектов и пр.

2. Обычное правомерное поведение. Оно не связано с дополнительными затратами и усилиями. Это повседневная служебная, бытовая и иная жизнь человека, соответствующая правовым нормам. Таким образом удовлетворяются материальные, духовные и иные потребности человека.

3. Пассивное правомерное поведение. Оно проявляется в том случае, когда граждане не используют принадлежащие им права и свободы. Например, пассивно ведет себя гражданин, не приобретающий имущества. Урон в этом случае наступает для самого гражданина, хотя ущерб терпит и общество.

Правомерное поведение всегда включает в себя два момента: информационный (осведомленность гражданина о своих юридических правах и обязанностях и представление о законных способах их осуществления) и поведенческий. Отсюда постоянная потребность в правовом обучении, воспитании граждан.

Между тем ясно: правомерное поведение станет нормой жизни для подавляющего большинства населения лишь в обществе с достаточно развитой экономикой, стабильным политическим режимом, законопослушным населением. Для России это очень отдаленная перспектива.

3.2. Правонарушения: понятие, признаки, виды. Состав правонарушения как основание юридической ответственности

Антиподом правомерного поведения является правонарушение – это общественно опасное, виновное, противоправное деяние, наносящее вред личности, собственности, государству или обществу в целом.

Существенные признаки правонарушений:

1) правонарушения обладают общественно опасным характером, т.е. наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства, общества;

2) правонарушения носят противоправный характер. Противоправность – это юридическое выражение общественной опасности деяния;

3) правонарушения совершаются только людьми. При этом правонарушения есть деяния, совершенные не всяким лицом, а лишь таким, которое отдает себе отчет в своем поведении и способно этим поведением руководить. Поэтому, например, не является правонарушением деяние, совершенное невменяемым лицом;

4) правонарушение – это поведение, а не образ мыслей. Поведение же выражается в противоправных действиях или бездействии;

5) правонарушение – это виновное деяние. Если в поведении человека отсутствует вина, то его деяние правонарушением не считается, хотя внешне оно и противоречит существующему правопорядку (например, убийство, совершенное в состоянии необходимой обороны).

Все правонарушения в РФ делятся на две группы: преступления и проступки. Преступления – наиболее тяжкий вид правонарушений. Проступки есть правонарушения, посягающие на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношения и не достигающие степени общественной опасности преступлений. Они различаются степенью общественной опасности, для определения которой используются следующие критерии:

а) значимость регулируемого правом общественного отношения, ставшего объектом противоправного посягательства. Объектом преступных посягательств являются, как правило, наиболее важные общественные отношения, интересы, блага (например, жизнь и здоровье человека). Такие же сферы отношений, как трудовые, охрана природной среды, транспорт, менее значимы, а потому посягательство на них признается проступком;

б) размер причиненного ущерба. Если он значителен, то деяние признается законодательством, как правило, преступлением, если нет – проступком;

в) способ, время и мотив совершения противоправного деяния. Так, неисполнение приказа военнослужащим может быть признано дисциплинарным проступком, но то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет (ч.2 ст.332 УК РФ);

г) личность правонарушителя. Проступки, в отличие от преступлений, не выражают общественной опасности самой личности. Но личность, неоднократно нарушающая юридические нормы, становится общественно опасной, и ее последующие правонарушения расцениваются уже не как проступки, а как преступления. Так, разовые уклонения родителя от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей - это гражданско-правовой проступок. Злостное же уклонение родителя от уплаты таких сумм признается преступлением и влечет уголовную ответственность.

Проступки крайне разнородны и в зависимости от сферы общественных отношений, в которой они совершаются, делятся на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные и иные.

По своей структуре правонарушения – это сложные образования. Состав правонарушения представляет совокупность его элементов. Правонарушение будет основанием юридической ответственности только при наличии всех своих элементов. Элементами состава правонарушения являются: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения.

1. Объект правонарушения – это те явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние. Можно выделить общий, родовой и непосредственный объекты преступлений. Общий объект – это всегда общественные отношения, охраняемые правом. Родовой объект – это группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель (например, заработная плата), т.е. родовой объект конкретизирует общий объект посягательства. Непосредственный объект правонарушения – это конкретные блага, интерес, личность, на которые посягает правонарушитель. Непосредственный объект правонарушения детализирует родовой объект, ибо показывает, что из его элементов стало предметом посягательства.

2. Объективная сторона правонарушения – это внешнее проявление противоправного деяния. Элементами объективной стороны любого правонарушения являются следующие: деяние (т.е. поведение, находящееся под контролем воли и разума человека и выражающееся в действии или бездействии); противоправность деяния (т.е. противоречие его предписаниям юридических норм, а потому запрещенность правом); вред, причиненный деянием (т.е. неблагоприятные и потому нежелательные последствия, наступающие в результате правонарушения); причинная связь между деянием и наступившим вредом (т.е. причиненный вред должен быть непосредственным следствием неправомерного поведения).

3. Субъект правонарушения. Это лицо, совершившее виновное противоправное деяние, т.е. правонарушитель. Не каждое лицо признается субъектом правонарушения, а лишь обладающее деликтоспособностью – способностью отвечать за содеянное.

4. Субъективная сторона правонарушения. Ее составляет вина. Вина как психическое отношение лица к совершенному правонарушению имеет различные формы. Она может быть умышленной и неосторожной, а умысел, в свою очередь, – прямым и косвенным.

В современном российском обществе как никогда актуальна проблема причин и условий правонарушений. Среди правонарушений резко возросло количество преступлений. Увеличилось число правонарушений, совершаемых молодежью. Появились новые виды правонарушений. Преступность приобрела профессиональный, организованный характер.

При объяснении правонарушений и их причин необходимо исходить из единства социального и биологического в природе и поведении человека.

К числу основных причин правонарушений относятся:

1. Низкий уровень материальной жизни значительной части населения.

2. Низкий уровень правовой культуры граждан.

3. Кризис морали.

4. Алкоголизм и наркомания.

5. Несовершенство законодательства.

6. Неэффективная работа правоохранительных органов.

3.3. Понятие и виды юридической ответственности. Освобождение от юридической ответственности

Юридическая ответственность выступает разновидностью социальной ответственности. Юридическую ответственность можно рассматривать в двух аспектах: в позитивном и ретроспективном. Позитивную юридическую ответственность признают не все ученые, хотя часть их считает, что это осознание личностью собственного долга перед обществом и другими людьми. Ретроспективная ответственность возникает вследствие нарушения субъектом обязанностей, установленных государством и выраженных в правовых нормах, т.е. это ответственность за правонарушение.

Ее признаки:

1) по своей природе она есть особое политико-правовое состояние;

2) она есть вид и мера государственного принуждения;

3) она есть состояние, при котором правонарушитель претерпевает неблагоприятные последствия (урон);

4) она возникает и реализуется только на основе и в пределах норм права и определяется санкциями правовых норм;

5) она наступает за лично совершенное правонарушение;

6) она осуществляется в специальных процессуальных формах.

Cледует признать, что юридическая ответственность – возникшее в результате лично совершенного правонарушения и предусмотренное юридической нормой политико-правовое состояние, когда компетентный орган, должностное лицо или гражданин на основе закона в специальной форме требует от правонарушителя отчет в совершенном деянии, возлагает на него меру лишений, а правонарушитель претерпевает неблагоприятные последствия нарушения юридической нормы.

Существует несколько видов юридической ответственности. Основным крупным делением юридической ответственности следует признать ее разделение

1) на имущественную (правовосстановительную);

2) штрафную (карательную).

Имущественная ответственность осуществляется таким образом, что в случае причинения имущественного вреда или нарушения договора на правонарушителя возлагается обязанность возместить вред, уплатить неустойку или возместить убытки.

Штрафная ответственность не может осуществляться вне и помимо деятельности уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц. Она возникает с момента официального обвинения определенного лица в совершении правонарушения. Ее разновидностями выступают конституционная, уголовная и другая ответственность.

В отдельных случаях закон освобождает от юридической ответственности за правонарушения либо даже исключает ее. Для этого необходимо основание. Под основанием освобождения от юридической ответственности понимаются юридические факты или фактические обстоятельства, при наличии которых в силу норм права снимается обязанность претерпевать меры государственного принудительного воздействия за совершенное правонарушение. Освобождение от юридической ответственности – отказ компетентных органов государства от осуждения (порицания) поведения и применения мер государственного принуждения.

Выделяют полное и частичное освобождение от юридической ответственности. Это, например, освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, в связи с примирением с потерпевшим, в связи с истечением сроков давности. Особое место занимают акты амнистии и помилования.

3.4. Законность и правопорядок

Неотъемлемым качеством правовой системы выступает законность – строгое и неукоснительное исполнение законов. Это требование относится как к органам всех ветвей государственной власти, так и к непосредственным исполнителям законов – должностным лицам.

Многие ученые считают, что законность следует понимать в широком и узком смыслах. Законность в широком смысле означает требование соблюдать законы всеми субъектами права; в узком - соблюдение законов должностными лицами государства, т.е. законность распространяется только на деятельность государственного аппарата.

Законность и состоит в том, что должностные лица выполняют требования законов, выявляют нарушения закона, пресекают их, восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к юридической ответственности. Поэтому законность должна характеризоваться наличием эффективного механизма защиты действия законов государства. Если же граждане нарушают законы, это не означает, что они выступают в качестве нарушителей законности. В этом случае речь идет о нарушениях правопорядка в обществе.

Законность есть система реально действующего права. Это означает:

1) наличие в обществе и государстве правовой конституции и законодательства, которые адекватно выражают идеальное право, правовые принципы, идеалы свободного демократического общества и правового государства;

2) наличие и действие строго иерархической правовой системы, в основе которой лежит принцип верховенства закона, соответствия ему подзаконных нормативных актов;

3) полное и точное осуществление, реализацию Конституции и других законов в действиях должностных лиц органов всех ветвей государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан;

4) обеспечение и эффективную защиту действия Конституции и иных законов.

Такая система должна включать как систему государственного контроля и надзора за действием закона, так и систему индивидуальной защиты со стороны граждан своих прав и свобод законных интересов.

В свою очередь, правопорядок есть урегулированность общественных отношений, причем эта урегулированность осуществляется компетентными органами прежде всего в самом законе. Но все же это идеальная конструкция, и без реализации юридических норм она остается на бумаге. Эта реализация не происходит автоматически. Она требует обеспечения и охраны в случае правонарушения.

Правопорядок выступает как конечный результат действия юридических норм. В отличие от законности правопорядок означает:

1. Наличие в обществе и государстве правового массива подзаконных нормативных актов, а также соблюдение принципов права в подзаконном нормотворчестве. При этом нарушением правопорядка является принятие ведомственных актов (например, приказов), противоречащих правовым принципам подзаконного нормотворчества.

2. Наличие и действие принципа иерархии по юридической силе в подсистеме подзаконных нормативных актов.

3. Полное и точное соблюдение, исполнение и использование конституционных положений и норм законов гражданами, иностранцами и лицами без гражданства. Правопорядок включает осуществление, реализацию подзаконных нормативных актов всеми субъектами права, включая физических лиц.

4. Всестороннее обеспечение и охрану действия всего массива подзаконных нормативных актов.

Законность и правопорядок нуждаются в обеспечении и охране (защите). Различие в том, что их обеспечение связано с гарантированием положительной реализации законов (юридических норм), а охрана (защита) их – с нарушениями последних, с восстановлением законности и правопорядка.

Обеспечение законности, правопорядка представляет собой структуру мер, направленных на гарантирование (создание условий) положительной реализации законов (юридических норм) как должностными лицами, так и гражданами, на упрочение законности, правопорядка и на профилактику нарушений законности и правопорядка.

В свою очередь, система охраны (защиты) законности, правопорядка включает выявление несоответствий праву законов и подзаконных нормативных актов, правонарушений в законотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты и восстановления права, законности и правопорядка, привлечение к юридической ответственности виновных правонарушителей.

Контрольные вопросы

1. Какова связь правомерного поведения личности с интересами общества?

2. В чем состоит опасность пассивного правомерного поведения гражданина?

3. Можно ли считать правонарушением образ мыслей, противоречащий официальной доктрине?

4. В каких случаях можно говорить об основании юридической ответственности?

5. Что понимается под основанием освобождения от юридической ответственности?

6. Какова связь законности и правопорядка в обществе?

4. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4.1. Конституция как основной закон РФ

Конституционное право регулирует наиболее значимые, фундаментальные для общества и государства отношения.

Как отрасль национальной правовой системы конституционное право представлено совокупностью правовых норм, которые определяют (регулируют): а) основы конституционного строя; б) правовое положение человека и гражданина; в) государственное устройство (территориальную организацию государства); г) систему, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Конституция – акт учредительной (верховной) власти, закрепляющий основы конституционного строя, положение человека и гражданина в обществе, форму правления и государственно-территориального устройства, систему органов государственной власти и местного самоуправления. По своей сущности конституция есть выражение общей воли народа в акте верховной (учредительной) власти, где согласованы социально-политические, экономические и иные жизненно важные интересы различных групп населения. Конституция есть Основной закон государства, выражающий согласованную волю и интересы народа и закрепляющий основополагающие устои общественного строя и государственной организации.

Принято выделять юридическую, учредительную, политическую и мировоззренческую (идеологическую) функции Основного закона.

Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования.

Учредительная функция выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы.

Политическая функция проявляется в том, что конституция есть политический документ, оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения.

Мировоззренческая функция заключается в том, что конституция является элементом философии организации государственной власти, провозглашает и защищает важнейшие ценности.

Конституцию характеризуют социальные и юридические свойства. Социальные свойства выражают социальную природу и социальное значение конституции в правовой системе, и к ним относятся: реальность конституции, ее программность и легитимность. Правовые свойства конституции – это совокупность юридических характеристик, отображающих особенности принятия основного закона, его строение, механизм реализации и правовой охраны, а также определяющих его место в правовой системе страны. К юридическим свойствам конституции относятся: верховенство конституции; ее прямое действие; признание конституции базой текущего законодательства; особая правовая охрана конституции; особый порядок ее изменения и пересмотра; стабильность конституции.

Действующая Конституция РФ по своей структуре приближена к европейским конституциям. Она состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел представляет собой основную часть Конституции; состоит из 9 глав и 137 статей. Второй раздел содержит заключительные и переходные положения Конституции.

4.2. Основы конституционного строя РФ

Понятие «основы конституционного строя» характеризует закрепленные в конституции базовые принципы государственного и общественного строя, в которых получили юридическое выражение основополагающие ценности данного строя. Это ценности демократии, государственности, социального мира. Также к числу ценностей относятся: суверенитет народа, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей и пр. Отмеченные принципы сконцентрированы в первой главе Конституции, обладают высшей юридической силой по сравнению с иными конституционными нормами.

Согласно ст.1, Российская Федерация – Россия – является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократическим считается государство, в котором носителем суверенитета и единственным источником власти является народ (в нашем случае – многонациональный народ).

Федерация – это объединение двух или нескольких государственно-территориальных (или национальных) образований в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Федеративное государство выполняет две главные функции: 1) децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали; 2) интегрирует территориальные сообщества, т.е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования. При этом Конституция РФ прямо говорит, что «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти». Субъекты РФ имеют собственную территорию, конституции или уставы и органы власти, которые в пределах предоставленных им прав обладают высокой степенью независимости; предметами же ведения Федерации являются важнейшие вопросы государственной жизни (они перечисляются в ст.71 Конституции). Во многих сферах Федерация и ее субъекты тесно взаимодействуют (см. ст.72 Конституции). Субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом. Особенно важно, что они лишены права на сецессию (право на выход из состава федерации), не обладают верховенством на своей территории, не имеют абсолютной независимости в международных отношениях.

Подчинение законодателей и правительства решениям суда основывается на принципе верховенства права, получившем свое обоснование в теории и практике правового государства. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и права личности. В государстве царит строгое разделение властей, а суд является независимым, распространяется на всех граждан, государственные и общественные институты в равной мере. Отличительными признаками правового государства являются:

- наличие развитого гражданского общества;

- ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности; ответственность каждого за собственное благополучие;

- правовое равенство граждан, приоритет права человека перед законами государства;

- всеобщность права;

- суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государст-

венного суверенитета. Это означает, что народ является конечным источником власти, а государственный суверенитет носит представительный характер;

- разделение законодательной, исполнительной и судебной властей;

- приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом регулирования. Это значит, что действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом». Метод дозволения применяется только по отношению к государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного – формально зафиксированных полномочий;

- свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида.

Россия является государством с республиканской формой правления. Республика – это форма правления, при котором органы государственной власти являются выборными на определенный срок и несут ответственность перед своими избирателями.

Также Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

4.3. Права и свободы человека и гражданина. Их государственные гарантии

Важнейший институт конституционного строя – права человека. Он представлен совокупностью возможностей, призванных обеспечить достойную и безопасную жизнь человека и гражданина, условия его свободной жизнедеятельности. Права человека в юридическом смысле означают возможность его обладателя совершать действия, дозволенные или не запрещенные Конституцией РФ и основанными на ней законами и прочими правовыми актами. Законодательство РФ различает понятия «права» и «свободы». Общее для них заключается в том, что обладание правом и свободами есть возможность избрать тот или иной вид поведения. Различия между ними в том, что права связаны с возможностью получения определенных благ, это всегда право на получение чего-то. Свобода означает для человека возможность избегать воздействия со стороны государства тех или иных ограничений. Свобода в этом смысле есть независимость от государства.

В зависимости от ценностей, которые выражают конституционные права и свободы, все права и свободы классифицируют на три группы: а) гражданские (личные); б) политические; в) экономические, социальные и культурные.

Личные конституционные права и свободы – это право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на определение и указание своей национальной принадлежности; право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания и творчества; право свободно на территории РФ выбирать место жительства и пребывания; право свободно выезжать за пределы России и право гражданина беспрепятственно возвращаться в Россию; свобода совести, вероисповедания; свобода мысли и слова; право на свободный поиски и распространение информации. К этой же группе может быть отнесен блок прав человека в сфере правосудия, например право на судебную защиту.

Личные конституционные права и свободы человека необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности.

Политические права и свободы принадлежат только гражданам РФ. В этот блок входят следующие права и свободы: свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право участвовать в референдуме; иметь равный доступ к государственной службе; участвовать в отправлении правосудия; направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и местного самоуправления и участвовать в их деятельности.

Экономические, социальные и культурные права достаточно разнообразны. В них входят: свобода экономической деятельности; право иметь имущество в частной собственности, распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право на свободный труд; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях; право на благоприятную окружающую среду; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование; свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Конституцией предусматриваются гарантии прав и свобод, т.е. условия и средства (механизмы), обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и свободами и их всестороннюю охрану. Выделяются две группы гарантий. Во-первых, это общие гарантии – сам конституционный строй, основанный на соблюдении Конституции РФ, неотчуждаемом естественном праве, общепризнанных принципах и нормах международного права; состояние экономики страны; политический режим и пр. Во-вторых, это специальные гарантии: а) закрепленные в Конституции механизмы, средства – гарантии основных прав и свобод; б) деятельность конституционно уполномоченных органов и лиц по обеспечению прав и свобод.

К числу закрепленных Конституцией РФ средств, например, относятся: право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом; гарантированная каждому судебная защита его прав и свобод; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: