В рамках ЕС в 2002 г. была принята Декларация Европейской комиссии и министров образования европейских стран по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения в Европе, положившая начало так называемому Копенгагенскому процессу. В Декларации сформулированы задачи создания единого европейского пространства в области профессионального обучения, обеспечение прозрачности квалификаций, решение проблемы признания квалификаций и др.
В результате в рамках стран ЕС процесс гармонизации профессионального обучения выделен в отдельное направление. Отметим,что Россия активно включилась в Болонский процесс, то есть в процесс унификации требований к высшему образованию, который направлен наобеспечение взаимного признания документов о высшем образовании.
Болонская декларация (1999 г.) определила общую модель дипломов иструктур высшего образования на основе четко сформулированных и сопоставимых на международном уровне учебных циклов и уровней обучения (бакалавриат, магистратура). Были приняты решения о том, чтороссийская система профессионального образования и обучения должнаразвиваться в направлении интеграции в международное образовательное пространство с учетом особенностей собственной системы профессионального образования.
|
|
Исторически в России сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух образовательных подсистем:
- непрерывную подготовку дипломированных специалистов по 500 специальностям высшего профессионального образования(срок обучения, как правило, пять лет)
- ступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ по уровням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавра» и «магистра» по 120 направлениям подготовки высшего профессионального образования.
Лицензии на подготовку бакалавров имеют 50% вузов.Практическая реализация этих подсистем в России осуществляетсяпо разным схемам:
- независимые траектории обучения по подсистемам бакалавров испециалистов, которые не имеют общих частей;
- совмещенные траектории обучения на первых курсах (с первогопо второй или даже третий курсы) с последующим разведением потоковспециалистов и бакалавров на старших курсах, чему способствуют государственные стандарты высшего профессиональногообразования, введенные в 2000 г.
В настоящее время подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях ВПО, за исключением медицины и информационной безопасности.Большим препятствием для расширения двухуровнего образованияв России являются сложившаяся система финансирования высшей школы, слабое участие работодателей в ее развитии, во многом обусловленное затянувшимся спадом производства в большинстве отраслей, а такжеособенностями рынка труда.
|
|
Необходимо определенное время для того,чтобы двухуровневая система высшего профессионального образованияорганично заменила собой одноуровневую в базовых отраслях экономики.
Предстоит выработать механизмы и формы вхождения российских вузовв образовательное европейское пространство, сохранив при этом лучшиечерты отечественной системы высшего образования. Необходимы сближение образовательной и научной составляющей программ, изменение иунификация внутренней структуры вузов, разработка и принятие единыхвузовских учебных циклов наряду с созданием индивидуальных плановобучения студентов и содействием их мобильности.
Переход на новую систему финансирования будет длиться 5 лет. В 2012 г. нормативное финансирование коснется только студентов 1 курса, а к 2016 г.вузы должны будут полностью перейти на нормативы затрат по образовательным услугам. Отныне механизм финансового обеспечения образовательных учреждений будет не сметным, а субсидиарным. Вузы будут получать субсидии на исполнение государственного задания, а также субсидии на иные цели (стипендии, пособия на литературу, компенсации на оплату жилья на селе, компенсации на оплату проезда для районов Крайнего Севера и др.) и бюджетные субсидии.
Приказом от 27.06.2011 №2070 Минобразования определило базовый норматив затрат на единицу образовательной услуги высшего профессионального образования для 1 курса 2012/2013 учебного года в размере 60,2 тыс. руб.
Этот норматив является базой для выделения вузам средств на обучение каждого студента-бюджетника. К этому нормативу будут применяться различные коэффициенты, поэтому стоимость финансирования государством обучения того или иного студента будет зависеть от категории вуза, региона, от формы обучения (очная, очно-заочная, заочная, экстернат), от уровня получаемого образования (бакалавриат, специалитет или магистратура), от приоритетности специальности, от необходимости использования лабораторного оборудования в процессе обучения и даже от соотношения численности преподавателей и студентов на специальности, на которую поступает абитуриент.
Так, норматив затрат на обучение студента по направлению «Математика» (бакалавриат, очная форма обучения) равен 60,2 тыс. руб. в год, а на подготовку магистра очной формы обучения — уже 70,6 тыс. руб.Норматив по направлению «География» равен уже 63,8 тыс. руб. в год, «Прикладная математика» - 112 тыс. руб.
К очно-заочной форме обучения применяется коэффициент 0,4, заочной форме обучения 0,2, экстернату 0,2.
Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 1898, размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины финансового обеспечения таких же услуг в расчете на единицу оказания государственных услуг, выполняемых в рамках государственного задания. Другими словами, все российские высшие учебные заведения должны будут привести стоимость обучения платных студентов в соответствие с затратами на обучение студентов-«бюджетников» по аналогичным специальностям. Размер платы за обучение в филиалах вуза также должен будет соответствовать объему бюджетного финансирования на единицу услуги.
Таким образом, подавляющее большинство вузов вынуждено было резко повысить цены на образовательные услуги.
Несомненный интерес вызывает оценка разницы в стоимости подготовки специалистов и магистров. Речь идет о сравнении стоимости обучения по этим программам в год. Результаты проведенных расчетов по методикам, предложенным Финансовой академией совместное Высшей школой экономики и Академией народного хозяйства, показывают, что ежегодный базовый норматив подушевого финансирования подготовки магистров в вузах, рассчитанный в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации в сфере высшего профессионального образования, в 2 раза превышает ежегодный базовый норматив подушевого финансирования подготовки дипломированных специалистов.
|
|
Такое соотношение стоимости подготовки специалистов и магистров должно учитываться вузами и их учредителями при разработке стратегий развития и позиционирования на рынке образовательных услуг.