Особенности реформы финансирования учреждений ВПО в контексте перехода на государственные задания на оказание услуг

Расширение финансово хозяйственной самостоятельности бюджетных учреждений увязывается с изменениями в механизмах взаимодействия государственных органов с подведомственными учреждениями

- переход от сметы к субсидиям;

- появление планов и отчетов о результатах деятельности;

- предоставление образовательным учреждениям больших прав в распоряжении доходами и др.

Происходящие преобразования направлены на укрепление зависимости объемов бюджетного финансирования от результатов деятельности учреждений и, следовательно, на повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Как было отмечено выше, Закон № 83-ФЗ разделил государственные учреждения на бюджетные, автономные и казенные, уточнил их правовой статус, повысил степень самостоятельности в распоряжении доходами от приносящей доход деятельности.

Кроме того, Закон № 83-ФЗ регламентировал вопросы формирования государственных заданий и финансового обеспечения их выполнения для различных типов государственных учреждений, вопросы определения особо ценного движимого имущества и крупных сделок, перечень обязательных для опубликования сведений о деятельности государственного учреждения.

Наиболее сложным и трудоемкимвидом работ в рамках переходного периода стал расчет нормативных затрат,которые должны лежать в основе размеров финансового обеспечения выполнения государственного задания наоказание услуг.

Конкретные требования к формату государственного задания, к объему истепени детализации данных, к формеотчетности и контроля, а также иныевопросы формирования и финансового обеспечения государственных заданий на федеральном уровне установлены в Постановлении Правительства РФ от 2 сентября2010 г. №671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственныхучреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

Постановлением № 671 определено, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственным бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных услуг (выполнением работ), за счет средств федеральногобюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели.

Размер субсидии долженрассчитываться на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затратна содержание соответствующего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным бюджетным учреждением или приобретенного государственным бюджетным учреждением засчет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числеземельные участки.

Более детально эти вопросы рассмотрены в «Методических рекомендациях по расчету нормативных затратна оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затратна содержание имущества федеральных государственных учреждений»,утвержденных совместным приказомМинистерства финансов РФ и Министерства экономического развития РФ № 137н/527 от 29 октября 2010 г.

При этом в «Методических рекомендациях» подчеркнуто, что порядок определения указанных затрат и распределения их по отдельным государственным услугам должен устанавливатьсяфедеральными органами, осуществляющими полномочия учредителя федеральных государственныхучреждений.

Нормативные затраты, согласно«Методическим рекомендациям», могут определяться отдельно по каждому федеральному бюджетному или автономному учреждению, в среднем погруппе таких учреждений или по группе учреждений с использованием корректирующих коэффициентов, учитывающих особенности федеральногобюджетного учреждения.

Установлено три возможных метода определения нормативных затрат:нормативный, структурный, экспертный. Нормативный метод подразумевает прямой расчет каждой составляющей затрат на основе объективныхтребований к качеству и условиям оказания услуги. Структурный методпредполагает определение отдельныхсоставляющих затрат пропорционально выбранному основанию (затратам на оплату труда, используемых площадей, объемам оказываемых услуг). Экспертный метод заключается в определении составляющих затрат на основе экспертных оценок. При использовании любого метода нормирования или их сочетания основным ограничением является общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на соответствующий год.

Необходимо подчеркнуть, что нормативы финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг по экономическому содержанию связаны с текущими затратами и не охватывают капитальных расходов. Бюджетное финансирование затрат на цели развития осуществляется через субсидии на софинансирование объектов капитального строительства и иные виды целевых субсидий.

Вводится новая группировка затрат – по степени их участия в предоставлении услуги. В затратах на оказание услуги выделяются две группы: затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги, и затраты на общехозяйственные нужды. Затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги, включают в себя фонд оплаты труда основного персонала, материальные запасы и прочие расходы. К затратам на общехозяйственные нужды относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую ни к затратам, непосредственно связанным с оказанием услуги, ни кзатратам на содержание имущества.Они включают в себя коммунальныеплатежи (частично), затраты на содержание имущества, связь, транспорт,фонд оплаты труда прочего персоналаи прочие затраты.

Субсидия на выполнение государственного задания включает в себя нормативные затраты на оказание всех государственных услуг, выполнение работ и содержание имущества.Во избежание резких изменений в объемах финансирования вузов переход к новым формам финансового обеспечения будет осуществлен поэтапно.

Рисунок 2: Схема формирования субсидии на выполнение государственного задания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: