Схема бюджетного финансирования образования

Отметим, что учреждение – это некоммерческая организация, финансируемая собственником полностью или частично для обеспечения его деятельности финансовыми ресурсами. По аналогии с управлением, можно сказать, что деятельность по достижению этой цели должна осуществляться обособленными структурами, выполняющими определенные функции и решающими определенные задачи.

Воспользовавшись определением финансирования и сметного финансирования, можно определить задачи, которые необходимо решать для обеспечения финансирования. К ним можно отнести:

- определение целей, на которые должны направляться бюджетные средства;

- планирование расходов бюджетов на образование;

- обеспечение контроля за направлением средств на определенные цели;

- обеспечение правильного расходования средств;

- обеспечение эффективного расходования средств.

Поскольку основным источником финансирования образования является бюджет (государственный и муниципальный), то и финансирование образования определяется следующими факторами:

- системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования;

- процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования;

- процедурой (порядком) финансирования образования из бюджета.

В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы:

- Президент РФ;

- Федеральное Собрание РФ;

- Правительство РФ;

- Министерство финансов РФ;

- федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета;

- Федеральное казначейство, Банк России.

Как известно, сегодня в России имеются три типа учреждений, который различаются по статусности. Представим их основные отличительные особенности в табл. 2.

Определение участников процесса финансирования образования и их основных функций позволяет представить обобщенную схему финансирования образования(рисунок 1), которую можно в некотором смысле считать и схемой управления по функции «бюджетное финансирование».

На схеме отражены несколько направлений деятельности участников процесса бюджетного финансирования образование:

- разработка проекта бюджета;

- внесение проекта бюджета на утверждение;

- принятие и утверждение бюджета;

- доведение утвержденного бюджета до участников процесса финансирования;

- исполнение бюджета.

Таблица 2: «Статусные» отличия трех типов учреждения

  Казенные Бюджетные Автономные
Статус бюджетополучателя Распорядитель бюджетных ассигнований Получатели целевых поступлений из бюджета
Порядок финансового обеспечения На основании бюджетной росписи ассигнований по смете Субсидии, обеспечивающие выполнение государственного задания
Утверждение сметы Учредитель Руководитель организации, если иное не предусмотрено в условиях предоставления
Порядок осуществления операций с денежными средствами Лицевые счета в казначействе Счета в кредитных организациях или лицевые счета в казначействе
Государственные закупки В соответствии с ФЗ-94 Не распространяется действие ФЗ-94, если иное не предусмотрено соглашением

Рисунок 1: Измененная схема бюджетного финансирования профессионального образования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: