Отметим, что учреждение – это некоммерческая организация, финансируемая собственником полностью или частично для обеспечения его деятельности финансовыми ресурсами. По аналогии с управлением, можно сказать, что деятельность по достижению этой цели должна осуществляться обособленными структурами, выполняющими определенные функции и решающими определенные задачи.
Воспользовавшись определением финансирования и сметного финансирования, можно определить задачи, которые необходимо решать для обеспечения финансирования. К ним можно отнести:
- определение целей, на которые должны направляться бюджетные средства;
- планирование расходов бюджетов на образование;
- обеспечение контроля за направлением средств на определенные цели;
- обеспечение правильного расходования средств;
- обеспечение эффективного расходования средств.
Поскольку основным источником финансирования образования является бюджет (государственный и муниципальный), то и финансирование образования определяется следующими факторами:
- системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования;
- процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования;
- процедурой (порядком) финансирования образования из бюджета.
В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы:
- Президент РФ;
- Федеральное Собрание РФ;
- Правительство РФ;
- Министерство финансов РФ;
- федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета;
- Федеральное казначейство, Банк России.
Как известно, сегодня в России имеются три типа учреждений, который различаются по статусности. Представим их основные отличительные особенности в табл. 2.
Определение участников процесса финансирования образования и их основных функций позволяет представить обобщенную схему финансирования образования(рисунок 1), которую можно в некотором смысле считать и схемой управления по функции «бюджетное финансирование».
На схеме отражены несколько направлений деятельности участников процесса бюджетного финансирования образование:
- разработка проекта бюджета;
- внесение проекта бюджета на утверждение;
- принятие и утверждение бюджета;
- доведение утвержденного бюджета до участников процесса финансирования;
- исполнение бюджета.
Таблица 2: «Статусные» отличия трех типов учреждения
Казенные | Бюджетные | Автономные | |
Статус бюджетополучателя | Распорядитель бюджетных ассигнований | Получатели целевых поступлений из бюджета | |
Порядок финансового обеспечения | На основании бюджетной росписи ассигнований по смете | Субсидии, обеспечивающие выполнение государственного задания | |
Утверждение сметы | Учредитель | Руководитель организации, если иное не предусмотрено в условиях предоставления | |
Порядок осуществления операций с денежными средствами | Лицевые счета в казначействе | Счета в кредитных организациях или лицевые счета в казначействе | |
Государственные закупки | В соответствии с ФЗ-94 | Не распространяется действие ФЗ-94, если иное не предусмотрено соглашением |
Рисунок 1: Измененная схема бюджетного финансирования профессионального образования