Совершенствование системы финансирования ВУЗов в рамках развития инновационной экономики

 

Необходимость модернизации системы российского высшего профессионального образования, инновационного прорыва в поиске организационных структур и механизмов финансирования, обеспечивающих конкурентоспособность российской высшей школы, осознается на всех уровнях и всеми участниками рынка образовательных услуг. Это продиктовано тем, что система высшего образования является неотъемлемой частью отечественной инновационной системы, а инвестиции в образование при их эффективности обеспечивают условия для появления инновационных предприятий – фундамента инновационной экономики.

Кроме того, в последние десятилетия все настойчивее проявляются вызовы, на которые система высшего образования должна дать адекватные ответы. Отметим в этой связи наиболее существенные обстоятельства, прямо обусловившие постановку задачи организационной перестройки системывысшего образования и формирования новых механизмов финансирования.

Во-первых, новая технологическая волна, ожидаемая в самое ближайшее время, ускорение мирового инновационного процесса сокращает сроки морального старениячеловеческого капитала, вызывая необходимость повышения и обновленияобразования на протяжении всей человеческой жизни. Если знания и навыкиработников не начнут своевременно обновляться, то и отдельные работники инациональные экономики начнут утрачивать конкурентоспособность.

Во-вторых, расширяющийся спрос в развитых странах на высокие стандартыкачества жизни, сопровождаемый значительными инвестициями в социальную сферу, обусловил рост продолжительности жизни, в частности, активной ее фазы – трудовой.

В-третьих, ожидается смещение инновационной активности в новые сектора экономики – сферу услуг (прежде всего, информационных), в сферу энергосбережения и экологии – отраслей, связанных с повышением качества жизни. Страны, которые вступили на путь развития, который соответствует новой технологической волне, сталкиваются с новым типом своеобразного разделения труда – национальнойсегментацией специальностей в контексте глобализации рынка труда и рынкаобразования, когда на фоне общего роста международного рынка услуг образования и увеличения международных потоков студентов фиксируются те или иныепредпочтения студентов относительно получаемой профессии.

В-четвертых, новый тип конкуренции (в сфере инноваций) не отвергаетконкуренции на уровне экономии издержек, в частности, на труд. Одним из путей вэтом направлении становится использование возможностей аутсорсинга идистанционной формы занятости. Рынок труда приобретает глобальный характер, когда отсутствуют национальные границы, а человеческие ресурсы характеризуются только набором знаний, навыков икомпетенций.

Указанные тенденции приводят к изменению источников и структурыинвестиций в сферу образования, усиливают конкуренцию на рынке образовательныхуслуг, требуют организационной перестройки системы высшего образования иформирования новых механизмов финансирования образовательной деятельности.

Необходимость модернизации финансового механизма российской системы высшего профессионального образования зафиксирована в документах о современной образовательной политике РФ, в частности, в Федеральной программе развития образования, в которой указывается, что российское общество должно перейти от режима бюджетного содержания своей системы образования к режиму инвестирования в него. Среди рыночных механизмов финансирования системы образования выделены следующие.

1) Нормативное подушевое финансирование вузов с использованиемгосударственных именных финансовых обязательств – документа, получаемого гражданином в порядке, установленном законом, иными нормативными правовыми актами, согласно которому государство обязуется предоставить учебному заведению бюджетные средства на обучение в нем этого гражданина в течение всего срока обучения в соответствии с государственными образовательным стандартом. Финансирование вузов с использованием ГИФО должно обеспечитьдифференцированное нормативное финансирование образовательной деятельностивузов.

2) Финансирование развития вузов на основе среднесрочных (3-5 лет) программ. Такие бюджетные целевые программы должны обеспечивать инвестиции в основныефонды образовательных учреждений, включая объекты социально-культурной сферы, информационно-коммуникационное развитие, в том числе пополнение и модернизацию библиотек, кадровое развитие вузов.

В наиболее концентрированном виде суть модернизации финансовогомеханизма системы высшего профессионального образования в современных условияхможно свести к следующему:

- расширение автономии и ответственности вузов при решении вопросовбюджета, организационной структуры и кадровой политики. Это будет способствоватьросту конкурентоспособности вузов (в части проведения исследований и собственнообразования), повышению качества финансового (бухгалтерского и управленческого) учета и отчетности, применению в сфере высшего образования современных методикстратегического и операционного менеджмента;

- внедрение современных методик финансового менеджмента, ориентированныхна достижение заданных результатов деятельности, что предполагает переход отсметного финансирования к бюджетированию, ориентированному нарезультат, базирующемуся на государственном задании и государственных контрактах;

- совершенствование системы оценки качества деятельности вузов посредствомвнутреннего и внешнего мониторинга с привлечением внешних экспертов, занимающихся оценкой качества в сфере высшего образования на основемеждународных принципов и методик.

В условиях сочетания государственного и рыночного подходов стало очевидно, что недостаточность бюджетных средств вызывает объективную необходимостьповышения эффективности использования государственными вузами выделяемыхобщественных финансовых ресурсов, с одной стороны, и более активного привлеченияими средств из внебюджетных источников – с другой.

Как представляется, повышение эффективности использования финансовыхсредств в системе высшего профессионального образования абсолютно необходимо всилу:

· ограниченности финансовых ресурсов;

· неравномерности денежных поступлений, обусловленной графиками учебногопроцесса;

· растяжимости во времени процесса оказания образовательных услуг;

· законодательного ограничения ведения некоммерческой деятельности.

Инструментом решения задачи повышения эффективности использованияфинансовых средств в системе высшего профессионального образования может статьпроектное финансирование.

В качестве целей инвестирования могут быть заявлены:

- ежегодный устойчивыйприрост количества обучаемых;

- расширение спектра образовательных услуг, открытие новых специальностей и специализаций, оказание услуг подополнительному и послевузовскому образованию;

- повышение качестваобразовательных услуг за счет технического перевооружения, компьютеризации и автоматизации учебного и вспомогательных процессов;

- снижение себестоимостиобразовательной услуги, в том числе полной себестоимости, себестоимости отдельного направления (профессиональной программы), учебнойгруппы, филиала;

- достижение социальных целей (например, компенсация стоимостиобучения для малообеспеченных студентов).

В зависимости от сферы реализации инвестиционного проекта можно выделять:

- технические проекты, направленные на улучшение материально-техническогообеспечения образовательного процесса;

- организационные проекты, предусматривающие создание новых структурных подразделений;

- экономические проекты, направленные на снижение себестоимости образовательных услуг без ущерба дляих качества;

- социальные проекты – предоставление образовательных кредитов, образовательного страхования, материального стимулирования.

Продолжительность периода реализации инвестиционных проектов можетсоставлять до 3 лет (краткосрочные), от 3 до 5 лет (среднесрочные) и более 5 лет(долгосрочные).

По источникам образования инвестиционных ресурсов различаются:

- бюджетные инвестиционные проекты (реализация программ целевогобюджетного финансирования);

- внутренние инвестиционные проекты, связанные с эффективнымиспользованием собственных средств, полученных от образовательной иисследовательской деятельности;

- проекты, финансируемые в форме грантов, полученных от внешних структур.

Развитие представлений об образовании как инвестициях в человеческийкапитал ведет к осознанию важности инвестиций в сферу высшего профессионального образования для обеспечения экономического роста страны, обуславливаетнеобходимость разработки стратегии инвестирования и экономической политики всфере образования для получения максимальной отдачи от инвестиций. Формирование такой стратегии и политики инвестирования в образованиетребует глубокого междисциплинарного анализа на базе объемной и разнороднойинформации с использованием системного подхода.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: