Экологическая сертификация

Экологическая сертификация – действия третьей стороны по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям.

2 вида сертификации:

1. Добровольная (если в законе не предусмотрена обязательная сертификация). ППРФ от 01.12.09 #982 – единый перечень продукции, подлежащим обязательной сертификации. Объекты – продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, система менеджмента и другие объекты, для которых существуют технические условия рецептуры, стандарты и иная документация, соответствие которой возможно подтвердить. Не заменяет обязательную. Осуществляется на основе заключённого договора с органом по сертификации. Хозяйствующие субъекты, которые хотят получить официальное подтверждение экологической чистоты и безопасности продукции и отходов, соответствии своей деятельности в области окружающей среды международным стандартам в этой области, льготы при налогообложении, кредитования, уступки органов государства в области государственного экологического надзора. Результатсертификат соответствия и знак обращения на рынке.

2. Обязательная – исключительно для объектов, включенных в ППРФ. Каждый технический регламент содержат конкретные формы и схемы. Подтверждение соответствия проводят специально аккредитованные органы по сертификации, которые сотрудничают со специальными лабораториями. Декларирование соответствия и обязательная сертификация – формы. Направления: декларирование соответствия (декларация о соответствии на основе собственных доказательств заявителя; декларация о соответствии на основе собственных доказательств заявителя и доказательств, полученных при участии органов по сертификации и/или лабораторий – заявитель самостоятельно формирует комплект доказательств). Регистрирует Росстандарт. При подтверждении по форме обязательной сертификации процедуры сертификации устанавливаются техническими регламентами – заявитель получает сертификат соответствия, а продукция маркируется знаком обращения.

Уровни организации

1. Росстандарт

2. Управления Ростехрегулирования по отраслям экономики

3. Органы по сертификации продукции

4. Испытательные лаборатории

5. Изготовители (продавцы, исполнители)

 

Статья 21. Добровольное подтверждение соответствия (ФЗ "О техническом регулировании")

1. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Орган по сертификации:

· осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

· выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;

· предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

· приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

2. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

3. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию представляются:

· свидетельство о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя. В случае, если указанный документ не представлен лицом или лицами, создавшими систему добровольной сертификации, по собственной инициативе, сведения, содержащиеся в нем, представляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по межведомственному запросу федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию;

· правила функционирования системы добровольной сертификации, которыми предусмотрены положения пункта 2 настоящей статьи;

· изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено, и порядок применения знака соответствия;

· документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации.

Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется в течение пяти дней с момента представления документов, предусмотренных настоящим пунктом для регистрации системы добровольной сертификации, в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет.

4. Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления документов, предусмотренных абзацами четвертым, пятым и шестым пункта 3 настоящей статьи, отсутствия сведений о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя или совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием системы и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации этой системы с указанием оснований для отказа.

Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.

5. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, которыми предусмотрены положения пункта 2 настоящей статьи, знаках соответствия и порядке их применения. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию должен обеспечить доступность сведений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, заинтересованным лицам.

Порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и порядок предоставления сведений, содержащихся в этом реестре, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Экологический аудит

Одним из специфических методов экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования является экологи­ческий аудит. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяется он как независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и норматив­ных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучше­нию такой деятельности. Однако данный Закон не содержит иных правовых норм, регулирующих отношения по проведению экологиче­ского аудита.

В Классификаторе правовых актов, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511, эко­логическим аудит рассматривается как сфера самостоятельного нор­мативного правового регулирования. Однако до настоящего времени не принято специального федерального закона об экологическом аудите.

Создание нормативной правовой базы в области экологического аудита связано с принятием приказов Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» и от 16 июля 1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации». Создание системы аудита недропользова­ния предусматривалось приказом МПР РФ от 2 апреля 1998 г. № 95. Однако этих нормативных правовых актов оказалось недостаточно для организации и проведения экологического аудита, поскольку они не прошли обязательную стадию их государственной регистра­ции и опубликования.

В настоящее время отсутствует законодательная основа, необходи­мая для организации и проведения экологического аудита (как обяза­тельного, так и добровольного).

Между тем разработка и внедрение современной системы эко­логического аудита предусмотрены в числе Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 г., утвержденных распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоря­жением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, указывается на необходимость формирования правил осуществления экологиче­ского аудита как одного из условий создания эффективного эколо­гического сектора экономики. Проведение экологического аудита предусмотрено в качестве одного из механизмов при решении задач развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период До 2030 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: