Степанова Н. А.
' 79 An Introduction to Environmental Awareness: Знакомство с основ-
ными проблемами охраны окружающей среды.- СПб.: Антология,
2006.- 128 с.
ISBN 5-94962-116-6
Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов и аспиран-
тов химического профиля, специалистов в области охраны окружающей
среды и природопользования, стремящихся расширить навыки владения
английским языком.
Целью пособия является расширение активного словарного запаса, при-
обретение навыков профессионально-ориентированного чтения и коммуни-
кации на английском языке.
Тексты, представленные в пособии, отражают современные взгляды на
основные проблемы охраны окружающей среды, которые приобрели гло-
бальный характер, и поиски путей устойчивого экономического развития.
ББК 81.2 Англ
Художественный редактор А. А. Неклюдова
Художник В. С. Иванов
Технический редактор А. Б. Ткаченко
Корректор Е. Г. Шабалова
Компьютерная верстка Д. В. Лемеш
Подписано в печать 01.06.2006. Формат 84x108 У32.
Гарнитура Times New Roman. Печать офсетная.
|
|
Объем 4 п.л. Тираж 3000 экз. Заказ № 1491.
Издательство «Антология»
199053, С.-Петербург, В.О., Средний пр., д. 4
тел.: (812) 326-01-27; 326-01-28; 323-73-01; sales@anthology.spb.ru
интернет-магазин: www.bookstreet.ru
Отпечатано по технологии Ctp в ОАО «Печатный двор» им. А. М. Горького
197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.
© Степанова Н. А., 2006
ISBN 5-94962-116-6 © Антология, 2006
Пособие предназначено для обучения ESP (английскому для
специальных целей) студентов, магистрантов химических и экологи-
ческих специальностей, может использоваться на занятиях с аспиран-
тами химического профиля, а также с учениками старших классов
школ с углубленным изучением английского языка при изучении тем,
связанных с охраной окружающей среды. Отдельные блоки, напри-
мер, освещающие проблемы народонаселения и расширения произ-
водства, использования генетически модифицированных продуктов
могут представлять интерес для студентов-экономистов, так как ка-
саются проблем развития мировой экономики, вопросов взаимоот-
ношений бизнеса и окружающей среды в современном мире. Посо-
бие может быть также полезно для лиц, самостоятельно совершен-
ствующих свои знания английского языка и интересующихся
проблемами охраны окружающей среды.
Использование пособия предполагает наличие у обучающихся ис-
ходной языковой подготовки среднего уровня (Intermediate Level,
Upper Intermediate).
Пособие рассчитано на 40 академических часов аудиторных заня-
тий и состоит из 10 блоков, глоссария и приложений. В пособие вклю-
чено 15 рисунков и 2 таблицы. Первые 9 блоков включают тексты по
актуальным вопросам охраны окружающей среды, каждый текст со-
провождается заданиями для развития различных навыков чтения, в
том числе предтекстовыми заданиями, способствующими настройке
читателя на восприятие предлагаемой информации и развитию навы-
ков прогнозирования содержания текста.
|
|
В блоки 1-6 (U1-U6), а также в блок 9 (U9) входит по одному
тексту. Блоки 7 и 8 (U7 и U8) включают два текста, объединенные
общей проблемой. Тексты приблизительно одной сложности, возмож-
но, наибольшие трудности могут возникнуть при работе над текстом 9
из раздела 8. При выборочном использовании материала пособия можно
Introduction
Introduction
начинать работу с любой из заинтересовавших вас тем. Все тексты составлены на основе современных аутентичных материалов, американской и британской учебной и научной литературы (перечень приведен в списке использованных источников) и материалов, которые опубликованы в Интернете, в том числе на сайтах ВВС, представляющих новости мира природы, науки и техники, и специальных сайтах, посвященных проблемам окружающей среды.
Раздел пособия U10 содержит упражнения на перевод с английского на русский язык и может быть использован при повторении грамматических тем «Инфинитив» и «Сослагательное наклонение» и при обучении письменному переводу.
Важной частью пособия является глоссарий, содержащий толкование специальных терминов, встречающихся в тексте пособия.
Приложение к пособию включает разговорные формулы для участия в дискуссии и дискурсные маркеры (discourse markers), опираясь на которые можно сделать вывод о предполагаемом содержании абзаца и его связи с предшествующим, понять его основную мысль.
Пособие предназначено в первую очередь для обучения коммуникативному чтению, развитию стратегии и навыков чтения специальной литературы на английском языке, умению вести беседу на профессиональную тему.
Чтение не является пассивным процессом, это интерактивный процесс взаимодействия читателя с сообщением, представленным в виде печатного текста.
Во время чтения читатель расшифровывает информацию, графически зафиксированную в тексте, при этом протекают мыслительные процессы, как связанные с индуктивными действиями ("bottom up"), так и с дедуктивными ("top-down"). Информация о взглядах на индуктивные и дедуктивные процессы, протекающие при чтении, приведена в курсе лекций для преподавателей и студентов Санкт-Петербургского государственного университета профессора И. Ю. Павловской (References 6).
Професиональное чтение требует координации ряда навыков. Эффективность процесса чтения зависит от способности читателя выбирать необходимые умения и стратегию. Опытные читатели заранее определяют задачи, а затем стратегию и умения, которые необходимо использовать для достижения поставленных целей. Они обладают развитой способностью предвидеть, какая информация встретится им при чтении данного текста как в целом, так и конкретного абзаца. Они читают для того, чтобы как подтвердить, так и опровергнуть свою догадку. Таким образом, постоянно идет процес взаимодействия читателя с текстом. Задачей обучения чтению на иностранном языке является обеспечение необходимых условий для активизации
навыков автоматического чтения при работе с иностранным текстом, которые уже сформировались у студентов при чтении на родном языке. Предлагаемые тексты и упражнения дают студентам интенсивную практику и будут способствовать развитию у них навыков эффективной самостоятельной работы с литературой по специальности. Так как целью учебного пособия является развитие навыков чтения, студентов не следует резко порицать, если они не разобрались сразу со всеми трудностями текстового материала. На занятиях следует поддерживать доброжелательную рабочую атмосферу, стараясь реально руководствоваться принципами гуманистического подхода к обучению, ориентированного на интересы и нужды учащихся. Попытка ответить на вопрос часто не менее важна, чем правильный ответ, так как ведет к формированию необходимых навыков.
|
|
Учебное пособие содержит упражнения, которые дают студентам практические навыки как в языке (расширение активного запаса слов), так формируют навыки чтения литературы по специальности, умения провести критическую оценку предложенного материала и обосновать свою точку зрения.
При составлении упражнений и выборе их типов автор опирался на методический подход, реализованный в учебном пособии "Reader's Choice", которое было издано Мичиганским Университетом в 1993 г., но не потерявшем своей актуальности. Авторы данного пособия выделяют 4 основных вида чтения: просмотровое (skimming), чтение для извлечения конкретной информации (scanning), чтение с полным пониманием текста (reading for thorough comprehension), критическое чтение (critical reading).
Упражнения по развитию языковых навыков представлены в разделах, названных Word Study и Vocabulary, направленных как на расширение знания общей научной лексики, специальных терминов, так и на развитие навыков речевой догадки.
При встрече с незнакомым словом в тексте читатели могут использовать несколько подходов. Они могут продолжить чтение, помня о том, что незнание одного слова часто не препятствует пониманию общего смысла. Читатели могут также использовать контекстные подсказки, чтобы посмотреть могут ли соседние слова и грамматические структуры дать информацию о незнакомом слове. Если и этот подход не приводит к желаемому результату, можно заглянуть в глоссарий или прибегнуть к помощи словаря. В случае, если знание одного слова является существенным для понимания общего смысла, желательно использовать монолингвистический словарь для того, чтобы найти соответствующее определение слова, используя определения, приведенные в словаре и примеры использования слова в данном значении. Иногда целесообразно сравнить определения слова, приведенные в
|
|
Introduction
Introduction
разных словарях, и выбрать наилучшим образом соответствующее данному конкретному случаю его использования в тексте.
Студенты не должны обязательно пытаться выучить значения всех слов, представленных в заданиях Word Study. Данные задания преследуют другую цель. Слова для упражнений данного типа отбирались в соответствии с тремя критериями:
а) часто употребляющиеся, следовательно, студентам надо их знать;
в) имеющие важное значение для понимания текста;
с) слова, значение которых нелегко понять, исходя из контекста.
Упражнения, названные Paragraph Reading, обеспечивают студентов навыком понимания того, как организация параграфа влияет на общее восприятие текста. Упражнения направлены на выяснение главной идеи, содержащейся в параграфе. Студенты привыкают отыскивать главную мысль в начале абзаца (в первом или во втором предложениях).
Просмотровое чтение, предназначенное для выяснения основной идеи, является видом быстрого чтения. На практике оно используется, когда необходимо решить целесообразна ли детальная проработка чтения или если нет достаточного времени для подробного чтения. В этом случае надо читать только отдельные предложения; чтобы понять общее содержание нет необходимости читать каждое слово или предложение. В научной деятельности этот вид чтения используется при реферировании и аннотировании.
Чтение для выяснения конкретной информации (scanning) также является видом быстрого чтения. Но поиск информации в этом случае является направленным.
Необходимо найти конкретную дату, имя, название химического вещества, подход к классификации и т.д.
При этом опытный читатель автоматически придерживается следующего алгоритма:
1) ставит задачу: что надо найти;
2) решает, в какой форме данная информация может быть представлена;
3) определяет, где ее надо искать;
4) быстро просматривает текст до тех пор, пока не будет найдена требуемая информация;
5) тщательно ее изучает;
б) отказывается от дальнейшего чтения.
Чтение с полным пониманием текста направлено на извлечение максимальной информации из текста. В этом случае читатель должен суммировать мысли, которые изложены в тексте, но еще не проводит критической оценки полученной информации. Этот вид чтения - подробное чтение с определением основной идеи, пониманием сопутствующих
подробностей, логики обоснования заключений, средств, используемых для передачи информации. Отработка этого вида чтения проходит при ответах на вопросы, представленные в разделе Comprehension. Критическое чтение включает оценку прочитанного, ставит и отвечает на вопросы:
1) Как данная информация согласуется с моими личными знаниями, полученными ранее из других источников (чтение специальной и научно-популярной литературы, прослушивание радиопередач и просмотр телепередач, соответствующих сайтов в интернете, изучение других предметов)?
2) Разделяю ли я изложенную точку зрения?
3) Смог ли убедить меня автор?
4) Насколько полезной и заслуживающей доверия является предложенная информация (факты и предположения, гипотезы)?
5) Насколько логически грамотно выстроена цепочка рассуждений?
6) Где и как может быть использована эта информация?
Разграничением фактов и предположений мы занимаемся до некоторой степени всегда. В данном пособии соответствующий раздел предназначен для развития этого навыка.
Для того, чтобы придать занятиям большую динамичность, не обязательно выполнять задания всегда в той последовательности, в которой они даны в пособии. Вопросы на понимание обычно обсуждаются в классе с участием всей группы, в малых группах или в парах. Преподаватель может выбрать сложную лексику, связанную с тематикой текста, и предложения, обычно вызывающие затруднения, для интенсивного анализа в классе. Разнообразить занятия можно, включив свежие сообщения, представленные на сайтах ВВС, CNN и сторонников охраны окружающей среды. Данные материалы могут служить как для подготовки студенческих выступлений, так и проведения ролевых игр.
Возможный вариант плана урока:
1. Краткая информация по основной теме.
2. Предварительная дискуссия.
3. Упражнения на знание лексики.
4. Преподаватель читает основные предложения из текста.
5. Определение основной идеи текста.
6. Чтение текста про себя (Silent Reading) и подготовка ответов на вопросы раздела Comprehension.
Home Task: Read the text thoroughly and do Paragraph Reading
Последующее занятие включает:
1) Чтение вслух и разбор, встретившихся лексических и грамматических трудностей.
Introduction
2) Критическое чтение. Студенты должны защищать свои ответы, в том числе и используя ссылки на текст, акцент делается на умении убеждать и воспринимать точку зрения других.
Методический характер работы с предлагаемым пособием определяется в значительной степени конкретной ситуацией: уровнем подготовки студентов, их мотивацией, временными рамками и т.д.
При тщательной проработке материала пособия учащиеся получат навыки чтения специальной литературы на продвинутом уровне (практически без словаря и с хорошей скоростью), приобретут умения, которые помогут им в дальнейшем при реферировании и аннотировании публикаций по специальности, и научатся общаться на профессиональные темы.
Tuning In
Match the pictures and descriptions with the global environmental problems printed in bold type.
1. Factories and cars release poisonous chemicals into the air, the polluted rain that forms later damages trees, water sources, has a harmful effect on human health.
Threat to Biodiversity
2. Much of our energy supply comes from coal, oil, natural gas, or radioactive elements. The undesirable effects of pollution both from burning fossil fuels (as well as their depleted resources) and from nuclear waste by-products encourage using renewable energy sources (solar, wind, geothermal power and others).
Water Shortage
Tuning In
Tuning In
3. There is less and less wilderness in the world. An increasing human population is taking up ever more land for agriculture and urban areas.