Threat to Biodiversity

Степанова Н. А.

' 79 An Introduction to Environmental Awareness: Знакомство с основ-
ными проблемами охраны окружающей среды.- СПб.: Антология,
2006.- 128 с.

ISBN 5-94962-116-6

Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов и аспиран-
тов химического профиля, специалистов в области охраны окружающей
среды и природопользования, стремящихся расширить навыки владения
английским языком.

Целью пособия является расширение активного словарного запаса, при-
обретение навыков профессионально-ориентированного чтения и коммуни-
кации на английском языке.

Тексты, представленные в пособии, отражают современные взгляды на
основные проблемы охраны окружающей среды, которые приобрели гло-
бальный характер, и поиски путей устойчивого экономического развития.

ББК 81.2 Англ

Художественный редактор А. А. Неклюдова

Художник В. С. Иванов

Технический редактор А. Б. Ткаченко

Корректор Е. Г. Шабалова
Компьютерная верстка Д. В. Лемеш

Подписано в печать 01.06.2006. Формат 84x108 У32.

Гарнитура Times New Roman. Печать офсетная.

Объем 4 п.л. Тираж 3000 экз. Заказ № 1491.

Издательство «Антология»

199053, С.-Петербург, В.О., Средний пр., д. 4

тел.: (812) 326-01-27; 326-01-28; 323-73-01; sales@anthology.spb.ru

интернет-магазин: www.bookstreet.ru

Отпечатано по технологии Ctp в ОАО «Печатный двор» им. А. М. Горького
197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

© Степанова Н. А., 2006
ISBN 5-94962-116-6 © Антология, 2006


Пособие предназначено для обучения ESP (английскому для
специальных целей) студентов, магистрантов химических и экологи-
ческих специальностей, может использоваться на занятиях с аспиран-
тами химического профиля, а также с учениками старших классов
школ с углубленным изучением английского языка при изучении тем,
связанных с охраной окружающей среды. Отдельные блоки, напри-
мер, освещающие проблемы народонаселения и расширения произ-
водства, использования генетически модифицированных продуктов
могут представлять интерес для студентов-экономистов, так как ка-
саются проблем развития мировой экономики, вопросов взаимоот-
ношений бизнеса и окружающей среды в современном мире. Посо-
бие может быть также полезно для лиц, самостоятельно совершен-
ствующих свои знания английского языка и интересующихся
проблемами охраны окружающей среды.

Использование пособия предполагает наличие у обучающихся ис-
ходной языковой подготовки среднего уровня (Intermediate Level,
Upper Intermediate).

Пособие рассчитано на 40 академических часов аудиторных заня-
тий и состоит из 10 блоков, глоссария и приложений. В пособие вклю-
чено 15 рисунков и 2 таблицы. Первые 9 блоков включают тексты по
актуальным вопросам охраны окружающей среды, каждый текст со-
провождается заданиями для развития различных навыков чтения, в
том числе предтекстовыми заданиями, способствующими настройке
читателя на восприятие предлагаемой информации и развитию навы-
ков прогнозирования содержания текста.

В блоки 1-6 (U1-U6), а также в блок 9 (U9) входит по одному
тексту. Блоки 7 и 8 (U7 и U8) включают два текста, объединенные
общей проблемой. Тексты приблизительно одной сложности, возмож-
но, наибольшие трудности могут возникнуть при работе над текстом 9
из раздела 8. При выборочном использовании материала пособия можно


Introduction


Introduction


 


начинать работу с любой из заинтересовавших вас тем. Все тексты составлены на основе современных аутентичных материалов, амери­канской и британской учебной и научной литературы (перечень при­веден в списке использованных источников) и материалов, которые опубликованы в Интернете, в том числе на сайтах ВВС, представляю­щих новости мира природы, науки и техники, и специальных сайтах, посвященных проблемам окружающей среды.

Раздел пособия U10 содержит упражнения на перевод с английско­го на русский язык и может быть использован при повторении грамма­тических тем «Инфинитив» и «Сослагательное наклонение» и при обу­чении письменному переводу.

Важной частью пособия является глоссарий, содержащий толко­вание специальных терминов, встречающихся в тексте пособия.

Приложение к пособию включает разговорные формулы для уча­стия в дискуссии и дискурсные маркеры (discourse markers), опираясь на которые можно сделать вывод о предполагаемом содержании абза­ца и его связи с предшествующим, понять его основную мысль.

Пособие предназначено в первую очередь для обучения комму­никативному чтению, развитию стратегии и навыков чтения специаль­ной литературы на английском языке, умению вести беседу на профес­сиональную тему.

Чтение не является пассивным процессом, это интерактивный про­цесс взаимодействия читателя с сообщением, представленным в виде печатного текста.

Во время чтения читатель расшифровывает информацию, графи­чески зафиксированную в тексте, при этом протекают мыслительные процессы, как связанные с индуктивными действиями ("bottom up"), так и с дедуктивными ("top-down"). Информация о взглядах на индук­тивные и дедуктивные процессы, протекающие при чтении, приведена в курсе лекций для преподавателей и студентов Санкт-Петербургско­го государственного университета профессора И. Ю. Павловской (References 6).

Професиональное чтение требует координации ряда навыков. Эф­фективность процесса чтения зависит от способности читателя выби­рать необходимые умения и стратегию. Опытные читатели заранее определяют задачи, а затем стратегию и умения, которые необходи­мо использовать для достижения поставленных целей. Они обладают развитой способностью предвидеть, какая информация встретится им при чтении данного текста как в целом, так и конкретного абзаца. Они читают для того, чтобы как подтвердить, так и опровергнуть свою догадку. Таким образом, постоянно идет процес взаимодей­ствия читателя с текстом. Задачей обучения чтению на иностранном языке является обеспечение необходимых условий для активизации


навыков автоматического чтения при работе с иностранным текстом, которые уже сформировались у студентов при чтении на родном языке. Предлагаемые тексты и упражнения дают студентам интен­сивную практику и будут способствовать развитию у них навыков эффективной самостоятельной работы с литературой по специально­сти. Так как целью учебного пособия является развитие навыков чтения, студентов не следует резко порицать, если они не разобра­лись сразу со всеми трудностями текстового материала. На занятиях следует поддерживать доброжелательную рабочую атмосферу, ста­раясь реально руководствоваться принципами гуманистического под­хода к обучению, ориентированного на интересы и нужды учащих­ся. Попытка ответить на вопрос часто не менее важна, чем правиль­ный ответ, так как ведет к формированию необходимых навыков.

Учебное пособие содержит упражнения, которые дают студентам практические навыки как в языке (расширение активного запаса слов), так формируют навыки чтения литературы по специальности, умения провести критическую оценку предложенного материала и обосно­вать свою точку зрения.

При составлении упражнений и выборе их типов автор опирался на методический подход, реализованный в учебном пособии "Reader's Choice", которое было издано Мичиганским Университетом в 1993 г., но не потерявшем своей актуальности. Авторы данного пособия вы­деляют 4 основных вида чтения: просмотровое (skimming), чтение для извлечения конкретной информации (scanning), чтение с полным пони­манием текста (reading for thorough comprehension), критическое чте­ние (critical reading).

Упражнения по развитию языковых навыков представлены в раз­делах, названных Word Study и Vocabulary, направленных как на рас­ширение знания общей научной лексики, специальных терминов, так и на развитие навыков речевой догадки.

При встрече с незнакомым словом в тексте читатели могут исполь­зовать несколько подходов. Они могут продолжить чтение, помня о том, что незнание одного слова часто не препятствует пониманию об­щего смысла. Читатели могут также использовать контекстные под­сказки, чтобы посмотреть могут ли соседние слова и грамматические структуры дать информацию о незнакомом слове. Если и этот подход не приводит к желаемому результату, можно заглянуть в глоссарий или прибегнуть к помощи словаря. В случае, если знание одного слова является существенным для понимания общего смысла, желательно использовать монолингвистический словарь для того, чтобы найти соответствующее определение слова, используя определения, приве­денные в словаре и примеры использования слова в данном значении. Иногда целесообразно сравнить определения слова, приведенные в


 



Introduction


Introduction


 


разных словарях, и выбрать наилучшим образом соответствующее данному конкретному случаю его использования в тексте.

Студенты не должны обязательно пытаться выучить значения всех слов, представленных в заданиях Word Study. Данные задания пресле­дуют другую цель. Слова для упражнений данного типа отбирались в соответствии с тремя критериями:

а) часто употребляющиеся, следовательно, студентам надо их знать;
в) имеющие важное значение для понимания текста;

с) слова, значение которых нелегко понять, исходя из контекста.

Упражнения, названные Paragraph Reading, обеспечивают студен­тов навыком понимания того, как организация параграфа влияет на общее восприятие текста. Упражнения направлены на выяснение глав­ной идеи, содержащейся в параграфе. Студенты привыкают отыски­вать главную мысль в начале абзаца (в первом или во втором предло­жениях).

Просмотровое чтение, предназначенное для выяснения основной идеи, является видом быстрого чтения. На практике оно использует­ся, когда необходимо решить целесообразна ли детальная проработка чтения или если нет достаточного времени для подробного чтения. В этом случае надо читать только отдельные предложения; чтобы по­нять общее содержание нет необходимости читать каждое слово или предложение. В научной деятельности этот вид чтения используется при реферировании и аннотировании.

Чтение для выяснения конкретной информации (scanning) также является видом быстрого чтения. Но поиск информации в этом случае является направленным.

Необходимо найти конкретную дату, имя, название химического вещества, подход к классификации и т.д.

При этом опытный читатель автоматически придерживается сле­дующего алгоритма:

1) ставит задачу: что надо найти;

2) решает, в какой форме данная информация может быть пред­ставлена;

3) определяет, где ее надо искать;

4) быстро просматривает текст до тех пор, пока не будет найдена требуемая информация;

5) тщательно ее изучает;

б) отказывается от дальнейшего чтения.

Чтение с полным пониманием текста направлено на извлечение мак­симальной информации из текста. В этом случае читатель должен сум­мировать мысли, которые изложены в тексте, но еще не проводит кри­тической оценки полученной информации. Этот вид чтения - подроб­ное чтение с определением основной идеи, пониманием сопутствующих


подробностей, логики обоснования заключений, средств, используе­мых для передачи информации. Отработка этого вида чтения прохо­дит при ответах на вопросы, представленные в разделе Comprehension. Критическое чтение включает оценку прочитанного, ставит и от­вечает на вопросы:

1) Как данная информация согласуется с моими личными знания­ми, полученными ранее из других источников (чтение специальной и научно-популярной литературы, прослушивание радиопередач и про­смотр телепередач, соответствующих сайтов в интернете, изучение других предметов)?

2) Разделяю ли я изложенную точку зрения?

3) Смог ли убедить меня автор?

4) Насколько полезной и заслуживающей доверия является пред­ложенная информация (факты и предположения, гипотезы)?

5) Насколько логически грамотно выстроена цепочка рассуждений?

6) Где и как может быть использована эта информация?

Разграничением фактов и предположений мы занимаемся до неко­торой степени всегда. В данном пособии соответствующий раздел пред­назначен для развития этого навыка.

Для того, чтобы придать занятиям большую динамичность, не обя­зательно выполнять задания всегда в той последовательности, в кото­рой они даны в пособии. Вопросы на понимание обычно обсуждаются в классе с участием всей группы, в малых группах или в парах. Препода­ватель может выбрать сложную лексику, связанную с тематикой текста, и предложения, обычно вызывающие затруднения, для интенсивного анализа в классе. Разнообразить занятия можно, включив свежие сооб­щения, представленные на сайтах ВВС, CNN и сторонников охраны окружающей среды. Данные материалы могут служить как для подго­товки студенческих выступлений, так и проведения ролевых игр.

Возможный вариант плана урока:

1. Краткая информация по основной теме.

2. Предварительная дискуссия.

3. Упражнения на знание лексики.

4. Преподаватель читает основные предложения из текста.

5. Определение основной идеи текста.

6. Чтение текста про себя (Silent Reading) и подготовка ответов на вопросы раздела Comprehension.

Home Task: Read the text thoroughly and do Paragraph Reading

Последующее занятие включает:

1) Чтение вслух и разбор, встретившихся лексических и граммати­ческих трудностей.


 


Introduction


2) Критическое чтение. Студенты должны защищать свои ответы, в том числе и используя ссылки на текст, акцент делается на умении убеждать и воспринимать точку зрения других.

Методический характер работы с предлагаемым пособием опреде­ляется в значительной степени конкретной ситуацией: уровнем подго­товки студентов, их мотивацией, временными рамками и т.д.

При тщательной проработке материала пособия учащиеся полу­чат навыки чтения специальной литературы на продвинутом уровне (практически без словаря и с хорошей скоростью), приобретут уме­ния, которые помогут им в дальнейшем при реферировании и анноти­ровании публикаций по специальности, и научатся общаться на про­фессиональные темы.


Tuning In

Match the pictures and descriptions with the global environmental problems printed in bold type.

1. Factories and cars release poisonous chemicals into the air, the polluted rain that forms later damages trees, water sources, has a harmful effect on human health.


Threat to Biodiversity

2. Much of our energy supply comes from coal, oil, natural gas, or radioactive elements. The undesirable effects of pollution both from burning fossil fuels (as well as their depleted resources) and from nuclear waste by-products encourage using renewable energy sources (solar, wind, geothermal power and others).

Water Shortage

 


Tuning In


Tuning In


 




3. There is less and less wilderness in the world. An increasing human population is taking up ever more land for agriculture and urban areas.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: