Цена – это денежное выражение стоимости товара – продукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.
Рыночная цена формируется под влиянием спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др.
В экономике цена выполняет различные функции:
- учетную,
- стимулирующая
- балансирующая спрос и предложение.
Ценовая система – это единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков.
Ценовая система предусматривает дифференциацию (классификацию) цен по следующим признакам:
Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота:
-оптовые цены на продукцию промышленности
Оптовые цены промышленности – цены по которым предприятие или организации-потребители оплачивают продукцию предприятия –производителя или сбытовым (оптовым организациям).
Оптовые цены предприятия – цена изготовления продукции, по которым предприятие продает свою продукцию, возмещая затраты на производство и реализацию продукции и получения такой прибыли, которая позволит ей продлить свою деятельность.
|
|
Закупочные – цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятия или фермерами (как правило, они являются договорными и устанавливаются по соглашению сторон).
Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговле населению, предприятиям. Они включают в себя:
Также выделяют особые виды цен, непосредственно связанные с торговлей.
Биржевая цена –
Аукционная –
Договорная (контрактная) –
Также существует классификация цен в соответствии с территорией действия.
19. Цены, единые по стране и поясные
20. Цены региональные (зональные, местные).
В зависимости от других классификационных признаков могут выделяться:
-конкурентные (цена, которая складывается между конкурентами);
-монополистические;
-олигополистические;
-цены спроса и предложения;
-справочные;
Ценовая политика – механизм (модель) принятия решений, поведения предприятия на основных типовых рынках для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.
Ценообразование на предприятии – сложный процесс, который состоит из нескольких взаимосвязанных этапов.
На начальном этапе предприятию необходимо решить каких хозяйственных целей оно стремится достичь с целью выпуска конкретного товара. Выделяют 3 основные цели ценовой политики:
· Обеспечение сбыта продукции (выживаемость предприятия).
· Максимилизация прибыли.
· Удержание рынка.
|
|
31. методы ценообразованя
Затратные методы основаны на учете издержек производства и реализации продукции. К ним относятся:
-метод полных издержек – способ формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от своего происхождения списываются на единицу того или иного изделия. Применяется предприятием, положение которого близко к монополистическому и сбыт продукции практически гарантирован.
-метод стандартных издержек – цены формируются на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных.
-метод прямых издержек (метод формирования цен по сокращенным издержкам) – способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка. Этот метод позволяет выявить наиболее выгодные виды товаров.
-метод стандартных прямых издержек – совмещает преимущество методов прямых и стандартных издержек
-параметрический (метод удельной цены) - основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара.
-метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. Использование этого метода при определении конкретных цен осуществляется по следующему аналогу:
1. Отбор основных параметров;
2. Начисление баллов по базовому и поискому товару;
3. Расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов.
-метод регрессии состоит в определении регрессивных уравнений зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества товара.
Также выделяют рыночные (маркетинговые) методы ценообразования, которые относятся на анализ рынка, рыночного спроса и конъюнктуры рынка.
32. СУЩНОСТЬ и значение прибыли.Виды прибыли
Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприяий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности, а в условиях товарно-денежных отношений на уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли. Прибыль обеспечивает потребности самого предприятия, его работников, государства в целом.Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности. Суммарная величина всех прибылей - валовая прибыль предприятия. Основными составными элементами валовой прибыли являются:
прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
прибыль от реализации основных фондов, а также иного имущества предприятия;
финансовые результаты от внереализационных операций.
Прибыль предприятия зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке - следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически.
Значение прибыли:
1) прибыль характеризует экономический эффект,полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью;
2) прибыль обладает стимулирующей функцией. Этосвязано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основ-ным элементом финансовых ресурсов предприятия;
3) прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
Виды прибыли
Налогооблагаемая прибыль — это прибыль, которая определяется путем уменьшения суммы скорригированного валового дохода предприятия на сумму валовых расходов предприятия и сумму амортизационных отчислений.
|
|
Чистая прибыль — это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государственные, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной (чистой) прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.
33. порядок распределения прибыли
Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли.
Метод прямого счета. -планируемая прибыль на продукцию, подлежащую реализации в предстоящем периоде, определяется как разница между планируемой выручкой от реализации продукции в действующих ценах и полной себестоимостью продукции, реализуемой в предстоящем периоде.
Анализ лимита рентабельности позволяет оценить взаимосвязь плановой прибыли и эластичности предприятия по отношению к колебаниям величины расходов при обороте капитала.
Прогноз рентабельности вложенного капитала основан на анализе соотношений следующих величин:
Оборотные средства + капитальные вложения= вложенный капитал
Коэффициент оборачиваемости капитала= оборотные средства / вложенный капитал
Коэффициент прибыли=оборот капитала/себестоимость
Коэффициент рентабельности=прибыль /оборот капитала
Рентабельность капитала= (оборот капитала/вложенный капитал)*(прибыль/оборот капитала) + 100
Анализ перекрытия ликвидности основан на соотношении издержек предприятия, являющихся денежными расходами, и амортизацией.
Нормативный метод планирования прибыли основывается на расчетах плановой прибыли с помощью нормативов
|
|
Метод экстраполяции предполагает анализ динамики за ряд лет, выявление тенденции развития и прогнозирование прибыли на плановый период.
Аналитический метод планирования прибыли основан на построении многофакторных моделей. Он учитывает влияние различных факторов на результаты деятельности предприятия.