Показатели эффективности использования ОС

Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей, прежде всего оборачиваемостью оборотных средств.

Оборачиваемость оборотных средств – продолжительность полного кругооборота средств с момента приобретения оборотных средств (покупки сырья, материалов) до выхода и реализации готовой продукции. Кругооборот завершается в момент зачисления выручки на счет предприятия.

На каждом предприятии оборачиваемость оборотных средств зависит от отраслевой принадлежности предприятия, от организации производства и сбыта продукции, размещения оборотных средств и других факторов.

Оборачиваемость оборотных средств характеризуется рядом показателей:

1. Длительность одного оборота оборотных средств определяется по формуле

О=С:(Т/Д) или Сх(Д/Т

2. Коэффициент оборачиваемости (Ко) – показывает число(количество) оборотов оборотных средств за период (за год, полугодие, квартал).

Ко=Т/С

3. Коэффициент загрузки средств в обороте (Кз) – является оборотным показателем коэффициента оборачиваемости, рассчитывается по формуле

Кз=С/Т

4. Показатель отдачи оборотных средств – определяется отношением прибыли от реализации продукции предприятия к остаткам оборотных средств.

Улучшение использования оборотных средств.

На эффективность использования оборотных средств оказывает влияние множество внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам относятся:

- особенности налогового законодательства;

- условия получения кредитов и процентные ставки по ним;

- целевое финансирование производства;

- участие в программах, финансируемых из бюджета;

- общая экономическая ситуация.

К внутренним относятся те факторы, на которые предприятие может и должно оказывать активное влияние.

Повышение эффективности использования оборотных средств обеспечивается ускорением их оборачиваемости на всех стадиях кругооборота.

1.На стадии создания производственных запасов:

- внедрение экономически обоснованных норм запасов;

- приближение поставщиков сырья, комплектующих изделий, полуфабрикатов и др. к потребителям;

- расширение складской системы материально-технического обеспечения;

2.На стадии незавершенного производства:

- ускорение НТП (т.е. внедрение прогрессивной техники и технологий, особенно малоотходных и безотходных).

-

- увеличение удельного веса продукции, пользующейся повышенным спросом

- совершенствование системы экономического стимулирования за экономию сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.

3.На стадии обращения:

- приближение потребителей продукции к местам ее изготовления

- увеличение объема реализованной продукции

- подборка отгружаемой продукции: по партиям, ассортименту и транзитной норме.

- отгрузка в строгом соответствии с заключенными договорами.

19. состав и структура кадров предприятия

По участию в производстве персонал предприятия делятся на:

- Производственный (промышленно - производственный), т.е. к ним относятся работники, занятые основной производственной деятельностью. (в производстве и его обслуживании) – Не производственный (непромышленный) персонал к ним относятся: работники общественного питания и торговли, ЖКХ,. работники производственного персонала подразделяются на 2 основные группы – рабочие и служащие

Рабочие – это работники предприятия, которые непосредственно заняты производством материальных ценностей (продукции), выполнением определенных работ (по перемещению грузов) или оказанием производственных услуг. В их состав входят основные и вспомогательные работники (рис.1).

Основные – это работники, непосредственно занятые в технологических процессах и создающие валовую (товарную) продукцию предприятия.

К вспомогательным относятся рабочие, обслуживающие рабочие места и оборудование в производственных цехах, рабочие вспомогательных цехов и хозяйств. В составе групп служащие обычно выделяют 3 категории: руководители, специалисты, собственно служащие.

К руководителям относятся работники, наделенные полномочиями принимать управленческие решения и организовывать их выполнение,: глав. бухгалтер, глав. инженер, глав. механик

Руководители также подразделяются:

1. по структурам управления на: линейных, и функциональных,

2. по звеньям управления – высшего, низшего и среднего звена.

К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими работами, т.е. инженеры, экономисты,

Служащие – работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство: агенты, кассиры, табельщики, Соотношение различных категорий работников в общей их численности – представляет собой структуру персонала предприятия, цеха или участка.

Также структуру кадров предприятия можно определить по следующим признакам: уровень образования, стаж работы, возраст, пол,

Под профессией – подразумевается вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков. В пределах профессии выделяют специальности.

Специальность – это вид деятельности, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков для выполнения работы на конкретном участке производства.

Работники каждой профессии и специальности различаются по уровню квалификации.

Квалификация – характеризует уровень овладения работниками той или иной профессией или специальностью и отражается в квалификационных разрядах и категориях.

 

1. коэффициент текучести кадров (Кт) – определяется отношением численности работников предприятия (Цеха, участка на среднесписочную численность за тот же период.

 

 

Рув.

Кт = (в %, т.е. умножить на 100)

Р

 

Где Рув. – численность выбывших или уволенных работников, чел.

 
 


Р - среднесписочная численность персонала, чел.

2. Коэффициент постоянства кадров – определяется делением численности работников, состоящих в списочном составе весь отчетный год, на среднесписочную численность работников за год.

 

 

20. организация труда на предприятии

Представляет собой методы наиболее рационального соединения рабочей силы со средствами производства, которые обеспечивают рост производительности труда и способствуют сохранению здоровья работников.

Основные направления организации труда:

- Разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда

- Организация подбора, подготовки и повышения квалификации кадров

- Организация и обслуживание рабочих мест

- Нормирование труда

- Улучшение условий труда

- Организация ОТ

Как уже отмечалось выше одним из основных элементов организации труда является нормирование труда

Нормирование труда обеспечивает:

- Определение плановой трудоемкости изготовления изделий или отдельных его узлов и деталей

- Расчет необходимой численности работников как по профессиям, так и по квалификации

- Оценку результатов труда, установление фонда з\платы и материального поощрения

- Обоснование плана повышения производительности труда

- Определение количества необходимого оборудования

- Расчет производственных программ цехов, участков, групп, отдельных рабочих мест

Нормы труда являются основой планирования и организации производства, ОТ, стимулирования роста его производительности.

Виды норм.

На каждом предприятии определяются и устанавливаются нормы:

1. времени,

1. выработки,

2. обслуживания,

3. численности,

5. управляемости,

4. а также нормированные задания.

Нормы времени и численности являются нормами затрат труда, нормы выработки и нормированные задания – являются нормами результатов труда.

Норы обслуживания и управляемости характеризуют размеры рабочих мест и относятся к нормативным характеристикам организации трудового процесса.

В нормативных материалах по труду, основное место отводится нормам времени.

1.Норма времени – продолжительность рабочего времени, необходимого для выполнения определенного объема работ или изготовления единицы продукции.

Нвр = tз + tв + tоб + tотл + tпт + tп-з, где

 

Норма времени состоит из 2-х частей:

1. нормы подготовительно-заключительного времени

нормы штучного времени Оперативное время – включает основное, вспомогательного времени

 

Tш = tз + tв + tоб + tотл + tпт,

Время обслуживания рабочего места подразделяется:

- на время технического

- время организационного обслуживания

2.Норма выработки – определяет количество единиц продукции,

Н выр = Тд/Нв

 

3.Норма обслуживания – это количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест

Н об = Тд/ tоб

4.Норма численности (Нч) – позволяет определить численность работников определенного профессионально-квалифицированного состава, необходимых для выполнения данного объема работ.

5. Норма управляемости – определяет количество работников, которые д.б. непосредственно подчинены одному руководителю.

6. Нормированное задание – устанавливает необходимый ассортимент и объем работ, которые д.б. выполненными рабочими и бригадой за данный отрезок времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: