Задачи экологического контроля

  1. контроль выполнения правовых требований, планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
  2. контроль соблюдения нормативов предельно допустимых воздействий на природу;
  3. контроль выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.

Иначе, задачами экологического контроля являются обеспечение органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности.

72. Порядок организации и проведения государственного надзора в области охраны окружающей среды

Статья 65. Государственный контроль в области охраны окружающей среды

(государственный экологический контроль)

 

1. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный

экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный

экологический контроль) осуществляется в порядке, установленном Правительством

Российской Федерации.

В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов

капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного

надзора, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный

экологический контроль) осуществляется в рамках государственного строительного надзора

органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного

строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной

деятельности.

2. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому

контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными

законами, определяется Правительством Российской Федерации.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют

государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности,

подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов,

указанных в пункте 2 настоящей статьи.

4. Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти,

осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных

государственных инспекторов в области охраны окружающей среды), определяется

Правительством Российской Федерации.

5. Перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской

Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных

инспекторов в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации),

определяется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

6. Запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны

окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного

использования природных ресурсов.

 

Статья 66. Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в

области охраны окружающей среды

 

1. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении

своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном

порядке:

посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности

независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной

охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и

иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля

материалами;

 

проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных

документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других

обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по

охране окружающей среды;

проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей

среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других

объектов;

проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной

экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об

устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений

природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного

экологического контроля;

привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение

законодательства в области охраны окружающей среды;

осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

2. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:

предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны

окружающей среды;

разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их

права и обязанности;

соблюдать требования законодательства.

3. Решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут

быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

4. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды подлежат

государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

73)Должностные лица, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, имеют право:

запрашивать и получать информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;

выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

(обязанности)- Органы государственного надзора могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды, в соответствии с законодательством Российской Федерации, ответственны за:

- соблюдение требований законодательства при исполнении служебных обязанностей;

- соблюдение установленного порядка осуществления государственного экологического контроля;

- надлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

- своевременное принятие надлежащих мер к юридическим и физическим лицам, виновным в экологических правонарушениях;

- объективность и достоверность материалов проводимых проверок.

 

74)Хозяйственная деятельность - это любая деятельность, в том числе предпринимательская, юридических лиц, а также физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, связанная с производством (изготовлением), торговлей, предоставлением услуг, выполнением работ.

Экологическая ситуация в России настоятельно требует перехода от дискретного к непрерывному процессу учета экологического фактора в процессе жизнедеятельности общества в рамках сохранения качества ОС. При этом предусматривается оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и подготовка экологических разделов в рамках ТЭО или проектов, экологическая экспертиза, послепроектный анализ, экологический аудит, экологическая сертификация и лицензирование использования природных ресурсов, экологическое страхование и др. ].

Рассмотрим этапы экологического сопровождения хозяйственной деятельности (ЭСХД). Этап А. Планирование и согласование планов реализации деятельности. Здесь разрабатывается и утверждается предпроектная и проектная документация на право осуществления планируемой деятельности. Этап предусматривает проведение ОВОС. Этап Б. Создание материальных объектов планируемой деятельности, обеспечивающих ее реализацию (строительство зданий, машин и механизмов). Этап предусматривает мониторинг ОС. Этап В. Осуществление планируемой деятельности, происходящее: в штатном режиме (этап В1); во внештатном режиме (аварии, технологические сбои и т.д.) – этап В2. Предусматриваются мероприятия по локализации экологического ущерба, экологический аудит для определения причин возникновения нештатной ситуации. Этап Г. Прекращение деятельности. Ликвидация должна сопровождаться проведением экологического мониторинга и аудита.

 

75) Требования в области охраны окружающей среды при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов

1. должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Статья 36. Требования в области охраны окружающей среды при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов 1. должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Статья 37. Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов 1. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. 2. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. 3. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

76). Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов

1. Ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.

2. Запрещается ввод в эксплуатацию не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 39. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов

1. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

2. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

3. Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

4. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

5. Перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, жилищным законодательством

 

77. Природоохранительное законодательство наряду с установлением общих положений об охране окружающей природной среды определяет и конкретные экологические требования при осуществлении отдельных видов деятельности. Так, устанавливаются общие экологические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов; экологические требования в сельском хозяйстве; энергетике; к военным и оборонным объектам и при осуществлении других видов деятельности.

Требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, а также мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды должны выполняться уже начиная со стадии технико-экономического обоснования и проектирования объекта (ст. 40 Закона об охране окружающей природной среды). Разрабатываемая и утверждаемая в установленном порядке документация о планировании развития территорий и поселений и об их застройке (градостроительная документация) должна содержать разделы об охране недр, окружающей природной среды, о рациональном использовании природных ресурсов и землеустройстве (п. 2 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ). Технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения,

консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности подлежат обязательной государственной экологической экспертизе.

 

78) ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — состояние защищенности личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых повседневным загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека, функционированием производственных объектов, а также в результате стихийных бедствий и катастроф.

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации стала гарантом осуществления конституционных прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, наносимого его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст.42), реализацию конституционной обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды (ст.58) и обеспечение экологической безопасности страны как важнейшей государственной задачи (ст.72-д).

Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии Федерального закона «Об охране окружающей среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

79) Под правовым режимом экологически неблагополучной территории понимается совокупность правил об объявлении, обеспечении функционирования таких территорий и снятии их особого статуса. Законодательство предусматривает ряд видов зон с неблагоприятной окружающей средой. Порядок их выделения, объявления об этом – разный.Порядок объявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия определен Законом «Об охране окружающей среды». Статья 57. Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций 1. Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия. 2. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с названными нормативными актами экологически неблагополучные территории могут быть признаны таковыми лишь на уровне Российской Федерации.

Что же касается зон чрезвычайных ситуаций, предусматриваемых Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», то в отношении таких зон вовсе не требуется принятие решения об объявлении территории зоной чрезвычайной ситуации. Это презюмируется, если имела место катастрофа природного или техногенного характера. Главным тут является вопрос об определении границ зоны чрезвычайной ситуации. Границы таких зон определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ, и по согласованию с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

80) Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В отличие от техногенных чрезвычайных ситуаций, стихийные бедствия человек не способен предотвратить. Но он заинтересован и способен, во-первых, в известной мере предугадать их и, во-вторых, принять меры к тому, чтобы минимизировать их отрицательные последствия для себя и окружающей среды. Человек может обезопасить не только себя, но при определенных обстоятельствах и предупредить существенный ущерб природе. Наиболее потенциально эффективной предупредительной мерой может служить учет естественных факторов (сейсмо-, лавино-, селеопасности, наводнений и т.п.) при проектировании и развитии городов, определении мест размещения опасных производственных и иных объектов.Некоторые общие требования о предупреждении и ликвидации последствий вредного воздействия вод (наводнения, затопления и подтопления; разрушения берегов, плотин, дамб и других сооружений; заболачивания и засоления земель; эрозии почв, образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений) предусмотрены ст. 67 Водного кодекса РФ. Обязанность принимать меры для предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод возложена на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации и водопользователей.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.

Проектная документация особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

81)Обеспечение радиационной безопасности

комплекс организационных, технических и специальных мероприятий, направленных на исключение илимаксимальное снижение опасности вредного воздействия ионизирующих излучений на организм человека и уменьшение или ограничение радиоактивного загрязнения окружающей среды до предельно допустимойнормы.Основывается на принятии и соблюдении правовых норм, выполнении эколого- и радиационно защитных, отраслевых или ведомственных требований и правил. Особых мер при О.р.б. требуют объектыядерной энергетики, военной атомной промышленности, места сосредоточения ядерного оружия, путиперевозки расщепляющихся ядерных материалов, места сосредоточения и захоронения радиоактивныхотходов.

Конституция РФ закрепила право каждого на благоприятную окружающую среду, также правовое обеспечение радиационной безопасности закреплено в специальном ФЗ «О Радиационной безопасности населения», согласно которому радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущегопоколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующегоизлучения;

82) Согласно ст. 47 Федерального закона "Об охране окружающей среды" производство и обращение с потенциально опасными химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами допускаются на территории РФ после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством РФ. Обезвреживание потенциально опасных химических и биологических веществ осуществляется при наличии согласованной в установленном порядке проектной и технологической документации в соответствии с законодательством. В соответствии со ст. 43 государственной регистрации подлежат впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека; отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека; отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации. Государственная регистрация веществ и отдельных видов продукции проводится на основании: - оценки опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания; - установления гигиенических и иных нормативов содержания веществ, отдельных компонентов продукции в среде обитания; - разработки защитных мер, в том числе условий утилизации и уничтожения веществ и отдельных видов продукции, по предотвращению их вредного воздействия на человека и среду обитания

 

83)Ряд специальных требований и мер природоохранного назначения предусмотрен Федеральным законом "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". Применение пестицидов и агрохимикатов прежде всего связано с экономическими интересами получения высоких урожаев. Мерами по охране окружающей среды при обращении с этими веществами служат:- регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов;- экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов;- государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов;- лицензирование деятельности в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;- стандартизация и сертификация пестицидов и агрохимикатов;- государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами.

Деятельность в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется гражданами и юридическими лицами на основании специальных разрешений (лицензий).

Пестициды и агрохимикаты подлежат сертификации на соответствие требованиям к безопасному обращению с пестицидами и агрохимикатами. Запрещается производство пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию.Хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения.

 

84) Внедрение результатов генно-инженерной деятельности сопряжено с потенциальными отрицательными последствиями для природы и человека. В связи с этим возникает потребность в правовом регулировании экологических отношений, возникающих при осуществлении генно-инженерной деятельности. Этим целям служит Федеральный закон от 05 июля 1996г. №86-ФЗ «О государственном регулировании генно-инженерной деятельности». К рассматриваемому вопросу имеет прямое отношение ст.50 Закона об охране окружающей среды, устанавливающая запрет на производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, иных федеральных органов исполнительной власти. Важным, экологически значимым является положение законодательства о допуске к занятию генно-инженерной деятельностью, профессиональная подготовка и состояние здоровья, которые соответствуют требованиям правил безопасности генно-инженерной деятельности. Продукция и услуги, соответственно полученные и предоставленные с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, подлежащие в соответствии с федеральными законами обязательной сертификации, должны иметь сертификат качества и знак соответствия, выданные или призванные уполномоченным на то органом.

 

85) Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые - менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, административными и гражданскими правонарушениями. За экологические правонарушения наступает дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

 

 

86) С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые - менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, административными и гражданскими правонарушениями. Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:а) противоправность поведения;б) причинение или реальная угроза причинения экологического вреда либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;в) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности).

 

87) Конкретные составы экологических преступлений закреплены в ст. 246-262 УК РФ. К экологическим преступлениям, в частности, относятся:

- нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;

- нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами;

- нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;

- нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (повлекшими распространение эпизоотии или иные тяжкие последствия);

- загрязнение вод (загрязнение, засорение, истощение либо иное изменение природных свойств вод, повлекшие причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству);

- загрязнение атмосферы (нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, либо повлекшие причинение вреда здоровью человека);

- загрязнение морской среды;

- нарушение законодательства России о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне России;

- порча земли (отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятель-ности, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде);

- нарушение правил охраны и использования недр (при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию горнодобывающих предприятий), повлекшее причинение значительного ущерба;

- незаконная добыча водных животных и растений (рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений);

- нарушение правил охраны рыбных запасов (производство лесосплава, строительство мостов, дамб, осуществление взрывных и иных работ), повлекшее массовую гибель рыбы или других водных животных;

- незаконная охота;

- уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (повлекшее гибель популя-ций этих организмов);

- незаконная порубка деревьев и кустарников;

- уничтожение или повреждение лесов (в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повы-шенной опасности);

- нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

 

88) Административная ответственность регулируется Кодексом об административных правонарушениях, специальным экологическим законодательством субъектов РФ, т. е. принятыми ими актами, содержащими как перечни составов экологических правонарушений, так и указания о возможности привлечения виновных к административной ответственности. Основаниями административной ответственности являются наличие в деянии признаков состава экологического проступка, а также вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за нарушение.

В области охраны окружающей природной среды и природопользования административная ответственность установлена за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1), несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3), нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4), сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5).

 

89) Данный вид ответственности предусмотрен за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его профессиональных обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду, а также за нарушение экологического законодательства. К виновным лицам могут быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий (ст. 192 ТК РФ): замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Возможны и иные дисциплинарные взыскания, такие как депремирование, понижение в должности и др. Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок наложения взысканий, разрешения споров по поводу их наложения и другие вопросы.

Основания, круг субъектов, перечень взысканий дисциплинарной ответственности определяются Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Трудовым кодексом РФ, а также иными нормативно-правовыми актами (уставами, положениями и другими, регулирующими деятельность предприятий, организаций, учреждений, правилами внутреннего трудового распорядка).

Объектом дисциплинарных правонарушений выступает порядок деятельности, обязательный для соблюдения указанными в соответствующем нормативном или правоприменительном акте лицами (руководителями и работниками), специальные и общие требования к безопасности деятельности, определенные в законном порядке планы, программы и иные комплексные или отдельные мероприятия, реализация которых или контроль за которыми включены в служебные функции.

Объективная сторона представляет собой деяние, состоящее в нарушении установленных законом и другими нормативно-правовыми актами общих и специальных требований, правил, планов, определяющих организацию и осуществление деятельности руководителя (работника) предприятия, учреждения. В ряде случаев необходимо причинение вреда окружающей среде в результате выполнения должностных функций.

 

90)Возмещение вреда за экологические правонарушения имеет определенную специфику, которая обусловлена особенностями окружающей среды. В соответствии со ст. S6 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, а также здоровью и имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, обязаны возместить его в полном объеме. Основанием наступления экономической ответственности является факт причинения вреда, независимо от вины его причинителя. Юридическая ответственность за вред наступает при наличии неправомерного вреда. Она наступает по факту правонарушения.2

Следует обратить внимание, что гражданское законодательство предусматривает возмещение вреда, причиненного правомерными действиями, но только в случаях предусмотренных законом. В большей степени это встречается в экологическом законодательстве. В правовой литературе этимеры получили название экономической ответственности.

В тоже время в научной литературе обращается внимание на то, что возмещение ущерба, причиненного правомерными действиями, не следует квалифицировать как ответственность. Эколого-экономическая ответственность причинителя вреда - это ответственность за правомерный, разрешенный, вынужденный по объективным обстоятельствам вред.

 

91)По общему правилу основанием гражданско-правовой ответственности является факт совершения экологического правонарушения и связанные с этим негативные последствия для состояния окружающей среды. Чтобы отделить экологические правонарушения от иных правонарушений, следует указать на следующие их основные признаки. Правонарушение будет экологическим, если при совершении действия или бездействия имело место обязательное использование природных объектов, которое было направлено на такое изменение их состояния, которое запрещено правом, либо имело место нарушение прав граждан в области охраны окружающей среды. Таким образом, объектом посягательства при совершении экологического правонарушения выступает окружающая среда, а также гарантированное ст. 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду Имеющиеся в законодательстве и в доктрине экологические права определения природных объектов позволяют правильно квалифицировать противоправное деяние как экологическое правонарушение.

 

92)Вред в соответствии со ст. 1082 ГК по решению суда возмещается причинителем вреда либо лицом, ответственным за причинение вреда, в натуре (реальное возмещение вреда) или в денежном выражении в порядке возмещения причиненных убытков. Это означает, что поврежденный в результате правонарушения либо аварии природный объект должен быть восстановлен, т.е. приведен в прежнее состояние силами и за счет лица, причинившего вред, либо потерпевшему должна быть предоставлена денежная компенсация, исходя из методик расчета вреда либо установленных такс. Решение вопроса о выборе способа возмещения вреда ложится на суд. Экологическое законодательство не предусматривает приоритета реального возмещения вреда, что снижает значение института возмещения вреда для поддержания и сохранения благоприятных природных условий. Суть проблемы заключается в том, что во многих случаях причинитель вреда объективно не способен восстановить нарушенные природные условия - очистить водный объект от загрязняющих веществ, посадить уничтоженный лес, восстановить популяцию рыб. Кроме того, о реальном возмещении экологического вреда можно говорить лишь условно. Даже посаженный лес не является заменой срубленному, и пройдет немало времени, прежде чем этот лес приобретет прежние характеристики. Поэтому денежная компенсация является наиболее удобным и часто используемым способом возмещения экологического вреда. Учитывая, что основная часть природных объектов находится в государственной собственности, при уничтожении или повреждении объектов потерпевшим будет государство.

 

93)Исчисление ущерба и убытков осуществляется на основании действующей нормативно-методической документации, а также такс для исчисления размера взыскания за ущерб растительному и животному миру. Приказ Госкомэкологии РФ от 11.02.1998 № 81 "Об утверждении Методики исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод". Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства". Приказ МПР РФ от 28.04.2008 № 107 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания". Приказ Минприроды РФ от 13.04.2009 № 87 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства". Приказ Минприроды РФ от 08.07.2010 № 238 "Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды". Приказ Росрыболовства от 25.11.2011 №1166 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам". Приказ Минприроды РФ от 08.12.2011 № 948 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам".

 

94) ГК РФ предусматривает два способа возмещения вреда – в натуре (реальный) и в денежном выражении (ст. 1082). Что касается реального возмещения вреда в натуре, то при различных видах экологических правонарушений встает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка – участок покрыт траншеями, котлованами и т.п. – восстановление может заключаться в устранении этих недостатков. Восстановление лесных массивов может быть осуществлено посредством новых посадок древесных культур.

Решение о восстановлении прежнего состояния земли, других природных ресурсов как способ реального возмещения вреда, причиненного нарушением правил рационального использования и охраны природных богатств, принимается в каждом конкретном случае судом. Очевидно, такое требование может быть предъявлено к правонарушителю, если:

восстановление объективно возможно и правонарушитель в силу своей специальной правосубъектности в состоянии в течение некоего оптимального срока провести необходимые работы. При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении.

Судом могут быть приняты во внимание такие обстоятельства, как отсутствие у потерпевшего материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по восстановлению природной среды. Возможен смешанный вариант, при котором в пользу потерпевшего часть средств компенсируется в денежной форме, а часть – путем выполнения восстановительных работ за счет сил и средств ответчика.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: