Учение Аристотеля о душе, и ее способностях. Теория познания Аристотеля

Аристотель — автор трактата «О душе», первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души. Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Душа неразрывно связана с телом. Орган души— сердце. Мозг выполняет вспомогательную функцию, в нем кровь охлаждается до нужной нормы. После смерти тела душа не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства.

Учение о процессах познания. Начало познания образует способность ощущения. Кроме пяти ощущений, соответствующих разным органам чувств, Аристотель выделял общее чувство и приписывал ему ряд функций. Для общего чувства нет соответствующего органа, им является сама душа. Сохранение и воспроизведение ощущений является результатом работы памяти. Следующая познавательная способность — воображение, заключается в образовании представления. Воображение берет начало в ощущении, но оно не есть ощущение. Мышление характеризуется составлением суждений. В зависимости от того, на что направляется мышление, различаются два вида ума: теор. и практический.

Учение о чувствах. Подробнее Аристотель останавливается на аффектах. Он называет аффектами влечения, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, любовь, ненависть, тоску, зависть, жалость— вообще все, чему сопутствует удовольствие или страдание.

Проблема воли. Все действия человека делятся на непроизвольные и произвольные в зависимости от того, где находится основание действия: вне субъекта или в нем самом. По существу, воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу: принятие решения связано с пониманием человеком своих общественных обязанностей.

О характере. Страстям (аффектам) как сильным движениям души Аристотель противопоставляет устойчивость характера. Аристотель дал описание душевных качеств (нравов) людей в соответствии с их возрастом, социальным положением, профессией. Характер не является природным свойством, его черты складываются как результат опытности. Позже эту мысль развил его ученик Теофаст. Аристотель придавал важное значение воспитанию. Оно должно оказывать влияние на нравственный склад человека, развивая в нем то, чего недостает от природы.

9.Основные тенденции в развитии представлений о душе в поздней античности. Психологические проблемы в философии стоиков и эпикуреизме.

В центре научных интересов Эпикура (341-270 гг. до н.э.) стояла проблема исследования критериев нравственного и безнравственного, на основе которых можно оценивать поведение человека. Будучи последовательным материалистом, Эпикур стремился модернизировать учение Демокрита так, чтобы оно отвечало требованиям времени. Исследовав разницу между душой животного и человека, Эпикур выделил четыре части души, три из которых существуют как у животных, так и у человека. Это огонь, дающий тепло, пневма, обеспечивающая движение, и ветер, позволяющий дышать. Четвертая часть - «душа души» есть только у человека и связана с психическими функциями души - чувствами, мышлением, нравственностью. Стоики тоже разделяли взгляды Демокрита на атомистическое строение мира, говоря о том, что начало начал - это бытие, состоящее из атомов, которые являются первоосновой всей вселенной, в том числе и души и тела человека. Разделяли они и идею пантеизма (всеобщего одушевления природы) первых психологов. Понимая природу как целое, они утверждали, что душа - божественное начало (которое отождествляется с судьбой, провидением) присуще всей природе. В этой школе была развита и концепция Гераклита о том, что четыре основных элемента природы - огонь, воздух, вода и земля.

В неоплатонизме у его основателя Плотина (205 — 270) развивается учение о происхождении индивидуальной души от мировой души в процессе эманации (истечение, исхождение), излучений творческой деятельности бога, которые образуют видимый мир с его последовательной лестницей ступеней совершенства. Одной из ступеней на этой лестнице является душа как посредствующее начало между сверхъестественным миром и материальными явлениями, которые являются последней ступенью эманации. Основоположник христианской философии Аврелий Августин, «Блаженный» (354 — 430), вводит положение «Я мыслю, следовательно, я есть», из которого выводится тезис о достоверности нашего существа. И у Плотина, и у Августина вывод о своеобразии сознания и о наличии особой внутренней жизни следует из разрешения задач религиозного характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: