1. XI в. – «Слово о законе и благодати» автор – священник Илларион. Три элемента:
· Рассуждение об истине и законе
· Обращение к пастве, восхваляющее Владимира Святого
· «Молитва Богу о Земле нашей»
1-ый элемент: закон представлен 10-ю заповедями. Истина (благодать) изложена в Новом Завете. Закон предшествует благодати. Противоречие заключается в аналогии соотношения права и правды. Закон навязывается и принимается коллективно. Он имеет мирское происхождение и ассоциируется с прошлым. Благодать обращена в будущее и относится к душе человека. При этом Закон и Благодать находятся в синтезе, как Солнце (благодать) и Луна (закон).
2-щй элемент: Хвала обращена не только к Владимиру Святому, но и к его предкам, приводятся причины крещения Руси, которые заключаются в том, что на Владимира снизошел Бог и на его решение также повлияла Византия… У Иллариона Владимир выступает как духовный завоеватель. Сила князя воспринимается им как благо. Вообще, для Иллариона благоверие и власть сопряжены.
|
|
2.«Поучение Владимира Мономаха». Включено в Повесть временных лет под 1096 годом. Главный элемент Поучения – советы детям по поводу управления. Другая часть – биография Владимира Мономаха, представленная по большей части сражениями, которые давал князь. Третья часть содержит извинение к киевскому князю за сражение, в котором погиб его сын.
Среди советов, которые Владимир Мономах давал своим детям, встречаются такие, как:
· Храни свое, но не бери чужого
· Приоритетно решение вопросов и споров мирным путем
· Необходимость заботиться об общем
· Поддерживать господство внутри своего удела
· Почитание священнослужителей
3. XII (начало XIII) в. – «Моление Даниила Заточника».
Существует две редакции этого текста. Происхождение автора точно не известно. Также не понятно, к какому именно князю обращался автор. «Моление» представляет собой челобитную. Даниил Заточник предлагает себя на службу к князю. Ему дают советы: идти в монастырь или жениться, но оба пути ему не подходят. Далее автор начинает давать советы князю:
· Князь должен быть силен, чтобы заставлять бояр исполнять свою волю
· Он должен слушаться своих советников, которые должны быть хорошими
· Князь должен помогать слабым, бедным, убогим.
Иначе говоря, сильная власть воспринималась автором как благо. Он видел необходимость такой формы власти в поддержании того порядка, который существует.
4. начало XII века – «Повесть временных лет». Это погодное изложение событий. «Повесть…» начинается с выяснения вопроса о происхождении государства, разделении его на части, происхождении русского государства. Князь в тексте преподносится в качестве христолюбивого, мудрого, сильного, находящегося выше других людей. Отсутствуют личностные характеристики князей – это синтетический образ власти. При этом не высказывается идеи о государственном единстве, кроме того, стоит отметить, что восхваления удостаиваются киевские князья. Причинной всех политических изменений считается Божья воля – провиденциализм.
|
|