Социал-демократы связывали себя не столько с русскими революционерами, сколько с европейскими (русские марксисты).
Особенности российской социал-демократии:
1. преувеличение теоретической деятельности, практика интересовала меньше
2. абсолютизация насилия
3. представления об исключительной роли интеллигенции в рабочем движении
4. нетерпимость к инакомыслию
5. негативное отношение к реформизму
Создатель социальной демократии в России Плеханов создаёт группу освобождения труда «Черный передел». Перевёл массу текстов Маркса на русский. Написал книгу «Наши разногласия» (с народниками)
Ключевые идеи:
o главная революционная сила в рабочем движении - пролетариат
o капитализм в России реальность
o разложение общины
o необходимо создать рабочую партию, которая сыграет самостоятельную роль в буржуазной революции
Общегородская политическая организация – 1988 г первый съезд РСДРП.
Представители интеллигенции стали представителями той социальной базой, на основе которой в конце XIX – начале XX в
|
|
Первые социал-демократические партии начали возникать в 80-90-х 19 века в национальных районах России: Финляндии, Польше, Армении. В середине 90-х в Питере, Москве и др.городах образовались «союзы борьбы на освобождение рабочего класса». Они установили связь с бастующими рабочими, но их деятельность была прервана полицией. Попытка создать российскую социал-демократическую рабочею партию на съезде 1898г. не имел успеха. Не программы не устав не были приняты делегаты съезда были арестованы.
Формировались радикальные политические партии. Они сформировались раньше либерально-оппозиционных партий. Новая попытка сплотится в политическую организацию была принята Г.В. Плехановым, Л. Мартовым, В.И. Лениным. С 1900 г. они начали издавать за рубежом политическую газету «Искра». Она объединила разрозненные кружки и организации. В 1903г. на съезде в Лондоне были приняты программа и устав, оформившие образование Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).
В программе предусматривалось два этапа революции. На первом – программа - минимума – реализация буржуазно-демократических требований: ликвидация самодержавия, ограничение рабочего дня 8 часами, введение всеобщего, равного, прямого избирательного права и других демократических свобод; возвращение крестьянам отрезков и предоставление им права свободного распоряжения землей; отмена выкупных платежей, возвращение крестьянам сумм, взятых в форме выкупных и оброчных платежей. На втопром – программа-максимум – осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата.
|
|
Однако идейные (программные) и организационные разногласия раскололи партию на большевиков (сторонников Ленина) и меньшевиков (сторонников Л. Мартова).
Большевики стремились превратить партию в узкую организацию профессиональных революционеров. Введение в программу идеи диктатуры пролетариата обособило их от других общественно-демократических течений. В понимании большевиков. Диктатура пролетариата означала установление политической власти рабочих для построения социализма и в будущем бесклассового общества. В.И. Ленин стал признанным теоретиком и политическим вождем большевиков. Меньшевики не считали Россию готовой к социалистической революции, выступали против диктатуры пролетариата и предполагали возможность сотрудничества со всеми оппозиционными силами. Несмотря на раскол, РСДРП взяла курс на разжигание рабоче-крестьянского движения и подготовку революции.
20. Эволюция либеральной идеи в конце 19-начале 20 века. "Вехи" и полемика о русской интеллигенции.
В 90-х гг 19в возродилось либерально-оппозиционное движение. Важнейшей его опорой было земство. Либеральных идей придерживались небольшая часть земских гласных, главным образом, из числа богатых и образованных дворян, но зато они были популярны в среде земских служащих – разночинной интеллигенции. Земские служащие стали связующим звеном между либеральными гласными представителями городского интеллигентского либерализма, главной социальной базой которого были профессора и преподаватели университетов, а также лица свободных профессий: врачи, адвокаты, литераторы, журналисты.
В 1899 г возник либеральный кружок «Беседа», в который входили лидеры земского либерализма из числа аристократии, а также сторонники «легального марксизма» во главе со Струве. В этом кружке сформировались взгляды многих будущих видных деятелей российского либерализма.
Все русские либералы были сторонниками исключительно мирной эволюции российского политического строя и считали необходимым добиться реформ от самого самодержавного режима. Главное средство для достижения этого все они видели в формировании в стране мощного общественного мнения. Однако политические взгляды либералов отнюдь не были едиными.
Правое их крыло составляли сторонники Шипова – либеральные славянофилы, отрицавшие парламентский строй и конституцию и допускавшие лишь созыв Земского собора при сохранении неограниченного самодержавия. По мнению Шипова, России требовалась сильная монаршая власть, опирающаяся на доверие народа.
Левое крыло, преимущественно интеллигентское, а не земско-дворянское, придерживалось мнения о необходимости введения в России конституционного строя по английскому образцу. В 1902 г конституционалисты стали издавать в эмиграции журнал «Освобождение» под редакцией Струве.
В 1904 г оформились «Союз земцев-конституционалистов» и более радикальный «Союз освобождения». Обострение критики самодержавия со стороны либералов свидетельствовало о приближающемся кризисе режима.
События 1905 г и последовавшая за ними реакция испугали многих сторонников либеральной оппозиции, показав им, что революция практически неизбежно связана с насилием. Это вызвало тяжелый идейный кризис либерального движения. В 1909 г под общей редакцией Струве вышел сборник «Вехи», авторами которого были видные мыслители и публицисты: Бердяев, Булгаков, Франк и др.
Авторы «Вех» обвиняли русскую интеллигенцию в безответственности, в слепом поклонению народу вместо стремления способствовать его культурному подъёму. «Делали революцию в то время, когда вся задача состояла в том, чтобы все усилия сосредоточить на политическом воспитании и самовоспитании», - писал Струве. «Вехи» призывали перейти от борьбы за распределение к борьбе за создание национального богатства.
|
|
В революционной среде «Вехи» были восприняты как манифест политического ренегатства. Против сборника, звавшего интеллигенцию к отказу от политической деятельности, выступили и многие либеральные деятели, в частности Милюков.
Свидетельством пересмотра русским либерализмом своего идейного багажа стали окончательный отказ от увеличения марксизмом (ряд видных либералов вышли из среды легальных марксистов) и напряженный религиозный поиск, вошедший в историю русской общественной мысли как богоискательство.