Механизм и формы лоббистской деятельности

Группы давления – временное структурное образование, которое в своем взаимодействии с государством ставит задачу оказать влияние на поддержку либо на неподдрежку принятия тех или и иных политических решений в интересах определенной группы интересов. Целенаправленное воздействие групп интересов на орган власти с целью реализации специфических интересов получили название лоббизма. Когда мы говорим о лоббистской деятельности мы подразумеваем не только наличие интереса мотива, но и наличие огромных ресурсов. Механизм лоббистской деятельности состоит в том, что лоббист выходит на такую точку доступа через аналитическую службу. Точка доступа – такой индивид, механизм или институт, который уже проверен аналитической службой. Нужно создать железный треугольник: точки доступа в законодательной и исполнительной власти и группа давления смыкаются, связи становятся систематическими. Для лоббирования интересов необходимо: группа давления, мотив деятельности (интерес) и ресурс. Среди разнообразных видов групп давления можно выделить, на­пример, группы «прямого вхождения», предпочитающие оказывать дав­ление на властные структуры с помощью отдельных представителей бизнеса; «коридорный лоббизм», означающий наличие «своих людей» в органах власти (подкупленных чиновников); «корпоративный лоббизм», выражающий различные формы (сочетания) сращивания представите­лей исполнительной власти и бизнеса; «продвинутые группы», частич­но берущие на себя решение чисто политических проблем; «кластеры связей», представляющие собой группировки, построенные на нефор­мальных связях; «парантеллы», базирующиеся на клановых или род­ственных связях; «олигархии», выражающие смыкание отраслевых элит и криминальных групп, и др. Наиболее влиятельные группы давления получили название «групп вето» (Д. Рисмэн), обозначающее их способ­ность блокировать или не допускать не устраивающие их решения. Две устойчиво существующие модели лобизма: плюралистической (англо-саксонской) и корпоративистской (европейской или континентальной). В плюралистической модели господствует позитивное отношение к групповой политике вообще и лоббизму в частности. В ней группы интересов рассматриваются как посредники между управляемыми и управляющими. Политическая власть рассматривается как арена, где сталкиваются самые разные интересы: промышленников, профсоюзов, экологов и др. Все они имеют право быть услышанными. Поскольку каждый человек принадлежит одновременно к разным группам интересов, температура межгруппового конфликта не бывает очень высокой. Решения принимаются в рамках сложного процесса торга и взаимодействия свободных от взаимных обязательств заинтересованных групп и государства, что обеспечивает учет мнений и интересов значительного числа лоббистских групп. Следует заметить, что согласно современной политической теории роль государства не ограничивается предоставлением арены для борьбы групп интересов за раздел и передел сфер влияния. Оно само принимает в этой борьбе активное участие.В плюралистической модели подчеркивается направленность социальной коммуникации «снизу вверх»: от членов групп к их лидерам, затем — к правительству. В корпоративистской модели, отражающей реалии послевоенной Европы, государственная политика вырабатывается в результате взаимодействия между правительством и небольшим числом привилегированных лоббистских групп, с которыми правительство имеет дело. Тем самым процесс государственного управления как бы выходит за рамки чисто государственных институтов и вовлекает в свою сферу некоторые наиболее влиятельные группы интересов. Эти группы обычно включают ассоциации предпринимателей и профсоюзы. Лидеры этих групп, хотя формально и отчитываются перед членами группы, однако свободны в контактах с правительством. Корпоративистская модель делает акцент на движении «сверху вниз»: государство контролирует своих граждан, а группы — своих членов. Наилучшим примером корпоративизма, по мнению зарубежных специалистов, является Австрия
21.Особенности лоббистской деятельности в Российской Федерации. Соотношение лоббизма и политической коррупции.

Лоббизм – деятельность групп давления (лобби), которая направлена на органы политической власти с целью принятия/непринятия того или иного политического решения. Когда мы говорим о лоббистской деятельности мы подразумеваем не только наличие интереса мотива, но и наличие огромных ресурсов. В нашей стране исторически лоббирование рассматривается большей частью как отрицательное явление, связанное с коррупцией. Лоббизм в России явление не новое. Фактически он существовал и в советский период истории. Для него было характерно: 1. отсутствие широкой социально-экономической базы процесса лоббирования интересов экономических и общественных групп; 2. узкий круг участников процесса лоббирования, в основном в рамках номенклатуры; 3. преимущественно производственно-отраслевой и территориальный характер; 4. высокая идеологизация; 5. скрытый характер; 6. осуществление давления на власть в рамках официальных каналов. Со второй половины 70-х гг., в связи с активным разрастанием сфер теневой экономики, методы лоббирования стали приобретать криминальный характер. В современной России лоббизм значительно расширил сферу и методы своей деятельности, что делает необходимым принятие специального закона. В России лоббистские технологии не институализированы, а все нормы лоббистской деятельности - условны. Необходимо правовое регулирование лоббизма, признание его профессиональной деятельностью. Нужно превратить его в полноценный политический институт, каковым он, к примеру, является в США и Западной Европе, где в органах власти представлены не только мощные корпоративные структуры, но и интересы различных сегментов общества, включая еще не родившихся детей, которых с момента зачатия оберегают от грубого обращения. В этом объективно заинтересован как бизнес, так и само общество. Российский лоббизм можно охарактеризовать как спонтанно возникшее и существующее явление, развивающееся по непредсказуемым законам и включающее в себя самые различные силы, раскалывающие государственную власть. Примеры: ЛУКОЙЛ, который (в т.ч. при помощи государства) успешно проводит экспансию на рынки Восточной Европы. Производители пива, лоббирующие интересы, связанные с возможностью рекламировать свою продукцию. К успешным лоббистам можно отнести и водочные компании, пролоббировавшие возможность рекламы минеральной воды, разлитой в бутылки - идентичные по своему внешнему виду с водкой. Водочные короли также пролоббировали известные ограничения рекламы пива на телеканалах и на улицах. Наиболее сильными лоббистами последнего периода считаются страховщики. Для демонстрации их лоббистских ресурсов достаточно вспомнить пресловутый закон об ОСАГО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: