SWOT– анализ, анализ сильных и слабых сторон организации.
Основным и наиболее доступным инструментом анализа организации является SWOT, или метод исследования сильных и слабых сторон организации на фоне ее сильнейших конкурентов. Это простой и убедительный метод, дающий хороший портрет организации. В классическом виде SWOT-анализ – это двухфакторная модель
Анализ сильных и слабых сторон организации можно проводить в четыре этапа.
Этап 1: выбор ключевых областей деятельности. Чаще всего направлениями, обеспечивающими успех в конкурентной борьбе, являются: послепродажное обслуживание и сервис; маркетинг и каналы распространения; финансы; управление персоналом; используемые производственные технологии; организация производства; менеджмент.
Этап 2: выбор системы отнесения для оценки сильных и слабых сторон организации. Невозможно провести хороший анализ организации без определения ее конкурентов, которые, чаще всего, и являются для организации ее системой отнесения. Здесь возможны три подхода (рис), совокупность которых называется «бенчмаркингом».
Первый подход состоит в сравнении с наиболее опасным конкурентом, второй – в одновременном сравнении с наиболее значимыми конкурентами в данной отрасли, третий – в поиске лидеров вне отрасли.
Этап 3: создание конкурентного профиля организации. После составления расширенного перечня составных частей каждого направления деятельности организации и проведения анализа конкурентов можно приступить к разработке конкурентного профиля организации, т.е. сравнить ее с главным конкурентом (конкурентами). Одновременно можно разрабатывать общие черты программ организационного развития.
Бенчмаркинг |
Сравнение с наиболее опасным конкурентом |
Сравнение с наиболее значимыми конкурентами |
Сравнение с мировыми лидерами вне отрасли |
Весь кропотливый процесс оценки сильных и слабых сторон организации путем сравнения с конкурентами необходим для понимания того, на чем организация должна сконцентрировать свои усилия для достижения конкурентных преимуществ. Это постоянный поиск слабых сторон, которые нужно устранить, и сильных сторон, которые могут стать источником потенциальной уникальности организации.
Структура системы управления организацией.
Структуру системы управления организацией образуют следующие составляющие:
- аппарат управления (кадры управления);
- цели управления;
- элементы управления;
- свойства управления;
- принципы управления;
- функции управления;
- методы управления.
Во всех организациях структурно система управления выглядит как аппарат управления или организационная структура управления. Аппарат управления может иметь разные размеры, иерархичность, функциональное содержание и задачи.
Система управления организацией состоит из:
- руководители разных уровней (наделены административными полномочиями для управления организацией на всех ее уровнях и координации работы их подчиненных);
- специалисты (заняты специальной деятельностью в соответствии с функциональным разделением труда, имеют специальную подготовку – экономисты, юристы, бухгалтеры и др.);
- вспомогательные работники (выполняют функции сопровождения и обеспечения);
- технические исполнители (штабные или внешние работники, исполняют простые, рутинные функции).
По уровням управления управленческий аппарат делится на высший, средний и низший. Такая классификация необходима для оптимизации количества работников, занятых управленческим трудом, и работников, на которых возложены исполнительские функции. Количественно такое соотношение выражается в понятии диапазона контроля или нормы управляемости.