Понятие и классификация функций управления организации

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных функций.

Под функциями управления понимаются особые виды специализированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда.

Функции - виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат по руководству предприятием) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).

Для достижения некоторой цели необходимо реализовать содержание процесса управления через функции.

Функции управления:

• общие - часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности;

• конкретные - определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса;

• специальные - подфункция конкретной функции.

Для эффективного, целостного управления они должны образовывать единый комплекс, характеризующий всю полноту, весь спектр взаимодействия субъекта и объекта управления.

Функции управления целесообразно классифицировать по объективному содержанию. Основные функции управления: планирование; организация; мотивация; координация; контроль.

Выделяются и другие функции: регулирование, учет, анализ. Регулирование - процесс устранения отклонений в функционировании социально-экономической системы от заданных плановых значений (норм) или естественного хода процесса. Учет - подведение итогов деятельности социально-экономической системы за определенный отрезок времени. Анализ - сбор, хранение, обработка и использование информации для обоснования и реализации других функций управления. В отличие от других функций управления анализ не имеет активного воздействия субъекта на объект управления, поэтому обслуживает другие функции управления и нередко называется внутренней функцией управления.

Помимо рассмотренных функций, которые иногда называют общими, имеются и специализированные функции органов управления (например, материально-технического снабжения, маркетинга, транспорта, кадрового обеспечения), в электроэнергетике, например функция оперативно-диспетчерского управления.

Во-первых, функции управления всегда применяются комплексно и по всему спектру управленческого действия. В этой связи неправомочно говорить о большей или меньшей важности тех или иных функций управления: в тот или иной момент времени, при тех или иных обстоятельствах различные функции управления могут приобретать доминирующий характер. Общие функции управления имеют универсальный характер, т.е. применимы к любому объекту (процессу) управления.

Во-вторых, функции управления применимы к функциям управления как специализированным видам деятельности. Имеют глубокий смысл, например, понятия организации контроля производственной деятельности, планирование учета товарных запасов и т.д.

В-третьих, общие функции управления применимы к процессу управления и системе управления, подчеркивая их определенную целевую направленность. Следует отметить, что между функциями управления нет жестких, однозначных границ. Один и тот же вид управленческой деятельности может обнаруживать признаки двух или даже нескольких функций управления, их тесное взаимопереплетение. Важно понимание функций управления как некоторых технологий управленческой деятельности. Владение каждой из функций требует формирования достаточно определенных профессиональных качеств руководителя.

Функции управления могут подразделяться по различным признакам: управляемый объект (предприятие, цех, участок, рабочий); вид деятельности (экономическая, производственная, организационная и т.д.); содержание труда (научные исследования, подготовка производства, управление персоналом, бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, оперативно-диспетчерское управление и др.).

Удельный вес функций управления в структуре деятельности руководителей тех или иных звеньев и уровней управления может различаться и определяться уровнем управления и другими факторами.


8.Миссия организации: сущность и содержание

Миссия рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Обычно определение миссии организации преследует решение следующих задач:

· выявить область активных действий организации и отсечь пути развития, которые ведут в никуда;

· определить основные принципы конкурентной борьбы;

· выработать общую базу для разработки целей организации;

· выработать концепцию деятельности, вдохновляющую сотрудников организации.

Цели миссии - это видение того, что из себя должна представлять организация или за что она должна бороться. В них должны быть отражены интересы всех групп влияния или различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования (собственники, менеджеры, сотрудники и рабочие, потребители, поставщики, банки, правительственные учреждения, местные органы управления, общественные организации и др.).

При разработке миссии учитываются следующие группы факторов:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: