Конкурентоспособность почти всегда достигается в результате успешного использования наступательной стратегии.
Выделяют шесть основных типов наступательных стратегий:
- Стратегии, направленные на сбалансирование или превосходство сильных сторон конкурентов. (силовая стратегия, использовать качество против качества, цену против цены)
- Стратегии, направленные на использование слабостей конкурентов. (Разрабатывать те сегменты потенциальных клиентов, которыми конкурент по каким-либо причинам пренебрегает либо не имеет возможности обслуживать)
- Стратегии, предусматривающие наступление одновременно по нескольким направлениям (рассеять внимание противника сразу по многим направлениям и заставить его распылить силы на одновременную защиту различных групп целевых клиентов.)
- Стратегии, ориентированные на освоение незанятых и создание новых рынков.
- Стратегия отвлечения. (заставить конкурента отвлечь свои ресурсы на защиту одного клиента, попав в ситуацию, когда приходится отказываться от другого или терять его неожиданно для себя.)
- Партизанская война. (Атака на группы покупателей, не представляющих интереса для основных конкурентов; Атака на покупателей со слабой приверженностью к товарам противника; Атака на сегменты рынка, которые слишком широки для конкурента и имеют максимально низкую концентрацию средств конкурента).
Целью оборонительной стратегии является снижение риска быть атакованным, ослабление последствий тех атак, которые произошли, и оказание влияния на конкурентов с целью переноса их атак на других соперников.
Основная задача оборонительной стратегии состоит в защите конкурентного преимущества и укреплении рыночных позиций.
Существует несколько способов, с помощью которых компания может защитить свои конкурентные позиции.
1. блокирование направлений, по которым конкуренты могли бы провести атаку (например, поддержание низких цен на продукцию);
предусматривает предупреждение возможных агрессоров о том, что в случае атаки они столкнутся с серьезными ответными действиями, представляющими для них реальную опасность. (например, заблаговременное распространения информации о планируемом выпуске новых важных видов продукции в надежде на то, что потенциальные агрессоры отложат реализацию своих намерений до тех пор, пока объявленные действия не осуществятся на практике).






