Цепочка ценности — это инструмент стратегического анализа, направленный на подробное изучение деятельности организации с целью стратегического планирования. Цепочка ценности «разделяет деятельность компании на стратегически важные виды деятельности с целью изучить издержки и улучшить.
Цепочка ценностей позволяет проследить процесс создания стоимости. В ЦЦ деятельность предприятия подразделяется на два типа:
- основная – связанная с производством товара, его продажей и послепродажным обслуживанием;
- вспомогательная – обеспечивающая основные процессы (инфраструктура предприятия (общее управление, бухучет, финансы и т. д.), оборудование, транспортные средства и способы транспортировки.
Повысить конкурентоспособность предприятия можно снижая издержки, совершенствуя или исключая из «цепочки ценностей» отдельные элементы и связи.
24. Концепция стратегических зон хозяйствования, стратегических ресурсов и групп стратегического влияния.
СЗХ - группировка зон бизнеса, основанная на выделении некоторых стратегически важных элементов, общих для всех зон.
|
|
Управленческое значение концепции СЗХ: она дает возможность диверсифицированным компаниям рационализировать организацию разнородных сфер бизнеса. СЗХ также помогают уменьшить сложность подготовки стратегии корпорации и взаимодействия сфер деятельности фирмы в различных отраслях.
В дополнение к этой концепции предложена идея стратегического хозяйственного центра (СХЦ) – внутрифирменной организационной единицы, отвечающей за выработку стратегических позиций фирмы в одной или нескольких зонах хозяйствования.
Зона стратегических ресурсов - совокупность поставщиков основополагающих ресурсов, способных обеспечить получение фирмой этих ресурсов для вывода на рынок того или иного товарного ассортимента.
С точки зрения процедуры планирования двусторонняя связь между ресурсными и продуктово-рыночными стратегиями несколько усложняет работу, но непреодолимых барьеров она не ставит. Когда фирма сталкивается с проблемами в обеспечении стратегическими ресурсами, выделение в ресурсных потребностях фирмы зон стратегических ресурсов — важный шаг в формулировании ресурсной стратегии фирмы.
Группы стратегического влияния - контактные аудитории, способные оказать давление на миссию фирмы в сторону как её расширения или сужения, так и коренного изменения (правительство, общественность, общества защиты прав потребителей).
Помимо ограниченности ресурсного обеспечения, фирма всё больше испытывает на себе влияние законодательных рамок, социальное давление, вмешательство в принятие решений и действия со стороны различных групп как внутри, так и вне фирмы, непричастных к процессу управления.
|
|
Кроме рыночных и ресурсных стратегий, фирмам всё чаще придётся заниматься разработкой стратегий отношений с обществом. Первый шаг в формулировании таких стратегий состоит в том, чтобы разобраться в разнородных социально-политических влияниях и рассортировать их по отдельным, строго определённым группам стратегического влияния.