Тема 1. Экономическая социология в системе социальной науки и практики связей с общественностью

Основные понятия: объект и предмет экономической социологии, социальная проблема, теория среднего уровня, функции социологического знания, теоретический и эмпирический уровни знания, фундаментальное и прикладное знание, эксперимент, гипотеза, хотторнский эксперимент, хотторнский эффект.

1. Модели «экономического» и «социального» человека и обоснование социологического подхода к исследованию хозяйственной жизни.

2. Предметная область экономической социологии. Виды и уровни социологического знания в экономической социологии. Экономическая социология как теория среднего уровня.

3. Взаимодействие предметных областей экономической социологии и связей с общественностью. Функции социологического знания в СО. Генетическая, структурная и функциональная связь предметных областей СО и экономической социологии.

Дискуссионные вопросы

Есть ли границы экономического анализа человеческого поведения. Р.Л.Хайлбронер против Г.Беккера

Теоретическая реконструкция

Представьте основные черты экономического человека в концепции В.Зомбарта.

· Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. - М., 1994. С.45-49, 82-103.

Аналитические задания

1.На примере метода эксперимента покажите характер взаимодействия видов и уровней социологического знания и механизм использования социологических данных в управлении.

Методическая суть эксперимента состоит в принятии исследователем социаль­ной роли, обеспечивающей возможность наблюдающего участия в исследуемых про­цессах... Специфическим "пунктом наблюде­ния" и "полигоном для участия" явилось рабочее место сначала наладчика технологи­ческого оборудования (1980 — 1982 гг.), а затем - слесаря механосборочных работ (с 1983 г.) на ленинградском заводе.

Переход на это рабочее место был безусловным, т. с. включал в себя увольнение из научного учреждения и поступление на завод в качестве рабочего. Таким образом, был осуществлен предельный вариант иссле­довательского погружения в новую соци­альную среду... Выбор рабочего места осуществлялся исследователем в инициативном порядке... К особым, социально-психо­логическим, условиям эксперимента относит­ся принципиальный отказ от обычного при включенном наблюдении инкогнито.

Нововведение тот "оселок", на котором обнажаются индивидуальные и групповые позиции, происходит более или менее явное столкновение или взаимосогласование интересов. Структуры деятельности при этом обнаруживают свою устойчи­вость или лабильность. Социальная ситуация приобретает демонстрационный характер.

Именно это обстоятельство побудило автора к отграничению в качестве объектов непосредственного изучения ряда доступных нашему наблюдению и составляющих непосредственную сферу ролевого поведения социолога-рабочего инновационных процессов: 1)Процесс внедрения новой (для данного предприятия) технологии штамповки листовых деталей на координатно-револьверном прессе). 2)Процесс внедрения бригадных форм организации и стимулирования труда. 3)Процесс экспериментального социального нормотворчества, в конкретной социально-производственной ситуации.

Суть наблюдающего участия (в отличие от участвующего наблюдения) видится как раз в деятельном вмешательстве в нормальное течение жизни. При этом подлежат наблюдению и осмыслению также и реакции среды на целенаправленные, избирательные (а иногда и импровизационные!) шаги исследова­теля. Особое место здесь занимает исследовательский прием, названный нами методом моделирующих ситуаций. Под таковыми понимаются ситуации, отчасти организованные самим исследо­вателем из естественных ситуационных предпосылок, в целях обнажения, заострения, в этом смысле моделирования социаль­ного явления или процесса.

Замысел исследования не сводится к описанию явлений и процессов производственной жизни, в которые включен социолог-рабочий. Не сводится он и к описанию собственного участия исследователя в указанных процессах. Сама практическая деятельность выступает здесь главным способом познания. Сверхзадачей же настоящего изыскания является попытка, в рамках "case study" (исследование отдельного случая), соотнести друг с другом два рода общесоциальных процессов: социально-нормативное воздействие, идущее от социаль­ной общности; адаптация личности социальной средой, присвое­ние и воспроизведение индивидами действующих норм-стерео­типов поведения; творчески-преобразовательное воздействие, идущее от личности; адаптация личностью социальной среды к себе, порожде­ние и внедрение новых социальных норм.

Люди для меня существуют в отношениях (в частности, в производственных отношениях), я не лезу в души, я изучаю ситуации. Иногда помогаю им созреть. Люди для меня предстают в действиях, я, признаться, с большим доверием отношусь к своим реконструкциям людских мотивов, чем если бы люди сами стали их объяснять. Мне дороги не отдельные подслушанные словечки и мысли (хоть я и с большим уважением отношусь к этому способу познания). Мне, повторяю, интересны действия, ситуации отношения. <...>

Область внимания человек в системе производ­ственных отношений. Именно "человек в системе", а не "человек и система", как таковые.

Источник: Алексеев А.Н. Наблюдающее участие и моделирующие ситуации (Познание через действие). СПб Филиал Института социологии РАН. - СП б., 1997. С.6-8.

Вопросы для анализа:

1. К какой из социологических парадигм (структуралистской, "понимающей", критической) можно отнести данные исследования?

2. Можно ли отнести данную работу к экономической социологии? Какие стороны объекта и предмета экономической социологии представлены в ситуации?

3. Автор, по сути, совмещает социальные роли исследователя, консультанта и менеджера. В чем содержание каждой из этих ролей?

4. В представленном материале выделите характеристики «традиционной» и «нетрадиционной» социологии и сопоставьте их.

Черты традиционной социологии Черты нетрадиционной социологии
   
   
   

Литература

  1. Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. - М., 1997. Гл.1-3.
  2. Ситников А., Гундарин М. Победа без победителей. Очерки теории прагматических коммуникаций. - М., 2003. С.50-56.
  3. Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика. - М., 2000. С.247-275.
  4. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение.// Thesis, 1993.Т.1. Вып. 1. С.24-40.
  5. Хайлбронер Р.Л. Экономическая теория как универсальная наука //.// Thesis, 1993.Т.1. Вып. 1. С.41-54.
  6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М., "Добросвет", 1998. Гл. IV, Глава VI.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: