Основные понятия: социальное действие, цель, потребность, мотив, совокупный жизненный ресурс, ценностные ориентации, уровень притязаний, мотивы суждения и мотивы побуждения, ранговый принцип мотивации, стимулирование, факторы мотивации.
1. Структура и виды экономических действий. Социальная регуляция экономических действий.
2. Виды, сущность и факторы мотивации. Мотивы-суждения и мотивы-побуждения
3. Управленческое воздействие: мотивация и стимулирование трудового поведения в современных условиях. Индивидуальные стратегии трудовой и хозяйственной активности.
Задание для стендового доклада:
Доминирующая мотивация трудовой активности индустриального и постиндустриального общества.
Дискуссионный вопрос: совместимы ли российская ментальность и рациональные действия?
· Прохоров А.П. Русская модель управления/ А.П.Прохоров. – М.: Эксмо, 2007. – 384 с.
Теоретическая реконструкция
Мотивация как фактор исторического развития капитализма.
Б.Франклин – консультант по имиджу и репутации молодого предпринимателя
|
|
· М.Вебер. Протестантская этика и дух капитализма.// М.Вебер. Избранные произведения., М., 1990. С. 70-106, 136-184.
Хозяйственная жизнь и возможности человеческой свободы (С.Булгаков)
· Булгаков С.Н. Философия хозяйства / Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х томах. Т.1. М.: Наука, 1993. С.212-229.
Ф.Хайек: концепция ограниченной рациональности и обоснование границ регулирования хозяйственной деятельности.
· Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. - М., 1992. Гл.4-5.
Экономика в системе средств самореализации субъекта (М.Фуко)
Аналитические задания
1. Анатомия юмора экономической проблематики в современных СМИ
Задания предполагают использование герменевтики как инструмента исследования. Согласно исходному определению герменевтики (искусство и теория толкования текстов) это направление предполагает выявление характеристик экономической жизни и экономической активности человека, их оценок и ориентаций в художественных, публицистических и фольклорных текстах. Попытки подобного анализа фольклора уже предпринимаются. Тема также предполагает использование элементов нарративного анализа, объектом которого выступают тексты литературы и фольклора. Задачей является раскрытие за сюжетом социально-культурных основ экономических действий, культурных оценок той или иной экономической практики.
Литература
- Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. - М., 1997. Гл. 4-5.
- Дорин А.В. Экономическая социология. - Мн, 1997. - Гл. 10,11.
- Верховин В.И. Экономические стереотипы в русском фольклоре// Социологические исследования, 1998, № 6.С.82-88.
- Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество. - М., 2000. Гл. 5. (Человек в постиндустриальной действительности).
- Патрушев В.Д. и др. Рабочие на частном предприятии: мотивация, оплата труда и удовлетворенность работой// Социологические исследования, 1998, № 4.С.34-41.
- Фролов С.С. Социология организаций. - М., 2001. - Гл.9.
- Ядов В.А. Мотивация труда: проблемы и пути развития исследований// Советская социология, Т.2. С. 29-38.