Особенности правовой охраны коммерческой тайны

Охрана коммерческой тайны регулируется Федеральным законом от 29 июля 2004 года №98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее также Закон, Закон о коммерческой тайне). В указанный Закон внесены существенные изменения Федеральным законом от 8 декабря 2006 года №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Данные изменения вступили в действие с 1 января 2008 года.

Главное нововведение связано с кругом отношений, который охватывается Законом о коммерческой тайне. Отныне он регулирует не порядок отнесения информации к коммерческой тайне, передачи такой информации, охраны ее конфиденциальности, а порядок установления, изменения и прекращения режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секреты производства (ноу-хау). В этой связи по-новому определяются такие термины, как «коммерческая тайна» и «информация, составляющая коммерческую тайну».

Под коммерческой тайной Закон понимает – режим конфиденциальности информации (п.1 ст.3 Закона о коммерческой тайне).

Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Конфиденциальность информации означает требование, обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Режим конфиденциальности информации достигается посредством использования правовых, организационных, технических и иных мер ее охраны, что позволяет обладателю информации при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Под информацией, составляющей коммерческую тайну, понимается секрет производства. К секретам производства Закон отнес сведения любого характера, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Это могут быть производственные, технические, экономические, организационные и другие сведения, в том числе сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (п.2 ст.3 Закона о коммерческой тайне).

Общими признаками любой информации, в том числе и составляющей коммерческую тайну, являются:

информация – это нематериальное благо;

- информация – это непотребляемое благо;

- информация подвержена моральному, но не физическому старению;

- информация не может существовать без материального носителя;

- информация может тиражироваться и распространяться без каких-либо ограничений;

- информация может преобразовываться из одной формы фиксации в другую;

- информация может одновременно использоваться неопределенно большим кругом лиц.

Признаками собственно информации, составляющей коммерческую тайну, являются:

- информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность;

- информация неизвестна третьим лицам;

- к информации отсутствует свободный доступ;

- обладатель информации принимает меры к ее охране.

Информацию, составляющую коммерческую тайну, необходимо отличать от материальных носителей, на которых она зафиксирована.

Материальные носители, на которых зафиксирована информация, можно рассматривать как имущество, а имущество может отчуждаться. Информация имуществом не является, и поэтому на нее право собственности установить нельзя. Она не может отчуждаться и переходить от одного лица к другому. Становясь доступной новому субъекту, она не перестает быть доступной субъекту, который обладал ею до этого. Именно поэтому Закон о коммерческой тайне говорит не о собственнике информации, составляющей коммерческую тайну, а об ее обладателе. Таковым может быть лицо, которое владеет указанной информацией на законном основании, в силу чего ограничивает доступ к этой информации путем установления в отношении нее режима коммерческой тайны.

Законность владения предполагает, что лицо или самостоятельно создало информацию, составляющую коммерческую тайну, или ей эта информация передана на соответствующем материальном носителе ее обладателем.

Незаконность владения означает, что получение информации, составляющей коммерческую тайну, осуществлялось с умышленным преодолением мер по охране ее конфиденциальности, а также что лицо, получившее данную информацию, знало или имело достаточные основания полагать, что она составляет коммерческую тайну другого обладателя, и что лицо, передающее данную информацию, не имеет на это законного основания.

Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, принадлежит ее обладателю (ст.4 Закона о коммерческой тайне).

Можно выделить примерный перечень видов сведений в различных сферах деятельности предприятия, нуждающихся в защите.

 

В финансово-хозяйственной сфере:

 

- данные бухгалтерского учета (содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности являются коммерческой тайной согласно п.4 ст.10 Федерального закона «О бухгалтерском учете»);

- плановые и фактические показатели финансово-хозяйственной деятельности;

- сведения о личных доходах работников;

- сведения о состоянии банковских счетов и проводимых финансовых операциях;

- сведения о рентабельности производства;

- сведения об имущественных обязательствах предприятия, в том числе о размерах и условиях получения кредитов и займов;

- механизм ценообразования;

- сведения об эффективности импорта и экспорта;

- сведения об участии предприятия в уставных капиталах других организаций.

В сфере рыночных взаимоотношений предприятия:

- оригинальные методы маркетинговых исследований;

- результаты изучения рынка, оценка состояния и перспектив развития рыночной конъюнктуры;

- сведения о рыночной стратегии предприятия и об оригинальных методах продвижения товаров к потребителям;

- проекты прайс-листов и условия предоставления скидок;

- сведения о предполагаемых закупках, о полученных заказах и об объемах взаимных поставок по долгосрочным договорам;

- данные о контрагентах, деловых и торговых партнерах, конкурентах предприятия, которые не содержатся в открытых источниках;

- содержание гражданско-правовых договоров, которые по договоренности сторон считаются конфиденциальными;

- сведения о подготовки к торгам и об их результатах, если эти данные не содержатся в открытых источниках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: