Формы некоммерческих организаций

Формы некоммерческих организаций Особенности функционирования некоммерческих организаций
Общественная и религиозная организации Участники (члены) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы
Фонд Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда, попечительский совет осуществляет надзор за его деятельностью
Некоммерческое партнерство Переданное имущество является собственностью партнерства, члены вправе участвовать в управлении делами, получать при выходе (ликвидации партнерства) часть имущества в пределах переданного в собственность, за исключением членских взносов
Учреждение Имущество закрепляется на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам, при недостаточности средств субсидиарную ответственность несет его собственник
Автономная некоммерческая организация Имущество, переданное НКО ее учредителями, является собственностью, учредители могут пользоваться ее услугами только на равных правах с другими лицами, не сохраняют прав на ее собственность
Объединение юридических лиц (ассоциация и союз) Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам в размере и порядке, предусмотренном ее учредительными документами, безвозмездно пользуются ее услугами
Общественное объединение (общественная организация, движение, фонд, учреждение, политическая партия) Имущество формируется на основе вступительных и членских взносов, добровольных взносов и пожертвований, поступлений от проводимых мероприятий, доходов от предпринимательской деятельности, пожертвований на подготовку и проведение выборов
Государственная корпорация Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации

Из табл. 7.1 видно, что организационно-правовые формы некоммерческих организаций многообразны, и включают общественные и религиозные учреждения, фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Так, фонд представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующую социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Финансовые ресурсы фонда создаются за счет добровольных имущественных взносов в денежной форме, а также доходов от предпринимательской деятельности, соответствующей целям, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Попечительский совет фонда, осуществляющий свою деятельность на общественных началах, является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда.

Государственная корпорация — это организационно-правовая форма, не имеющая членства, утвержденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих и других общественно полезных функций (ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций»). Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям» (ст. 7.1 ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Некоммерческое партнерство — это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение определенных целей. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Особенностью этой организационно-правовой формы является то, что члены некоммерческого партнерства при выходе из него имеют право получить часть имущества за исключением членских взносов. Кроме этого, при ликвидации некоммерческого партнерства часть имущества, оставшаяся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между его членами в соответствии с внесенной долей.

Автономная некоммерческая организация представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, которая учреждается гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является ее собственностью. Она вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

НКО могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Члены союза сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Члены союза несут субсидиарную ответственность по обязательствам союза.

При выходе из союза член несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

Добровольные взносы и пожертвования характерны для общественных объединений, благотворительных фондов, религиозных организаций. При этом законодательство запрещает получать финансовую и иную материальную помощь политическим общественным объединениям на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан.

7.2 Источники финансовых ресурсов некоммерческих организаций

Особенности финансового механизма некоммерческих организаций определяются организационно-правовой формой, уставными видами деятельности, оказанием платных услуг и др.

В соответствии с Федеральным законом 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, а также в собственности или бессрочном пользовании земельные участки. Федеральным законом могут быть установлены право некоммерческой организации формировать в составе имущества целевой капитал, а также особенности правового положения некоммерческих организаций, формирующих целевой капитал (Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Ст. 25.).

Источниками формирования имущества НКО являются:

· регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

· добровольные имущественные взносы и пожертвования;

· выручка от реализации товаров, работ, услуг;

· дивиденды (доходы, проценты, получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам);

· доходы, получаемые от собственности НКО;

· другие поступления, не запрещенные законом.

Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов (Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Ст. 25—26.).

Содержание финансовых отношений некоммерческих организаций во многом определяется организационно-правовой формой НКО и источниками ее финансирования:

· сметное финансирование;

· сочетание сметного финансирования с самоокупаемостью (частичная самоокупаемость);

· полная самоокупаемость.

При этом выделяются следующие основные принципы:

· формирование финансовых ресурсов за счет взносов учредителей, членских взносов, доходов от предпринимательской деятельности и т.п.;

· использование бюджетных средств только в виде субсидий и бюджетных ассигнований в рамках социально значимых программ;

· самостоятельность в распределении доходов (кроме полученных бюджетных ассигнований);

· покрытие за счет полученной выручки от реализации продукции (работ, услуг) всех расходов и формирование целевых фондов после уплаты налогов.

В зависимости от характера финансирования затрат среди НКО выделяются организации, устанавливающие за оказываемые услуги плату, позволяющую им возмещать производственные затраты и получать прибыль, которую они оставляют в своем распоряжении. Однако получение прибыли не является в принципе основной их целью. Они могут также использовать в дополнение к выручке от оказания услуг доходы от собственности и за счет этого устанавливать плату за услуги, покрывающую затраты на них. К ним, в частности, относятся:

1) НКО, создаваемые коммерческими предприятиями для оказания им различных услуг и представления их интересов (например, торгово-промышленные палаты, биржи, ассоциации предпринимателей);

2) НКО, целью которых является предоставление за плату услуг высокого качества в области здравоохранения, образования и т.п. (например, негосударственные больницы, школы, университеты).

К отдельной группе НКО относятся организации, предоставляющие товары и услуги другим институциональным единицам бесплатно или по экономически незначимым ценам, основным источником финансирования их затрат являются не поступления от продаж, а взносы их членов, пожертвования и другие трансферты. Эта группа НКО включает организации, создаваемые, контролируемые и в основном финансируемые правительством и домашними хозяйствами. К ним относятся общественные и религиозные организации (объединения), фонды. Существуют следующие основные типы НКО, обслуживающих домашние хозяйства:

1) организации, созданные для предоставления услуг главным образом их членам и финансируемые в основном за счет членских взносов (профессиональные союзы, политические партии, религиозные общества, добровольные спортивные общества, клубы по интересам и т.п.);

2) благотворительные общества и фонды, предоставляющие товары и услуги домашним хозяйствам на нерыночной основе, главным источником финансовых ресурсов для которых служат пожертвования в денежной и натуральной форме;

3) ведомственное жилье, ведомственные больницы, поликлиники, клубы, стадионы и т.п. (Финансы: Учебник / А.И. Архипов, И.А. Погосов, И.В. Караваева и др.; под ред. А.И. Архипова, И.А. Погосова. М.: ТК «Велби»; изд-во «Проспект», 2007. С. 489—491.).

Особенности финансового механизма бюджетных учреждений:

· бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой;

· бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) и самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам;

· бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Принципами формирования и использования финансовых ресурсов при сметном финансировании являются:

· целевое назначение бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной классификацией;

· строгая регламентация бюджетных средств на основе установленных законодательством норм расходов;

· контроль за рациональным использованием средств.

Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов РФ. Показатели бюджетной сметы могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает:

1) оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами и законодательством РФ, субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;

2) оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

3) уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;

4) возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности (Бюджетный кодекс РФ. М.: ТК «Велби»; изд-во «Проспект», 2008. Ст. 70, 161, 221.).

Эти четыре группы операций являются исчерпывающими, и расходование бюджетных средств на другие цели не допускается.

Возможность осуществления бюджетными учреждениями предпринимательской и иной приносящей доход деятельности предусмотрена Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», «Основами законодательства РФ о культуре» и др.

В связи с начатым процессом реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта установлено, что доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, частично за плату или бесплатно. Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Кроме заданий учредителя и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке (Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Ст. 2—5.).

На финансовый механизм государственных корпораций, созданных Российской Федерацией на основе имущественного взноса, влияет то, что имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации, и она может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана (Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Ст. 7.1.).

Характеристика государственных корпораций

Госкорпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» создана в 2007 г. Ее цель — формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом. Наблюдательный совет фонда — контролирующий орган — возглавляет министр регионального развития РФ. На поддержку регионов фонду было передано из бюджета 240 млрд рублей. Регион, рассчитывающий на господдержку в коммунальной сфере, должен отвечать многим критериям. Прежде всего, доля коммерческих предприятий в ЖКХ должна быть не менее 25% с увеличением к 2011 г. до 80%. При этом местные власти должны активизировать создание ТСЖ (к 2011 г. ТСЖ должны быть в каждом пятом доме), обеспечить переход на прямое субсидирование населения по оплате коммунальных услуг и постепенно прекратить возмещать убытки коммунальных предприятий из местных бюджетов.

В Москве ситуация осложнена огромным количеством муниципальных образований. По мнению экспертов, Москве проще отказаться от средств госкорпорации, чем потерять контроль над жилищной сферой. Здесь имеются огромные потоки средств, и при желании все дома уже давно можно было отремонтировать без господдержки. Правительству Москвы просто невыгодно переводить коммунальную сферу на рыночные рельсы. В Москве содержание ТСЖ обходится дороже всех остальных услуг по ЖКХ. Создаваемые ТСЖ сталкиваются с бюрократическим сопротивлением, сложностями с оформлением земельных участков, получением субсидий на свои счета.

Госкорпорация «Олимпстрой» в ближайшее время разместит в крупнейших российских банках на депозиты свободные средства, выделяемые бюджетом для подготовки к Олимпиаде 2014 г. На 30 млрд рублей в 2008 г. претендуют девять крупнейших государственных и частных банков. Наблюдательный совет госкорпорации «Олимпстрой», занимающийся финансированием строительства олимпийских объектов, утвердил положение о порядке размещения временно свободных средств корпорации во вклады российских банков. Утвержден и перечень банков, куда вошли Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ, Альфа-банк, Россельхозбанк, Банк Москвы, Росбанк, МДМ-банк, Внешэкономбанк. Критериями отбора стали наличие опубликованного в СМИ рейтинга не ниже уровня ВВ, ВА2 от одного из международных агентств, высокого места в рейтингах банков от российских рейтинговых агентств, наличие лицензии на привлечение средств во вклады и отсутствие нарушений в деятельности банков.

В 2008 г. «Олимпстрою» предстоит освоить порядка 50 млрд рублей, из которых порядка 30 млрд рублей — годовой имущественный взнос Российской Федерации, а еще 17 млрд рублей — остатки неиспользованных бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП «Развитие Сочи как горноклиматического курорта». Всего до 2014 г. в «Олимпстрой» запланировано поступление около 192 млрд рублей из федерального бюджета и порядка 7 млрд рублей из бюджетов Краснодарского края и города Сочи.

Если средства между избранными банками будут размещаться в рамках аукциона, стоимость их привлечения для банков может возрасти еще на процент, в результате средневзвешенная стоимость привлечения олимпийских денег для банков может составить порядка 5%. Сейчас ставки по операциям рефинансирования Банка России начинаются от 6%. А доходность по рублевым годовым облигациям коммерческих банков, по оценкам аналитиков, колеблется в пределах 9,25—9,5%, госбанков — 8,25—8,5%. В этих условиях получить даже часть этих денег банкам будет очень интересно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: