Планирование, учет и отчетность при проведении физической подготовки в подразделения УИС
Планирование физической подготовки – это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержание, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.
По срокам планирования различают следующие его виды:
– перспективное планирование – это планирование на длительный срок;
– текущее (этапное) планирование охватывает этапы работы (месяц, квартал, полугодие);
– оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие).
Планирование требует глубоких, разносторонних, профессиональных знаний и практического опыта, всегда предполагает творческий подход, так как оно не определяется жесткими рамками методических предписаний.
При разработке любого плана желательно придерживаться такой последовательности основных операции.
1. Прежде чем преступить к планированию, надо иметь определенные сведения о контингенте занимающихся, для которого предеться составить план (о состоянии здоровья, условия физической и спортивно-технической подготовленности, возрасте и др.). без таких сведении нельзя полноценно осуществить планирование. Кроме того, данные нужны для комплектования однородных по состоянию здоровья и уровню подготовленности групп при проведении занятий.
2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.
3. Исходя из поставленных задач устанавливаются нормативы и требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах.
4. Определяются разделы программы занятий и расчет учебного времени на разработку теоретического и практического содержания программы, её прохождение.
5. Намечается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняется объем и интенсивность нагрузок.
6. Определяется общая организация работы по реализации плана, подбираются методы и формы занятий для решения поставленной задачи.
7. В заключении преступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагрузок. Когда это возможно, содержание планов рекомендуется выражать в наглядной форме, используя средства графического изображения, разные цвета. Наглядные формы планов позволяют целостно воспринимать различные элементы содержания, показатели и представить взаимосвязь между ними.
Таким образом, планирование носит последовательный характер и осуществляется по признаку от обобщенного к более детальному.
В подразделениях УИС ведется следующая документация по учету физической подготовки:
- учебный план по физической подготовке на год, где предусматриваются разделы физической подготовки и общее количество часов, отводимое на их отработку, количество часов по месяцам и неделям, выделяемое на обучение сотрудников и сроки сдачи им контрольных нормативов (таблица № 1);
Примерный план
Разделы физической подготовки | Расчет часов по разделам физической подготовки и возрастным группам. | |||||
Теория | ||||||
БПБ | ||||||
Прикладная гимнастика | ||||||
Легкая атлетика | ||||||
Плавание | ||||||
Лыжная подготовка или кроссовая подготовка | ||||||
Преодоление препятствий | ||||||
Спортивные игры | ||||||
Всего: |
– расписание занятий, где указываются: дата, время и место их проведения, наименование раздела физической подготовки и темы, фамилия и инициалы руководителя занятий;
– поурочные планы, где указываются подразделения и категорий обучаемых, задачи и время, отводимое на проведение занятий в целом и отдельных его частей, место проведения занятия и форму одежды обучаемых, материальное обеспечение занятий, перечень основных и подготовительных упражнений, время, отводимое на их разучивание и тренировку, организационные и методические указания по обучению занимающихся (таблица № 2);
Структура плана-конспекта практического занятия
по физической подготовке
Подразделение:_______________________________________________
Дата:________________________________________________________
Тема: ________________________________________________________
Цель:________________________________________________________
Задачи:
1.___________________________________________________________
2.____________________________________________________________
3.____________________________________________________________
Место проведения:_____________________________________________
Инвентарь: ___________________________________________________
Форма одежды: _______________________________________________
№ п/п | Содержание | Время, (мин) | Организационно-методические указания |
1. | Подготовительная часть | 20-25 | |
1.1 | Построение, проверка, краткое объяснение темы, задач и содержание занятия | ||
1.2 | Строевые упражнения. Ходьба и бег различными способами. Упражнения на координацию, внимание и быстроту реакции. Общеразвивающиеся и специа-льные (подготовительные) упражнения к приемам и действиям, изучаемым в основной части занятия. | 15-20 | Общее укрепление организма и подготовка к более наряженной работе в основной части занятия. |
2. | Основная часть | 50-55 | |
2.1 | Упражнения и приемы, предусмотренные программой и темой занятия | В зависимости от стоящих задач перед занятием: а) изучение нового материала; б) совершенствование ранее изученного материала; в) с учетом профессиональной группы и подготовленности сотрудников УИС. | |
2.1.1 | Упражнения, предусмотренные общей физической подготовкой | Развитие физических ка-честв: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гиб-кости и т.д. | |
2.1.2 | Упражнения и боевые приемы, предусмотренные специальной физической подготовкой | Развитие специальных физии-ческих качеств профессиона-льно-прикладной направленности. | |
2.1.3 | Прием нормативов по общей и специальной физической подготовке | Места приема нормативов должны соответствовать не-обходимым гигиеническим и техническим требованиям. | |
3. | Заключительная часть | ||
3.1 | Ходьба и медленный бег. Упражнения на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием. | Приведение организма в относительно спокойное состояние. | |
3.2 | Подведение итогов занятия | Рекомендации для самостоятельных занятий и самосовершенствования занимающихся. Приведение в порядок мест занятий и инвентаря. |
- планы физкультурно-спортивных массовых мероприятий, где указываются конкретные мероприятия, исполнители, сроки и места их проведения;
- протоколы соревнований;
- сводные протоколы сдачи контрольных нормативов по физической подготовке (таблица № 3);
- журналы учета занятий и их посещаемости сотрудниками, в которых отражается тематика учебного материала, (форма устанавливается ФСИН РФ).
Таблица № 3
Сводный протокол сдачи нормативов по физической подготовке (наименование подразделения)
«_____»__________________20___года.
№ п/п | Ф.И.О. | Возрастная группа | Наименование нормативов | Общая оценка | ||||||||
нормативы | результат | оценка | нормативы | результат | оценка | нормативы | результат | оценка | ||||
Всего __________человек.
Из них: «отлично» __________чел. ________%
«хорошо» ___________чел. ________%
«удовлетворительно»_____________ чел. ________%
«неудовлетворительно»___________ чел. ________%
Процент выполнения ___________________
Оценка подразделения __________________
Инспектор (инструктор _____________________ (подпись)
Начальник подразделения _____________________ (подпись)
По итогам работы за год отделы (отделения) специальной, боевой, физической подготовки отчитываются перед руководителем подразделений УИС по следующим основным вопросам:
- организационные мероприятия;
- учебно-методическая работа;
- материально-техническое обучение;
- контроль, проверка исполнения, оказания практической помощи подразделениям УИС;
- состояние работы по физической подготовке, служебно-прикладным видам спорта;
- выводы и предложения по совершенствованию физической подготовки личного состава.
Занятие по физической подготовке строится по общепринятой структуре, состоящей из четырех частей (вводной, подготовительной, основной и заключительной), или из трех (разминки, основной и заключительной).
В зависимости от задач и содержания занятий, периодов, а главное, подготовленности обучаемых, применяется первый или второй вариант, продолжительность занятия 2 часа.
Во всех формах занятий необходимо соблюдать основные правила: постепенно начинать занятия, затем проводить основную работу (кривая нагрузки здесь может быть различной в зависимости от вида упражнений, характера нагрузки и т.д., но на более высоком уровне) и в заключение снижать нагрузку. Такая физиологическая кривая обязательна для тренировочного занятия, в какой бы форме оно ни проводилось.