Тема: Заключительное занятие по разделу “Средства, влияющие на функции исполнительных органов ”
Цели занятия:
Профессиональные
1. Проконтролировать уровень знаний студентов по вопросам классификаций лекарственных средств, влияющих на функции исполнительных органов, механизмов действия и фармакологических эффектов препаратов, показаний и противопоказаний для их применения, нежелательных побочных эффектов.
2. Активное углубление знаний по нормативно-правовой документации в части прописывания рецептов, представлений о МНН и торговых названиях препаратов.
3. Закрепление практического навыка рецептуры выписыванием рецептов на лекарственные средства для конкретного пациента.
Базисные знания: Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения анатомо-физиологических особенностей дыхательной, мочевыделительной, пищеварительной систем человека, физиологии механизмов гемопоэза, тромбообразования и фибринолиза.
Студент должен уметь:
- выписывать рецепты на лекарственные средства в соответствии с заданиями по фармакотерапии
|
|
Учебная карта занятия:
1. Контроль исходного уровня знаний. Выполнение заданий тестового контроля по теме занятия.
2. Выполнения индивидуальных заданий репродуктивного типа (задания по фармакотерапии).
3. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы (вопросы для подготовки к занятию)
Задания по фармакотерапии:
I. Выписать в рецептах, указав основные показания для назначения:
-Пентоксил -Ацетилцистеин
-Филграстим -Настойка полыни
-Аминофиллин -Кодеина фосфат
-Фенолфталеин -Ранитидин
-Маннитол -Папаверина гидрохлорид
-Гидрохлоротиазид -Сок желудочный натуральный
-Фуросемид -Магния окись
-Окситоцин -Метоклопрамид
-Цианокобаламин -Железа лактат
-Менадион натрия бисульфит -Гепарин натрий
- Варфарин -Кислота фолиевая
- Адеметионин -Бисакодил
Вопросы для подготовки к занятию
Привести классификации, механизмы действия и основные фармакологические эффекты, показания для назначения, проявления отрицательного действия, противопоказания для следующих групп препаратов:
1. Средства, влияющие на функции органов дыхания
2. Средства, влияющие на функции ЖКТ
3. Мочегонные средства
4. Средства, влияющие на тонус и сократительную активность миометрия
5. Средства, влияющие на кроветворение
6. Средства, влияющие на агрегацию тромбоцитов, свертывание крови и фибринолиз
Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:
- практический навык врачебной рецептуры при выполнении заданий
|
|
- выполнять задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.
- навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.
Практическое занятие № 35
Тема: Витаминные препараты. Микроэлементы. Антигипоксические препараты. Ангиопротекторы.
Цели занятия:
Профессиональные
1. Изучить фармакокинетику и фармакодинамику витаминных средств; усвоить показания к применению препаратов указанных групп; закрепить знания симптомов передозировки и мер помощи
2. Освоить элементы сравнительного анализа эффективности витаминных и поливитаминных препаратов путем решения фармакотерапевтических задач.
3. Углубить знания по нормативно-правовой документации в части прописывания рецептов, представлений о МНН и торговых названиях препаратов.
- Развить навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств.
- Закрепить практический навык врачебной рецептуры при выполнении заданий по выписыванию и коррекции рецептов
Базисные знания: из биохимии: роль витаминов и микроэлементов в процессах жизнедеятельности организма, понятия о ферментах и коферментах; из пропедевтики внутренних болезней: понятие о гипер- и гиповитаминозе.
Студент должен уметь:
1.Выписывать рецепты на изучаемые препараты в соответствии с фармакотерапевтическими заданиями
2. Формулировать ответы на контрольные вопросы
3. Оценивать возможности практического использования лекарственных средств в ходе решения ситуационных задач
Учебная карта занятия:
1. Контроль исходного уровня знаний. Для выполнения письменной работы необходимо знать основные формы выпуска и дозировки препаратов (задания по фармакотерапии).
2. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы (вопросы для подготовки к занятию)
3. Стимулирование познавательной активности интерактивными методами
Инструкции для самостоятельной работы студентов:
учебные ситуации – кейсы (case study) с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
При решении заданий необходимо использовать приложенные к кейсу инструкции на лекарственные препараты с сайта http://grls.rosminzdrav.ru/, справочники Видаль 2003-2009, Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20
декабря 2012 г. N 1175н г. Москва "Об утверждении порядка назначения и выписывания
лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения",
Приказ Министерства здравоохранения и coциального развития Российской Федерации
(Минздравсоцразвития России) от 14 декабря 2005 г. №785 МЗ РФ «О порядке отпуска
лекарственных средств», Регистр лекарственных средств России РЛС 2005 – 2015.
Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями),
Постановление Правительства РФ N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
-
- Решения принимаются в группах.
- При обсуждении в группах нельзя «давить», навязывать свою точку зрения, голосовать, можно только договариваться, приводя разумные аргументы.
|
|
- После обсуждения идет презентация решения одним из представителей группы
Имитационная игра
Это упражнение в принятии решения и исполнении участниками игры имитируемой деятельности. Студент получает задание, готовится к нему, используя инструкции на лекарственные препараты с сайта http://grls.rosminzdrav.ru/, справочники Видаль 2003-2009, Регистр лекарственных средств России РЛС 2005-2015 и выступает пред аудиторией, примеряя на себя предложенную роль. Аудитория, после презентации ответа, задает вопросы.
4. Коррекция врачебных рецептов осуществляется при использовании стандартной таблицы и справочных материалов
5. Итоговый контроль усвоения материала. Студенты решают ситуационные задачи без привлечения справочной литературы, используя лишь полученные знания.
Задание по фармакотерапии:
Выписать в рецептах:
1. Препарат жирорастворимого витамина, применяющийся для терапии и профилактики остеопороза в каплях
2. Препарат жирорастворимого витамина для ускорения эпителизации слизистых оболочек в растворе для приема внутрь
3. Препарат водорастворимого витамина, применяющийся при повышенной проницаемости сосудов и геморрагиях для в/мышечного введения.
4. Препарат водорастворимого витамина, применяемый при парестезиях, стоматитах, гингивитах, невритах и гиперхромных анемиях.
5. Витаминный препарат, используемый в офтальмологии в драже.
6. Препарат жирорастворимого витамина, применяемый для терапии бесплодия.
7. Витаминный препарат для лечения геморрагического диатеза.
8. Витаминный препарат, обладающий противоатеросклеротическим действием.
9. Ангиопротектор с кровоостанавливающим действием для парентерального введения
10. Препарат, применяемый при венозной недостаточности в ректальных суппозиториях
11. Ангиопротекторный препарат – антагонист брадикинина
12. Поливитаминный препарат, содержащий многокомпонентные смеси с микро- и макроэлементами
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Определение витаминов и витаминных препаратов. Понятие о специфическом и неспецифическом действии витаминных препаратов (заместительной, фармакодинамической и профилактической витаминотерапии). Классификация витаминных препаратов.
|
|
2. Препараты водорастворимых витаминов. Препараты витамина В (тиамина хлорид, тиамина бромид), влияние на обменные процессы, функции нервной системы, трофику тканей. Признаки гиповитаминоза. Применение в общеклинической практике, возможные осложнения.
3. Препараты витамина В (рибофлавин), воздействие на обмен веществ, функции слизистых оболочек, тканевое дыхание. Проявления гиповитаминоза. Применение в общеклинической практике.
4. Препараты витамина РР (кислота никотиновая, никотинамид), влияние на обменные процессы, сосудистый тонус, функции нервной системы. Признаки недостатка витамина в организме. Показания к применению в общеклинической практике, проявления отрицательного действия.
5. Препараты витамина В (пиридоксина гидрохлорид), влияние на белковый обмен, метаболизм нервной ткани. Проявления гиповитаминоза. Применение в общеклинической практике.
6. Препараты витамина В (цианокобаламин), воздействие на кроветворение, пластические и обменные процессы. Признаки гиповитаминоза. Особенности назначения.
7. Препараты витамина С (кислота аскорбиновая), влияние на окислительно-восстановительные процессы, углеводный обмен, свертываемость крови, проницаемость сосудов. Признаки дефицита и передозировки витамина. Использование специфического и неспецифического действия.
8. Препараты рутина, фармакологические эффекты, в т.ч. влияние на проницаемость сосудистой стенки. Клиническое использование, преимущества комбинированного применения с кислотой аскорбиновой.
9. Препараты жирорастворимых витаминов. Препараты витамина А (ретинола ацетат), влияние на функции эпителия кожи и слизистых, формирование костного скелета, работу зрительного анализатора. Признаки недостаточности и передозировки витамина. Использование местного и резорбтивного действия. Особенности дозирования препарата.
10. Препараты витаминов группы Д (эргокальциферол), механизмы регуляции фосфорно-кальциевого обмена, влияние на формирование скелета и зубо-челюстного аппарата. Признаки гипо- и гипервитаминоза. Лечебное и профилактическое применение в клинической практике. Особенности дозирования препарата.
11. Препараты витамина Е (токоферола ацетат), характеристика антиоксидантного, противовоспалительного, трофического действия. Показания для применения в терапевтической практике.
12. Ангиопротекторы. Характеристика препаратов. Показания к применению
Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:
- практический навык врачебной рецептуры при выполнении заданий по выписыванию и коррекции рецептов
- решать ситуационные задачи и выполнять тестовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.
- навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.