Практическое занятие №34

Тема: Заключительное занятие по разделу “Средства, влияющие на функции исполнительных органов ”

Цели занятия:

Профессиональные

1. Проконтролировать уровень знаний студентов по вопросам классификаций лекарственных средств, влияющих на функции исполнительных органов, механизмов действия и фармакологических эффектов препаратов, показаний и противопоказаний для их применения, нежелательных побочных эффектов.

2. Активное углубление знаний по нормативно-правовой документации в части прописывания рецептов, представлений о МНН и торговых названиях препаратов.

3. Закрепление практического навыка рецептуры выписыванием рецептов на лекарственные средства для конкретного пациента.

Базисные знания: Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения анатомо-физиологических особенностей дыхательной, мочевыделительной, пищеварительной систем человека, физиологии механизмов гемопоэза, тромбообразования и фибринолиза.

Студент должен уметь:

- выписывать рецепты на лекарственные средства в соответствии с заданиями по фармакотерапии

 

Учебная карта занятия:

1. Контроль исходного уровня знаний. Выполнение заданий тестового контроля по теме занятия.

2. Выполнения индивидуальных заданий репродуктивного типа (задания по фармакотерапии).

3. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы (вопросы для подготовки к занятию)

 

Задания по фармакотерапии:

I. Выписать в рецептах, указав основные показания для назначения:

 

-Пентоксил -Ацетилцистеин

-Филграстим -Настойка полыни

-Аминофиллин -Кодеина фосфат

-Фенолфталеин -Ранитидин

-Маннитол -Папаверина гидрохлорид

-Гидрохлоротиазид -Сок желудочный натуральный

-Фуросемид -Магния окись

-Окситоцин -Метоклопрамид

-Цианокобаламин -Железа лактат

-Менадион натрия бисульфит -Гепарин натрий

- Варфарин -Кислота фолиевая

- Адеметионин -Бисакодил

 

Вопросы для подготовки к занятию

Привести классификации, механизмы действия и основные фармакологические эффекты, показания для назначения, проявления отрицательного действия, противопоказания для следующих групп препаратов:

1. Средства, влияющие на функции органов дыхания

2. Средства, влияющие на функции ЖКТ

3. Мочегонные средства

4. Средства, влияющие на тонус и сократительную активность миометрия

5. Средства, влияющие на кроветворение

6. Средства, влияющие на агрегацию тромбоцитов, свертывание крови и фибринолиз

 

Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

- практический навык врачебной рецептуры при выполнении заданий

- выполнять задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.

- навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.

Практическое занятие № 35

Тема: Витаминные препараты. Микроэлементы. Антигипоксические препараты. Ангиопротекторы.

Цели занятия:

Профессиональные

1. Изучить фармакокинетику и фармакодинамику витаминных средств; усвоить показания к применению препаратов указанных групп; закрепить знания симптомов передозировки и мер помощи

2. Освоить элементы сравнительного анализа эффективности витаминных и поливитаминных препаратов путем решения фармакотерапевтических задач.

3. Углубить знания по нормативно-правовой документации в части прописывания рецептов, представлений о МНН и торговых названиях препаратов.

  1. Развить навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств.
  2. Закрепить практический навык врачебной рецептуры при выполнении заданий по выписыванию и коррекции рецептов

Базисные знания: из биохимии: роль витаминов и микроэлементов в процессах жизнедеятельности организма, понятия о ферментах и коферментах; из пропедевтики внутренних болезней: понятие о гипер- и гиповитаминозе.

Студент должен уметь:

1.Выписывать рецепты на изучаемые препараты в соответствии с фармакотерапевтическими заданиями

2. Формулировать ответы на контрольные вопросы

3. Оценивать возможности практического использования лекарственных средств в ходе решения ситуационных задач

Учебная карта занятия:

1. Контроль исходного уровня знаний. Для выполнения письменной работы необходимо знать основные формы выпуска и дозировки препаратов (задания по фармакотерапии).

2. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы (вопросы для подготовки к занятию)

3. Стимулирование познавательной активности интерактивными методами

Инструкции для самостоятельной работы студентов:

 

учебные ситуации – кейсы (case study) с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

При решении заданий необходимо использовать приложенные к кейсу инструкции на лекарственные препараты с сайта http://grls.rosminzdrav.ru/, справочники Видаль 2003-2009, Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20

декабря 2012 г. N 1175н г. Москва "Об утверждении порядка назначения и выписывания

лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные

препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения",

Приказ Министерства здравоохранения и coциального развития Российской Федерации

(Минздравсоцразвития России) от 14 декабря 2005 г. №785 МЗ РФ «О порядке отпуска

лекарственных средств», Регистр лекарственных средств России РЛС 2005 – 2015.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями),

Постановление Правительства РФ N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»

-

- Решения принимаются в группах.

- При обсуждении в группах нельзя «давить», навязывать свою точку зрения, голосовать, можно только договариваться, приводя разумные аргументы.

- После обсуждения идет презентация решения одним из представителей группы

Имитационная игра

Это упражнение в принятии решения и исполнении участниками игры имитируемой деятельности. Студент получает задание, готовится к нему, используя инструкции на лекарственные препараты с сайта http://grls.rosminzdrav.ru/, справочники Видаль 2003-2009, Регистр лекарственных средств России РЛС 2005-2015 и выступает пред аудиторией, примеряя на себя предложенную роль. Аудитория, после презентации ответа, задает вопросы.

4. Коррекция врачебных рецептов осуществляется при использовании стандартной таблицы и справочных материалов

5. Итоговый контроль усвоения материала. Студенты решают ситуационные задачи без привлечения справочной литературы, используя лишь полученные знания.

 

Задание по фармакотерапии:

Выписать в рецептах:

1. Препарат жирорастворимого витамина, применяющийся для терапии и профилактики остеопороза в каплях

2. Препарат жирорастворимого витамина для ускорения эпителизации слизистых оболочек в растворе для приема внутрь

3. Препарат водорастворимого витамина, применяющийся при повышенной проницаемости сосудов и геморрагиях для в/мышечного введения.

4. Препарат водорастворимого витамина, применяемый при парестезиях, стоматитах, гингивитах, невритах и гиперхромных анемиях.

5. Витаминный препарат, используемый в офтальмологии в драже.

6. Препарат жирорастворимого витамина, применяемый для терапии бесплодия.

7. Витаминный препарат для лечения геморрагического диатеза.

8. Витаминный препарат, обладающий противоатеросклеротическим действием.

9. Ангиопротектор с кровоостанавливающим действием для парентерального введения

10. Препарат, применяемый при венозной недостаточности в ректальных суппозиториях

11. Ангиопротекторный препарат – антагонист брадикинина

12. Поливитаминный препарат, содержащий многокомпонентные смеси с микро- и макроэлементами

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Определение витаминов и витаминных препаратов. Понятие о специфическом и неспецифическом действии витаминных препаратов (заместительной, фармакодинамической и профилактической витаминотерапии). Классификация витаминных препаратов.

2. Препараты водорастворимых витаминов. Препараты витамина В (тиамина хлорид, тиамина бромид), влияние на обменные процессы, функции нервной системы, трофику тканей. Признаки гиповитаминоза. Применение в общеклинической практике, возможные осложнения.

3. Препараты витамина В (рибофлавин), воздействие на обмен веществ, функции слизистых оболочек, тканевое дыхание. Проявления гиповитаминоза. Применение в общеклинической практике.

4. Препараты витамина РР (кислота никотиновая, никотинамид), влияние на обменные процессы, сосудистый тонус, функции нервной системы. Признаки недостатка витамина в организме. Показания к применению в общеклинической практике, проявления отрицательного действия.

5. Препараты витамина В (пиридоксина гидрохлорид), влияние на белковый обмен, метаболизм нервной ткани. Проявления гиповитаминоза. Применение в общеклинической практике.

6. Препараты витамина В (цианокобаламин), воздействие на кроветворение, пластические и обменные процессы. Признаки гиповитаминоза. Особенности назначения.

7. Препараты витамина С (кислота аскорбиновая), влияние на окислительно-восстановительные процессы, углеводный обмен, свертываемость крови, проницаемость сосудов. Признаки дефицита и передозировки витамина. Использование специфического и неспецифического действия.

8. Препараты рутина, фармакологические эффекты, в т.ч. влияние на проницаемость сосудистой стенки. Клиническое использование, преимущества комбинированного применения с кислотой аскорбиновой.

9. Препараты жирорастворимых витаминов. Препараты витамина А (ретинола ацетат), влияние на функции эпителия кожи и слизистых, формирование костного скелета, работу зрительного анализатора. Признаки недостаточности и передозировки витамина. Использование местного и резорбтивного действия. Особенности дозирования препарата.

10. Препараты витаминов группы Д (эргокальциферол), механизмы регуляции фосфорно-кальциевого обмена, влияние на формирование скелета и зубо-челюстного аппарата. Признаки гипо- и гипервитаминоза. Лечебное и профилактическое применение в клинической практике. Особенности дозирования препарата.

11. Препараты витамина Е (токоферола ацетат), характеристика антиоксидантного, противовоспалительного, трофического действия. Показания для применения в терапевтической практике.

12. Ангиопротекторы. Характеристика препаратов. Показания к применению

 

Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

- практический навык врачебной рецептуры при выполнении заданий по выписыванию и коррекции рецептов

- решать ситуационные задачи и выполнять тестовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.

- навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: