Квалификационные требования к менеджерам

 

Группа (блок) требований Конкретные требования
   
1. Общая подготовка Образование высшее: менеджер, экономист, психолог, инженер или юрист. Знание основ естественных, технических, гуманитар­ных, общественных наук.
2. Экономико-пра­вовая подготовка Знание основ макро- и микроэкономики, финансов и кредита, статистики, бухгалтерского учета и аудита, информатики, экономического анализа, экономико-математических методов, налоговой системы; хозяйст­венного, трудового, административного, международно­го права. Гражданского кодекса
3. Профессиональная подготовка в области менеджмента Глубокое знание стратегического и тактического марке­тинга, теории организации, стратегического менедж­мента, разработки управленческого решения, управле­ния персоналом, финансового, инвестиционного, инно­вационного, производственного, международного ме­неджмента.
4. Умение разрабаты­вать качественные управленческие ре­шения в условиях неопределенности Глубокое знание научных подходов к менеджменту, методов анализа, прогнозирования, экономического обоснования управленческого решения, методов управ­ления качеством и ресурсоемкостью товаров, конку­рентными преимуществами фирмы.
5. Умение организовывать себя и коллектив на постановку и достижение высоких целей Знание основ психологии личности и коллектива, социологии труда. Умение координировать процесс управления инновационными, производственными процессами.
6. Умение общаться с людьми, быть коммуникабельным Знание методов общения с людьми, социально-психологических методов формирования коллектива, создания в нем нормального морально-психологического климата. Умение четко формулировать устно и письменно свои мысли. Поддержание себя в хорошей форме во всех отношениях (душа, тело, разум).
7. Практический опыт и навыки Для менеджера высшего уровня практический стаж работы в данной области должен быть не менее 5 лет, среднего уровня — 3 года.

Социологи для анализа и оценки менеджера разработали модель, которая включает следующие качества:

1) Деловые (образование, знания и опыт);

2) Способность (одаренность, талант, гениальность,способность к данному виду работ);

3) Культурный ценз и эрудиция, честность и порядочность;

4) Характер (воля, активность, самостоятельность, обязательность, оперативность, забота о подчиненных, умение воспринимать критику, признавать свои ошибки);

5) Темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик);

6) Направленность интересов (материальная, социальная, духовная);

7) Возрастной ценз (молодой возраст, средний, пожилой, старческий);

8) Здоровье (хорошее, удовлетворительное, плохое).

Устанавливаются условия оценки:

· качество отсутствует – 1 балл;

· качество проявляется очень редко – 2 балла;

· качество проявляется не сильно и не слабо – 3 балла;

· качество проявляется часто – 4 балла;

· качество проявляется систематически – 5 баллов.

 

Экспертным путем определяется сначала весомость каждого качества, затем – средневзвешенное значение деловых качеств менеджера по формуле:


,

(3.1)


 

где Кm – средневзвешенный интегральный показатель деловых качеств менеджера, баллы;

i = 1,2...n – количество экспертов;

j = 1,2...8 – количество оцениваемых качеств менеджера;

αj– весомость j-го качества менеджера по десятибалльной системе; определяется отдельно для каждой группы менеджеров и специалистов;

βij – оценка i-м экспертом j-го качества менеджера по шестибалльной системе (рекомендации приведены выше).

Приведем пример оценки деловых качеств менеджера по следующим данным (табл. 3.4).

Таблица 3.4




double arrow
Сейчас читают про: