Пример социоматрицы для группы из 5 человек

п/п Кто выбирает (Ф.И.О. испытуемого) Кого выбирает 1 2 3 4 5 Сделанные выборы: Всего     Прим.    
+ -
  А   х + + - -            
  Б   + X + - -            
  В   + + X 00            
  Г   +00 X –            
  Д   + - - + X            

 

 

Такая социоматрица позволяет выяснить отношение членов группы друг к другу, установить сплоченность группы, выявить лидера, установить социометрический статус и эмоциональную экспансивность членов группы.

Для составления социограммы сначала устанавливают символику, например (рис. 3.1):

 

Рис. 3.1. Символика социограммы

 

Затем при помощи вопросов проводят социально-психологические исследования.

Например, на вопрос: "С кем Вы хотели бы сегодня провести вечер в ресторане?" – все члены коллектива ответили, что они хотели бы провести вечер с начальником (видимо, в надежде, что начальник богат и в неформальной обстановке можно показать себя с лучшей стороны).

Ответы членов коллектива, используя предыдущую символику, оформляются графически (рис. 3.2).

 

Рис. 3.2. Результаты ответа на вопрос:

"С кем Вы. хотели бы провести вечер в ресторане?"

 

Далее, всем членам коллектива (с учетом посещения ресторана) задали вопрос: " С кем Вы хотели бы в дальнейшем продолжать совместную работу?" Ответы следующие (рис. 3.3):

Рис. 3.3 Результаты ответа на вопрос:

"С кем бы Вы хотели работать?"

 

Из рис. 3.3 видно, что формальным начальником является "X", а неформальным лидером – "Д".

Если мы увеличим количество вопросов, то можем провести комплексные исследования. При формулировании вопросов нужно обеспечить их комплексность и корректность. Ответы даются одновременно всеми членами коллектива, которым раздаются карточки с обозначением схемы коллектива без символики, но с вопросом. После получения индивидуальных ответов составляется новая интегральная карточка. Результаты не всегда доводятся до членов коллектива.

Важное значение в обеспечении эффективности работы коллектива имеет сохранение в нем нормального морально-психологического климата (МПК).

Важнейшие признаки благоприятного МПК:

1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

2) доброжелательная и деловая критика;

3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

5) достаточная информативность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

6) удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;

8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.

Таким образом, характер МПК в целом зависит от уровня группового развития.

Оптимальное управление деятельностью и МПК в любом коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости темпераментов и характеров членов коллектива; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия; применение соответствующего стиля руководства.

Результативность работы коллектива зависит также от степени выполнения социальных аспектов менеджмента.

К социальным аспектам менеджмента относятся следующие:

обеспечение безопасности товара;

подбор и продвижение кадров;

обеспечение распределения ответственности в процессе принятия решений;

формирование оптимальной системы оплаты труда;

мотивация качественного труда;

обеспечение безопасности и привлекательности труда;

обеспечение гигиенических, физиологических и этических нормативов организации труда;

обеспечение нормальных условий для отдыха и воспроизводства кадров;

исследование пирамиды потребностей кадров, выработка и реализация мер по охвату работником всех ступеней пирамиды потребностей;

исследование и регулирование взаимосвязей фирмы с микросредой и инфраструктурой.

Большинство рассмотренных социальных аспектов регламентировано в виде стандартов, норм и нормативов различного уровня.

Поэтому за их выполнение фирма несет социальную и правовую ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow