№ п/п | Кто выбирает (Ф.И.О. испытуемого) | Кого выбирает 1 2 3 4 5 | Сделанные выборы: | Всего | Прим. | |
+ | - | |||||
А | х + + - - | |||||
Б | + X + - - | |||||
В | + + X 00 | |||||
Г | +00 X – | |||||
Д | + - - + X |
Такая социоматрица позволяет выяснить отношение членов группы друг к другу, установить сплоченность группы, выявить лидера, установить социометрический статус и эмоциональную экспансивность членов группы.
Для составления социограммы сначала устанавливают символику, например (рис. 3.1):
Рис. 3.1. Символика социограммы
Затем при помощи вопросов проводят социально-психологические исследования.
Например, на вопрос: "С кем Вы хотели бы сегодня провести вечер в ресторане?" – все члены коллектива ответили, что они хотели бы провести вечер с начальником (видимо, в надежде, что начальник богат и в неформальной обстановке можно показать себя с лучшей стороны).
|
|
Ответы членов коллектива, используя предыдущую символику, оформляются графически (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Результаты ответа на вопрос:
"С кем Вы. хотели бы провести вечер в ресторане?"
Далее, всем членам коллектива (с учетом посещения ресторана) задали вопрос: " С кем Вы хотели бы в дальнейшем продолжать совместную работу?" Ответы следующие (рис. 3.3):
Рис. 3.3 Результаты ответа на вопрос:
"С кем бы Вы хотели работать?"
Из рис. 3.3 видно, что формальным начальником является "X", а неформальным лидером – "Д".
Если мы увеличим количество вопросов, то можем провести комплексные исследования. При формулировании вопросов нужно обеспечить их комплексность и корректность. Ответы даются одновременно всеми членами коллектива, которым раздаются карточки с обозначением схемы коллектива без символики, но с вопросом. После получения индивидуальных ответов составляется новая интегральная карточка. Результаты не всегда доводятся до членов коллектива.
Важное значение в обеспечении эффективности работы коллектива имеет сохранение в нем нормального морально-психологического климата (МПК).
Важнейшие признаки благоприятного МПК:
1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
2) доброжелательная и деловая критика;
3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
|
|
5) достаточная информативность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
6) удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;
8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.
Таким образом, характер МПК в целом зависит от уровня группового развития.
Оптимальное управление деятельностью и МПК в любом коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости темпераментов и характеров членов коллектива; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия; применение соответствующего стиля руководства.
Результативность работы коллектива зависит также от степени выполнения социальных аспектов менеджмента.
К социальным аспектам менеджмента относятся следующие:
обеспечение безопасности товара;
подбор и продвижение кадров;
обеспечение распределения ответственности в процессе принятия решений;
формирование оптимальной системы оплаты труда;
мотивация качественного труда;
обеспечение безопасности и привлекательности труда;
обеспечение гигиенических, физиологических и этических нормативов организации труда;
обеспечение нормальных условий для отдыха и воспроизводства кадров;
исследование пирамиды потребностей кадров, выработка и реализация мер по охвату работником всех ступеней пирамиды потребностей;
исследование и регулирование взаимосвязей фирмы с микросредой и инфраструктурой.
Большинство рассмотренных социальных аспектов регламентировано в виде стандартов, норм и нормативов различного уровня.
Поэтому за их выполнение фирма несет социальную и правовую ответственность.