Организация контроля качества и сертификации продукции

Качество продукции – совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

С точки зрения степени использования совокупности потребительских свойств товара следует различать понятия качество и полезный эффект. Качество – потенциальная способность товара удовлетворять конкретную потребность, а полезный эффект – действительная (фактическая) способность товара удовлетворять конкретную потребность, фактическое значение полезного эффекта товара составляет 40–70% его потенциальной способности, то есть потребительские свойства используются на 40–70%. На практике экономически нецелесообразно достигать 100% использования потребительских свойств, т.к. в этом случае происходит разунификация товаров и повышение издержек производства. Экономически целесообразным уровнем использования потребительских свойств, например, продукции машиностроения, является величина, находящаяся в пределах 0,7–0,9.

К показателям качества продукции относятся показатели назначения, надежности, экологичности, эргономичности, технологичности, эстетичности, стандартизации и унификации, патентно-правовые, качества сервиса.

Конкретный перечень и расчет показателей качества по всем его свойствам приводится в специальной литературе, а также в учебнике "Стратегический маркетинг". Эти показатели формируются в нормативах на стадии стратегического маркетинга, уточняются в конструкторской документации на стадии НИОКР, материализуются на стадии производства, используются на стадии эксплуатации.

Факт материализации запланированных в стратегии фирмы показателей качества товара фиксируется последней операцией производственного процесса, которая называется техническим контролем. В свою очередь, технический контроль является компонентом системы контроля качества продукции.

Система контроля качества продукции – совокупность методов и средств контроля и регулирования компонентов внешней среды, определяющих уровень качества продукции на стадиях маркетинга, НИОКР и производства, а также технического контроля на всех стадиях производственного процесса.

Компонентами внешней среды системы контроля качества продукции для уровня предприятия являются результаты маркетинговых исследований, НИОКР, сырье, материалы, комплектующие изделия, параметры организационно-технического уровня производства и системы менеджмента предприятия.

Одним из условий повышения эффективности контроля является ведение регулярного, полного и качественного учета функционирования системы менеджмента. Учет должен быть организован по выполнению всех планов, программ, заданий по таким параметрам, как количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Учет расхода ресурсов желательно организовать по всем видам ресурсов, выпускаемым товарам, стадиям их жизненного цикла и подразделениям. По сложной технике еще необходимо организовать автоматизированный учет отказов, затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонты.

Требования к учету:

1) обеспечение полноты, т. е. ведение учета по всем подсистемам системы менеджмента, показателям качества, количества и ресурсоемкости товаров, подразделениям фирмы, товарным рынкам и т. д.;

2) обеспечение динамичности, т. е. учет показателей в динамике и использование результатов учета для анализа;

3) обеспечение системности, т. е. учет показателей системы менеджмента и ее внешней среды (макросреда, инфраструктура региона, микросреда фирмы);

4) автоматизация учета на основе компьютерной техники;

5) обеспечение преемственности, применяемости и перспективности учета;

6) использование результатов учета в стимулировании качественного труда.

Если учет ведется в основном количественных показателей и его результаты где-нибудь фиксируются, то контрольная функция менеджмента несколько шире. Контроль, во-первых, может быть количественных показателей и качественных требований, документов и других предметов труда, во-вторых, он может осуществляться в различные периоды.

Контроль можно классифицировать по следующим признакам:

1) стадия жизненного цикла объекта – контроль на стадии стратегического маркетинга, НИОКР, ОТПП, производства, подготовки объекта к функционированию, эксплуатации, технического обслуживания и ремонтов;

2) объект контроля – предмет труда, средства производства, технология, организация процессов, условия труда, труд, окружающая природная среда, параметры инфраструктуры региона, документы, информация;

3) стадия производственного процесса – входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, транспортирования и хранения;

4) исполнитель – самоконтроль, менеджер, контрольный мастер, отдел технического контроля, инспекционный контроль, государственный, международный контроль;

5) возможность дальнейшего использования объекта контроля – разрушающий и неразрушающий контроль;

6) принимаемое решение – активный (предупреждающий) и пассивный (по отклонениям) контроль;

7) степень охвата объекта контролем – сплошной и выборочный контроль;

8) режим контроляусиленный (ускоренный) и нормальный контроль;

9) степень механизации – ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический контроль;

10) время контроля – предварительный, текущий, заключительный контроль;

11) способ получения и обработки информациирасчетно-аналитический, статистический, регистрационный;

12) периодичность выполнения контрольных операций – непрерывный и периодический контроль.

Нарушение требований, предъявляемых к качеству изготавливаемой продукции, приводит к увеличению издержек производства и потребления. Поэтому своевременное предупреждение возможного нарушения требований к качеству является обязательной предпосылкой обеспечения заданного уровня качества продукции при минимальных затратах на ее производство. Эта задача решается на предприятиях с помощью технического контроля.

Техническим контролем называется проверка соблюдения технических требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления, а также производственных условий и факторов, обеспечивающих требуемое качество /20/.

Объектами технического контроля являются материалы и полуфабрикаты, поступающие на предприятие со стороны, продукция предприятия как в готовом виде, так и на всех стадиях ее производства, технологические процессы, орудия труда, технологическая дисциплина и общая культура производства.

Технический контроль призван обеспечивать выпуск продукции, соответствующей требованиям конструкторско-технологической документации, способствовать изготовлению продукции с наименьшими затратами времени и средств, предоставлять исходные данные и материалы, которые могут быть использованы в целях разработки мероприятий по повышению качества продукции и сокращению издержек.

Технический контроль представляет собой комплекс взаимосвязанных и проводимых в соответствии с установленным порядком контрольных операций. Подавляющее большинство контрольных операций является неотъемлемой и обязательной частью производственного процесса и поэтому возлагается на рабочих, выполняющих соответствующую производственную операцию.

Вместе с тем в целях обеспечения выпуска продукции надлежащего качества и предупреждению потерь в производстве ряд контрольных операций выполняется бригадирами, мастерами и специальным персоналом – работниками заводского отдела технического контроля (ОТК).

Общие принципы рациональной организации технического контроля сводятся к следующим:

а) технический контроль должен охватывать все элементы и стадии производственного процесса;

б) техника, методы и организационные формы контроля должны полностью соответствовать особенностям техники, технологии и организации производства;

в) эффективность рациональной организации технического контроля в целом и отдельных ее элементов должна быть обоснована надлежащими экономическими расчетами;

г) система контроля должна обеспечивать четкое и обоснованное распределение обязанностей и ответственности между отдельными исполнителями и различными подразделениями предприятия;

д) система контроля должна использовать эффективные методы статистического контроля мотивации.

В зависимости от конкретных задач, стоящих перед техническим контролем, различают следующие основные его виды: профилактический, приемочный, комплексный, специальный.

Профилактический контроль имеет целью предупреждение появления брака в процессе производства продукции.

Приемочный контроль осуществляется с целью выявления и изоляции брака.

Комплексный контроль решает обе задачи: и профилактики, и приемки.

Специальный контроль решает специфические задачи, например, инспекционный контроль, контроль эксплуатации продукции и т.п.

Методы контроля качества:

¨ контроль наладки;

¨ летучий контроль;

¨ статистические методы контроля;

¨ выборочный или сплошной контроль;

¨ статистический анализ технологического процесса, оборудования, качества продукции.

Наряду с изложенной выше классификацией видов и методов контроля, используется и классификация контрольных операций

по следующим признакам:

1) в зависимости от особенностей контролируемых параметров различают:

¨ контроль геометрических форм и размеров;

¨ контроль внешнего вида продукции и документации;

¨ контроль физико-механических, химических и других свойств материалов и полуфабрикатов;

¨ контроль внутреннего брака продукции (раковины, трещины и т.п.);

¨ контроль технологических свойств материалов;

¨ контрольно-сдаточные испытания;

¨ контроль соблюдения технологической дисциплины;

2) в зависимости от стадии производства:

¨ предварительный (входной) контроль;

¨ промежуточный контроль;

¨ окончательный контроль;

3) в зависимости от степени охвата контролем производственных операций:

¨ пооперационный контроль;

¨ групповой контроль, выполняемый после нескольких производственных операций;

4) по месту выполнения контрольные операции подразделяются на:

¨ стационарные;

¨ скользящие контрольные операции, выполняемые непосредственно на рабочих местах;

5) в зависимости от объекта контроля выделяют операции по проверке:

¨ исходных материалов;

¨ покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий;

¨ продукции на разных стадиях производства;

¨ средств производства;

¨ технологических процессов;

¨ документации, методов, систем обеспечения (управления) качества продукции.

Для проверки фактического соответствия качества поставляемой продукции используются различные организационно-технические процедуры, формы и методы, в т. ч. контроль, диагностирование, испытание, анализ причин брака, отказов, рекламаций и др. несоответствий. Все эти процедуры выполняются, как правило, изготовителем или по его заказу – сторонней организацией. Поэтому у потребителя может возникнуть сомнение в объективности представленных ему результатов /11/.

Другим видом контрольных процедур, обеспечивающих получение информации о качестве, является госнадзор, осуществляемый Госстандартом России, Госсанэпидемнадзором России и др.

Но в условиях конкуренции завоевать соответствующий рыночный сегмент можно только представив потенциальным потребителям достоверную информацию о качестве товара. Исходя из необходимости обеспечения потребителя объективной и достаточной информацией о качестве стал распространяться третий вид контроля – сертификация как деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Она осуществляется третьей, независимой организацией.

Почти во всех странах Западной Европы, США и Японии обязательная сертификация получила значительное распространение и связана, как правило, с безопасностью, охраной здоровья и окружающей среды. Во многих странах сертификация основывается на законах о безопасности, сертификации продукции, потенциально опасной для людей и окружающей среды.

Сертификация основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение государственных интересов при оценке безопасности продукции и достоверности информации о ее качестве;

2) добровольности либо обязательности;

3) объективности, т.е. независимости от изготовителя и потребителя;

4) достоверности, т.е. использования профессиональной испытательной базы;

5) исключения дискриминации в сертификации продукции отечественных и зарубежных изготовителей;

6) предоставления изготовителю права выбора органа по сертификации и испытательной лаборатории;

7) установления ответственности участников сертификации;

8) правового и технического обеспечения, а также многофункциональности использования результатов сертификации (сертификатов и знаков соответствия) изготовителем, торговлей, потребителями, органами надзора, таможней, страховыми организациями, биржами, аукционами, арбитражем, судом;

9) открытости информации о положительных результатахсертификации или о прекращении действия сертификата;

10) разнообразия форм и методов проведения сертификации продукции с учетом ее специфики, характера производства и потребления.

Организация сертификации включает в себя две стадии:

¨ обеспечение и реализация условий для создания и производства продукции, подлежащей сертификации;

¨ организация и проведение сертификации продукции как подтверждение ее соответствия требованиям нормативно-технической документации.

Сертификация включает экономические и организационно-технические аспекты.

Наряду с сертификацией производств и продукции, Международной организацией по стандартизации (ИСО) проводится сертификация или аккредитация испытательных центров, которые могут проводить сертификацию продукции. Этим центрам ИСО выдает лицензию на сертификацию.

 

Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России регламентируются Законом РФ "О сертификации продукции и услуг", принятым 10 июня 1993 г., он отвечает международным нормам в этой области. Организация и контроль работ по сертификации в РФ осуществляется Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Методическое руководство этой работой осуществляет ВНИИсертификации.

Согласно этому закону сертификат соответствия (далее – сертификат) – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Целевая подсистема системы менеджмента состоит из 5 компонентов; 3.1 – повышение качества товара, 3.2 – ресурсосбережение, 3.3 – расширение рынка сбыта, 3.4 – организационно-техническое развитие производства, 3.5 – социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды. Для решения цели любого уровня целевой подсистемы необходимо организовать научное обеспечение системы, функционирование остальных подсистем, наладить связи с внешней средой, организовать работу управляющей подсистемы. Компонент 3.1 – повышение качества товара – по принципу иерархичности системного подхода делится на 8 элементов – групп показателей: 3.1.1 – назначения; 3.1.2 – надежности; 3.1.3 – экологичности; 3.1.4 – эргономичности; 3.1.5 – технологичности; 3.1.6 – эстетичности; 3.1.7 – стандартизации и унификации; 3.18 – патентно-правовых показателей качества товара (содержание этих элементов раскрыто в п. 4.3.1). Значит, выполнение цели фирмы возможно только при условии выполнения целей всех уровней, в том числе по обеспечению качества товара (3.1.1, 3.1.2 и т.д.).

Система управления качеством товара (СУКТ) фирмы должна строиться на основе рассмотренных выше рекомендаций, а также с учетом требований международных стандартов ИСО серии 9000.

Данная серия стандартов включает:

ИСО 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению";

ИСО 9001 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании";

ИСО 9002 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже";

ИСО 9003 "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях";

ИСО 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания."

Во многих промышленно развитыхстранах эти стандарты приняты как национальные.

Развиваются такие направления как оценка систем качества предприятия независимыми органами (третьей стороной) и сертификация систем.

Учитывая прогрессивный характер международных стандартов ИСО серии 9000, их регулирующую роль при выходе на внешний рынок и образовании прямых хозяйственных связей, стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 приняты для прямого использования в виде:

ГОСТ 40.9001-88 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании";

ГОСТ 40.9002-88 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже";

ГОСТ 40. 9003-88 "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".

На основе международных стандартов ИСО 9000 и ИСО 9004 и накопленного отечественного опыта по разработке и применению комплексных систем управления качеством продукции и других систем (Львовская, Краснодарская, Днепропетровская и др.) разработаны рекомендации по применению ГОСТ 40.9001, ГОСТ 40.9002 и ГОСТ 40.9003-88.

Международные стандарты применяются в следующих ситуациях:

1) когда контрактом особо оговаривается, что требования к проектным работам и продукции были сформулированы в виде эксплуатационных характеристик или была указана необходимость их определения;

2) когда можно получить определенную уверенность в том,чтопоставляемая продукция соответствует установленным требованиям, если поставщик представит доказательства определенных возможностей в области проектирования, разработки, производства, монтажа и обслуживания.

Поставщик товара должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленную систему качества как средства, обеспечивающего соответствие продукции установленным требованиям.

Это включает:

1) подготовку документально оформленных процедур и инструкций, относящихся к системе качества в соответствии с требованиями стандарта;

2) эффективное применение документированных процедур и инструкций системы качества.

Особенности международных стандартов ИСО серии 9000:

1) применение к управлению качеством продукции системного подхода;

2) регламентирование требований по всем стадиям жизненного цикла продукции;

3) управление качеством продукции осуществляется повсемосновным функциям (кроме мотивации и регулирования);

4) документальное, желательно и количественное, оформление конкретных требований.

Из обоснованных в настоящей работе 14 подходов к системе менеджмента в международных стандартах ИСО по системам качества применено всего 5 (системный, интеграционный, процессный, количественный, динамический). Отсюда можно сделать вывод, что внедрение международной системы качества незначительно повысило эффективность менеджмента фирм. Передовые фирмы мира достигают высокого качества товаров за счет применения сложных методов менеджмента, использования конкурентных преимуществ и под действием закона конкуренции – объективного процесса "вымывания" с рынка некачественных товаров.

7.7. Организация и обслуживание рабочих мест /21/

Под рабочим местом понимается часть производственной площади с размещенным на ней технологическим оборудованием и инвентарем, необходимым для эффективного выполнения рабочим или бригадой определенного производственного задания. Рабочее место является первичной ячейкой производственной структуры предприятия.

Организация рабочего места представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание на рабочем месте всех необходимых условий для высокопроизводительного труда, на повышение его содержательности и охрану здоровья рабочего. Она включает: выбор рациональной специализации рабочего места и его оснащение оборудованием, оснасткой и инвентарем; создание комфортных условий труда; рациональную планировку; бесперебойное обслуживание рабочего места по всем функциям. Конкретное содержание работ по рациональной организации рабочих мест зависит от многих факторов: вида труда (умственный или физический, тяжелый или легкий, разнообразный или монотонный), условий труда (комфортные или неблагоприятные), типа производства и т.д.

Организация и обслуживание рабочих мест в значительной степени зависят от типа производства. В единичном и мелкосерийном производствах на рабочем месте выполняется большое количество разнообразных операций, они оснащены универсальным оборудованием, разнообразной технологической оснасткой и инвентарем. В серийном производстве преобладают рабочие места, на которых выполняется ограниченное количество технологических операций. Такие рабочие места оснащаются специализированным оборудованием, оснасткой и инструментом. В массовом – характерно закрепление за рабочими местами одной-двух технологических операций, что позволяет оснащать их специальным оборудованием и инструментом.

В зависимости от характера выполняемой работы рабочие места могут быть стационарными или передвижными. На стационарных – зона чаще всего организуется для обслуживания рабочих: слесарей-ремонтников, электриков, наладчиков и др.

По профессиональной принадлежности работников рабочие места можно выделить для основных рабочих (станочника, оператора, слесаря-сборщика, радиомонтажника, кузнеца, литейщика, сварщика и др.), вспомогательных рабочих (наладчика, смазчика, слесаря-ремонтника, кладовщика и др.), ИТР и служащих.

По механовооруженности различают рабочие места ручной, механизированной и автоматизированной работы. При организации рабочих мест с преобладанием ручных приемов в операциях определяется возможность механизации выполняемых работ, при этом особое внимание обращается на проектирование и внедрение рациональных методов труда. На механизированных рабочих местах организация направлена на согласование работы человека и машины, обеспечение синхронности трудового и технологического процесса, удобство и безопасность работы. На автоматизированных – весь технологический процесс осуществляется без непосредственного участия рабочего, за которым сохраняются только функции обслуживания: контроль, регулировка, ремонт, подача и вывоз деталей. Внедрение промышленных роботов увеличивает количество автоматизированных рабочих мест, делает возможным их организацию в условиях серийного и даже мелкосерийного производства.

Широкое применение в машиностроении оборудования с программным управлением (в том числе станков типа "обрабатывающий центр") в комплексе с промышленными роботами приводит к созданию роботизированных рабочих мест (РРМ). Их характерная особенность – выполнение в автоматическом режиме различных технологических операций, что обеспечивает высокий уровень концентрации технологических операций на рабочем месте и способствует росту производительности труда, сокращению количества рабочих мест.

Под специализацией рабочего места понимается определение его рационального производственного профиля, который формируется путем закрепления за ним сходных деталеопераций, сгруппированных по признаку конструктивно-технологического подобия, точности обработки и другим признакам. Сокращение номенклатуры обрабатываемых деталей или количества выполняемых операций на рабочем месте, т.е. сужение его специализации способствует совершенствованию трудовых приемов, повышению производственных навыков и культуры труда, приводит к росту производительности труда.

Основой специализации рабочих мест является проведение работы по унификации изделий и их конструктивных элементов, а также типизации технологических процессов, что позволит сократить номенклатуру обрабатываемых деталей, повысить уровень серийности и уменьшить количество переналадок оборудования.

Оснащение рабочих мест определяется их производственным профилем, специализацией, степенью механизации и автоматизации технологических процессов. Комплект типового оснащения рабочего места в машиностроении включает: основное технологическое оборудование (станок, верстак, пульт); вспомогательное оборудование (подъемно-транспортное оборудование, подставки, сиденья); инвентарь (инструментальные шкафы, тумбочки, полки, стеллажи и т.п.); тару для заготовок и готовых деталей (ящики, поддоны, кассеты, штативы, контейнеры); технологическую оснастку и инструмент (зажимные и базирующие устройства, ключи, режущий и мерительный инструмент); организационную оснастку (устройства связи и сигнализации, планшеты для документации); устройства охраны труда, санитарно-гигиенические и культурно-бытовые устройства (ограждения, защитные экраны, промышленная вентиляция и освещение, устройства сбора производственных отходов, предметы интерьера).

Главным требованием при выборе основного технологического оборудования является обеспечение на рабочем месте необходимой производительности труда при соблюдении заданных параметров технологических процессов. Оборудование должно соответствовать требованиям эргономики и эстетики, а рабочему должны быть обеспечены комфортные и безопасные условия труда. Для повышения уровня автоматизации управления технологическими процессами основное оборудование обеспечивается микропроцессорными устройствами, активными средствами контроля, системами связи с управляющей ЭВМ и т.п.

Вспомогательное оборудование рабочего места должно быть удобным и безопасным в эксплуатации, соответствовать антропометрическим характеристикам работников, быть оформленным в соответствии с требованиями производственной эстетики.

Оснащение вспомогательным оборудованием (подъемно-транспортным оборудованием, рольгангами, склизами, кантователями и т.д.) в дополнение к общецеховым устройствам осуществляется с учетом производственного профиля рабочего места, анализа трудовых и технологических процессов. При оснащении рабочих мест индивидуальными транспортными средствами особое внимание следует уделять бесприводным средствам (рольганги, склизы), применение которых при незначительных затратах обеспечивает снижение утомляемости рабочего и способствует росту производительности труда. Большое распространение в настоящее время получают загрузочные устройства с использованием роботов и автооператоров, оснащенных программным управлением, сенсорными и телевизионными устройствами и т.п.

Подбор вспомогательного оборудования для роботизированных рабочих мест направлен на расширение универсальности и технологических возможностей этих рабочих мест. Оно ориентировано на расширение функций транспортной системы, промышленного робота и станка на рабочем месте.

Вспомогательное оборудование, расширяющее функции транспортной системы на РРМ, включает: загрузочное оборудование, транспортеры, бункера, манипуляторы с программным управлением. Оборудование, расширяющее функции промышленного робота, охватывает кантователи, подающие и выбрасывающие механизмы, погрузчики. Оборудование, расширяющее функции станка, обеспечивает автоматизацию технологических процессов, контроля смазки и охлаждения и т.п. Основной задачей при оснащении РРМ является оптимальное распределение функций между роботом и вспомогательным оборудованием. Оно зависит от действующей технологии, степени автоматизации, используемых средств ВТ и их программного обеспечения.

Интеграция станков с программным управлением, роботов, транспортных и складских систем образует гибкие производственные системы (ГПС): производственный модуль, гибкая линия, участок.

Рабочее место как первичная производственная ячейка должно быть связано с системой обслуживания и управления информационными каналами, т.е. системой промышленной связи и сигнализации. Эта система применяется для информационного обслуживания рабочего места и автоматизированной системы управления предприятием (АСУП).

Одним из вопросов организации рабочих мест является рациональная их планировка.

Под планировкой рабочего места понимают рациональное пространственное размещение всех материальных элементов производства на рабочем месте: оборудования, технологической и организационной оснастки, инвентаря и т.д., обеспечивающие экономное использование производственной площади, высокопроизводительный и безопасный труд рабочего.

Различают внешнюю и внутреннюю планировку рабочих мест. Внешняя – представляет собой целесообразное размещение на рабочем месте основного и вспомогательного оборудования, инвентаря и организационной оснастки. Она проектируется с учетом рабочего и вспомогательного пространства (зоны). Рабочая зона – участок трехмерного пространства, ограниченный пределами досягаемости рук в горизонтальной и вертикальной плоскостях с учетом поворота корпуса на 180° и перемещения рабочего на один-два шага. Здесь размещаются орудия и предметы труда, постоянно используемые в работе. Остальная площадь рабочего места составляет вспомогательное пространство, где располагаются предметы, используемые реже, элементы интерьера и т.п.

Основным требованием к рациональной внешней планировке является обеспечение минимальных траекторий перемещения предметов труда в вертикальной и горизонтальных плоскостях, сокращение излишних трудовых движений, уменьшение до минимума числа наклонов и поворотов корпуса рабочего и экономное использование производственной площади.

Рациональная внутренняя планировка рабочего места представляет собой целесообразное размещение технологической оснастки и инструмента в инструментальном шкафу, правильное расположение заготовок и деталей на рабочем месте. Она должна обеспечить удобную рабочую позу, короткие и малоутомительные трудовые движения, равномерное и по возможности одновременное выполнение трудовых движений двумя руками. Проектирование рациональной внутренней планировки осуществляется с учетом зон досягаемости рук рабочего, которые представляют собой участок трехмерного пространства, ограниченный траекториями движения рук рабочего в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Для эффективного выполнения производственных заданий каждое рабочее место нуждается в различных видах обслуживания – доставке материалов и заготовок, наладке и ремонте оборудования и т.п. Сочетания различных видов обслуживания образуют систему обслуживания рабочих мест, участков и цехов. Это комплекс постоянно действующих мероприятий, регламентирующий виды, объемы, периодичность и методы выполнения вспомогательных и обслуживающих работ по обеспечению рабочих мест всем необходимым для высокопроизводительного труда.

Проектирование систем эффективного обслуживания базируется на научно обоснованном функциональном разделении труда на предприятии. Основные функции обслуживания рабочих мест:

¨ ремонтная;

¨ обеспечение инструментом;

¨ наладочная;

¨ материального обеспечения;

¨ транспортная;

¨ технического контроля;

¨ организационная;

¨ прочие функции обслуживания.

К системам обслуживания рабочих мест предъявляются следующие требования:

ü плановость;

ü предупредительность;

ü надежность;

ü комплексность;

ü экономичность;

ü мобильность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: