И христианское Воскресенье

 

Христианство может быть определено как обращение Субботы (покоя, бездействия) в дело. Служение и Самого Христа завершается величайшим делом - возвращением жизни Своему другу, самодетерженным делом, за которое Самого Его лишили жизни.

Чем же отличается еврейская Суббота от христианскаго Воскресенья? Если Суббота есть день покоя, бездействия, то строгое исполнение Субботы - состояние полного покоя - возможно только для покойников. Такой покой возможен для каждого из них, взятого в отдельности, ибо смерть не нуждается в соединении. Для исполнения заповеди Бога, почивщего от дел, нужно бездействие, нужен покой, нужна смерть 1.

1 Здесь разумеется не понятие о Боге ветхозаветном по существу, а ошибочное понимание Его поклонниками Субботы, как бездействия.

 

==187

 

Завершением же еврейства в этом отношении, высшею, выдержанною до конца склонностью к бездействию, является буддизм с его нирваною. Нирвана - это безусловная, абсолютная Суббота. Покой смерти еще недостаточен буддизму: он требует полного уничтожения, а не покоя.

Что же нужно для исполнения воли Бога, который "доселе делает", воли "Бога отцов, не мертвых, а живых", Бога Триединаго? Нужно объединение, чтобы стать орудием Его воли для дела. Ему угодного.

По несовершившемуся объединению день воскресения получил название дня "недельного", и даже от дня недельного все семь дней получили название "недели". Но если для евреев праздник был днем бездействия, то для христианства (как противоположности еврейства) праздник должен быть днем дела, а когда совершиться объединение сынов человеческих, тогда и все дни бывшей "недели" (дни недельные) станут днями воскресного дела.

 

О ПРАВОСЛАВИИ И СИМВОЛЕ ВЕРЫ *

 

Сущность православия заключается в долге воскрешения. Это очевидно из самого определения веры православной. Вера есть осуществление ожидаемого или чаемого воскресения мертвых (11-й член Символа веры) для жизни вечной (12 чл.), осуществление нашим трудом, а не убеждением в том, что ожидаемое придет само собою. Вера эта неразлучна с уверенностью в постоянную помощь Божию для осу- ществления чаемого, то есть, уверенностью в любви Бога- Отца, уверенностью в благодать Сына Божия (чл. 2-й), вочеловечивщегося (3 чл.), страдавшего, погребенного (чл. 4), воскресшего (5 чл.) и вознесшегося (6 чл.), с угрозою нового, второго возвращения, в случае неосуществления (чл. 7), то есть бездействия нашего или иссякновения веры; при уверенности, наконец, в причастии Св. Духа (чл.8-й), предвозвещавшего в Ветхом Завете чрез пророков и действующего чрез Церковь (9-й чл.), то есть чрез соединение всех живущих для осуществления чаемого (чл. 10-й), жертвы новозаветной, воскрешения.

В Символе веры (т.е. клятве) дается обет исполнить нам завещанное общим трудом или делом, то есть литургиею или братотворением чрез усыновление для выполнения возложенного на нас долга душеприказчества. В храмовой литургии преподается благодать для совершения внехрамовой литургии, то есть воскрешения мертвых.

Вера, признаваемая осуществлением чаемого, сливается с

 

 

==188

 

храмовою и особенно с внехрамовою литургиею: сия последняя и есть осуществление чаемого. Наоборот, если разумное существо поставлено относительно неразумной силы так, что первое никогда не может управлять последнею (что, однако, не может не казаться самым естественным назначением разумного существа, так же, как ничего не может быть неестественнее, как подчинение чувствующего существа бесчувственной силе) - то в творении пришлось бы видеть злонамеренность, адскую насмешку. Следовательно, только при уверенности в любви Бога-Отца (помогающей усилиям сынов человеческих) возможно осуществление чаемого 1.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: