Искушение по вопросу о смертной

КАЗНИ

 

Вся жизнь Христа, по Евангелию Иоанна, может быть представлена в виде одного дела и одной проповеди, или слова, поясняющего это дело, и притом так, что, услыхав первое слово этой проповеди, иудеи потянулись уже к камням, и чем более Он раскрывал свое учение, тем более разгоралось это желание побить Его камнями; когда же Он договорил последнее слово, которое было: "Лазарь, гряди вон", то иудеи потому только не привели в исполнение своего желания - побить Его камнями, - что в Иудее была другая власть, которая по наущению иудеев предала Его крестной казни. Конечно, не все иудеи были одержимы желанием прибегнуть к камням; были и уверовавшие в Него, но последние оказались в меньшинстве. Если народ, или городская толпа, действовала по инстинкту, то фарисеи хотели придать этому убийству законный вид, хотели даже, чтобы Он Сам признал законность побиения камнями. А между тем в ответе Христа - по поводу женщины, взятой в прелюбодеянии **, - заключается отрицание смертной казни: грешные казнить не имеют права, а безгрешные не станут казнить. Но если фарисеям не удалось уловить Его в слове, то они сами были обличены прозревшим слепым и принуждены были сознаться, что не знают откуда Он. Простое слово слепца совпало с учением Самого Христа, которое немецкие книжники находят искусственным, метафизическим.

Слово о Добром Пастыре*** заключает в себе обличение недобрых (соответствующее обличению фарисеев в первых евангелиях) и указывает на объединение всех в одном стаде (признание язычников у синоптиков ****); слово о пастыре, полагающем жизнь за овец ради соединения всех живущих для возвращения жизни всем умершим, заключает в себе указание на желание, на волю Бога-Отца, заключает в себе мысль Его; и Христос, отдавая жизнь свою, имел с Ним одно желание, одну волю, одну мысль, одно чувство: Он и

 

 

==198

 

Отец - одно. Он в Отце и Отец в Нем - это и было последним учительным словом Христа. В первых трех евангелиях говорится о наибольшей заповеди, а в четвертом говорится об ее исполнении.

Воскрешение человека было последним делом, т.е. завершением дела Христова, завершением чудесных дел, совершенных в Галилее, в Иерусалиме, для удовлетворения не прихотей, а самой насущной потребности, необходимости, нравственной и физической 1. Все это дело, известие о котором дошло до нас, - чем другим оно может быть для нас, как не образцом?

 

РЕГУЛЯЦИЯ МЕТЕОРИЧЕСКАЯ КАК ИСПОЛНЕ- НИЕ МОЛИТВЫ "ХЛЕВ НАШ (Т.Е. ТРУДОМ ПРИОБРЕТЕННЫЙ) ДАЖДЬ НАМ (Т.Е. ВСЁМ) ДНЕСЬ"

 

Искать гарантий от голода в развитии промышленности, которая дает возможность покупать хлеб, и в высокой земледельческой культуре, недостаточной, однако, для прокормления всего населения и требущий привоза иностранного хлеба, даже привоза удобрения вроде гуано или чилийской селитры 2 - не значит ли это делать из себя, из своего народа привилегированное существо и осуждать другие народы на черную работу? Регуляция же метеорических явлений требует объединения всех для действия по общему плану; регуляция обеспечивает всем народам необходимое; а потому регуляция и есть исполнение молитвы - "хлеб наш насущный даждь нам днесь", ибо при регуляции метеорическим процессом добывается только хлеб насущный, а не извлекается наибольший доход из земли - 120 пудов зерна с десятины - добывается хлеб только на

1 Насыщение пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами, - в этом

деянии Спасителя признается не необходимость только хлеба, но и придается такая важность хлебу, что приказывается ученикам собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. Здесь дан великий урок не только больным мистикам, которые хотя и не могут жить без хлеба, питают однако пренебрежение к хлебу, но и вообще всем, которые, не участвуя в труде земледелия, не относятся к хлебу с должным почтением, с благовением. Причина пренебрежения к хлебу кроется в пренебрежении к земледельческому труду и к самим производителям его.

2 Правда, города производят всяких нечистот так много, что их будет достаточно для удобрений полей; быть может, количество производимых городом нечистот будет даже больше того, что может быть превращено в растительное вещество, но как препроводить их, эти нечистоты, в места, где они нужны, не причиняя заразы в местах нагрузки и выгрузки?

 

==199

 

днесь, так как при регуляции, обеспечивающей необходимое, запасов делать не нужно. Стремиться же к объединению для регуляции метеорического процесса - это значит искать естественного, а не искусственного обеспечения от голода.

Таким образом, в молитву Господню, в молитву о Царствии Божием на земле, входит прошение о регуляции, т.е. об исполнении заповеди, данной при творении, и заповеди второй, понятой по-христиански; входит сюда и прошение о взаимном прощении, т.е. о всеобщем соединении как условии прощения Богом ("Остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим"). Последния два прошения заключают в себе молитву об искоренении царства зла, царства лукавого ("и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого"), тогда как первые три - есть молитва к Царствующему на небе о распространении веры на земле, о

действительном - на самом деле - пришествии Его Царства, чтобы святилось Его имя, чтобы воля Его исполнялась и на земле, как на небе.

Так часто произнося молитву о Царствии Божием, о Царстве небесном на земле, верим ли мы в пришествие его на землю, в осуществление его в этом мире или же это молитва о невозможном?!..

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: