Православие в его отличии

ОТ ЭГОИЗМА И АЛЬТРУИЗМА

 

Если жизнь для себя есть эгоизм, а жизнь для других - альтруизм, то для жизни со всеми без исключения и для всех без ограничений, то есть всех живущих для воскрешения всех умерших, - для жизни, так понимаемой, название кафолизма 2 будет строго точно, если только под ним будет разуметь именно православие. Православие же должно понимать и определять как молитву всех живущих о всех умерших, молитву, переходящую в дело или выраженную не в слове лишь, но и в общем деле, или, наконец, как молитву и службу всех живущих за всех и для всех умерших, согласно со словами величайшего таинства, евхари-стии: "Твое (то есть все наши силы и способности, Творцом нам дарованные) от Твоих (сил происходящая) Тебе приносяще (не словом, а делом) о всех и за вся".

В отличие от этого высшего и священнейшего кафолическаго объединения всех в молитве (слове) и деле православия католицизм не допускает к единой трапезе поминовения клириков и мирян (разделяет их в ней), а протестантизм не признает и самой молитвы за умерших.

Если эгоизму будет соответствовать паганизм (язычество), а альтруизму - буддизм, то жизни со всеми без исключений и для всех без ограничения дела жизни пределами смерти - такому смыслу, такой задаче и цели жизни будет из христианских исповеданий соответствовать то, которое

 

1 Говорить о господстве и преобладании православия в настоящее время и вместе с тем грозить лишением звания христианина тому, кто пожелает православия не мнимого лишь*, - что это такое? что это значит?..

2 Выражение, предложенное Н.Н.Черногубовым**.

 

==189

 

руками всех созидало храмы в единый день.* Такие храмы, таким единодушием созидавшиеся, являлись воистину храмами единомысленного исповедания, рожденного любовью ("возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы!") и достойны были стать подобием объединенной любовью и знанием вселенной, в которой нет уже ничего мертвого, а есть только живое или оживленное, возвращенное к жизни.

 

* * *

 

Только читая Евангелие по церковному распределению, в церковной обстановке, после самого богослужения, в главные праздники, то есть читая Евангелие в храме-школе, мы можем понять всю глубину плана искупления и воскрешения, а вместе с тем и воспитательное значение хра-мов-школ, согласно с этим планом устроенных и расписанных.

Круг евангельских чтений как путь к исполнению евангельскаго дела завершается заключительными словами Евангелия от Матфея, составляющими как бы завещание Христово и содержащими в себе сокращенно всю "Благую Весть". ("Дана Мне всякая власть и т.д."). Начинается же церковный круг чтений введением о Слове в Евангелии от Иоанна. Последния слова Евангелия от Матфея указывают на содержание того Слова, о Коем говорится в первом стихе Евангелия от Иоанна, того Слова, слово о Коем читается в глубине алтаря, и во всех четырех концах мира, где посланные Словом должны поучать или оглашать, "крестяще". Здесь, как начало и конец, ясно указано дело "по- сланных" (апостолов), распространимое и на всех христиан как учеников же Христовых: "Как Отец Мой послал Меня, так и Я посылаю вас; как Отец Мой дал, так и Я даю вам; дела, которыя Я творю, и вы сотворите и больше сих сотворите!" **

Можно ли после этого сомневаться в том, что назначение жизни христианской есть всеобщее дело? и можно ли недоумевать, какое это дело и какова цель его?..

 

СМЫСЛ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА

И ЕВАНГЕЛИЯ ВООБЩЕ

 

Недостаточно сказать, что Евангелие есть книга, понятная для всех; нужно прибавить, что эту книгу вернее понимают простые люди, нежели ученые, которые ее даже ложно понимают. Нужно неиспорченное детское понимание для усвоения евангельской истины. Неиспорченность

 

К оглавлению

==190

 

детского разума состоит, во-первых, в том, что он знает лишь отцов и матерей, да братьев и сестер и потому не знает небратства; во-вторых, детская неиспорченность состоит в том, что у детей вера не отделяется и не отличается от знания и дела, в противоположность ученым, которые веру знают лишь как представление, отличая ее от знания и дела. Для неиспорченного разума, неотделимого от чувства, Бог не может быть без отцов, отцов, конечно, "не мертвых, а живых". Веровать в Него значит чувствовать Его с отцами в себе и себя - в Нем, творить Его волю, быть Его орудием.

Что нужно ученым, чтобы возвыситься до этого высокого понимания, не мистического и не материалистического? Признать себя и всех орудиями воли Бога отцов, не мертвых, а живых, а это и есть (выражаясь материалистически) признать себя орудиями воскрешения через регуляцию материальной природы умственною силою.

Все Евангелие есть неприрывная беседа Сына Божия о любви Своей к Богу отцов и требование такой же любви ото всех сынов человеческих. Это - та же детская любовь к родителям, но уже такая, какою она должна быть в пору зрелости. В этой любви - корень воскрешения. Все Евангелие Иоанна размещено (церковным порядком чтений) в шести неделях: в пасхальной и в следующих за нею. В не- делях Фомы и мироносиц обличается бездушная критика, умеющая только умерщвлять. Вопрос, почему Христос умер в умах ученых критиков, тогда как, по их собственному признанию, Он воскрес в душах галилейских рыбаков и жен-мироносиц, указывает на способ, коим могут быть соединены разум теоретический с практическим, мысль и дело; то есть, что посредством чувства может и должно быть восстановлено единство разума, Об этом-то деле и говорится после беседы с самарянкой *; а в следующих главах Евангелия от Иоанна (5-й, 6-й и 7-й) разъясняется суть этого дела, имеющего задачею и целью, чтобы никто не погиб, а все бы воскресли, - как ответ на вопрос: "что нам делать, чтобы творить дело Божие?" Неделя 5-я "о Расслабленном" есть повествование об исцелении всего человека в субботу, когда допускается обрезание (гл.7), или о деле воскрешения как выражении веры в Бога отцов, как о творении воли Его, как о деле Божием. За эту-то проповедь воскрешения и хотят иудеи лишить Христа жизни (гл.7 VII, 19, 25) и за воскрешение Лазаря. О свете знания и жизни говорит глава 8-я, а 9-я - об исцелении слепого, то есть об исцелении от мрака, ведущего к неведению, от мрака, мешающего знанию и жизни; наконец, о наемничестве

 

==191

и истинном пастырстве или конституции и самодержавии, каким таковое должно быть, говорит следующая глава, 10-я.

В Евангелии Иоанна нет ни Рождества, ни Вознесения, а говорит оно все лишь о воскрешении, о деле и соединении для него. И мы узнаем из этого Евангелия, что Слово, о Коем читаем в нем, было искони, что оно было у Бога и даже в этом Слове слышим самого Бога и всегда видим Преображеннаго, ибо Он всегда - В Боге, и Бог - в Нем, как и все верующие должны быть в Нем и Он - в них, конечно, и тоща, когда наступит тот день, который Он называет последним; ибо после того будет уже день без вечера, как весна - без осени и жизнь - без смерти, когда день станет уже нашим общим делом, а не событием, независимым от нас.

Евангелие Иоанна есть учение о деле Божием, к которому призываются все люди, хотя или, вернее, именно потому оно и начинается учением о слове Божием. В восторге перед открывающимся перед ним делом Христос у Иоанна говорит: "Моя пища... - свершить дело пославшего Меня Отца, ибо Он не почил, а доселе делает". Исцелив почти мертвого, Он говорит о делах еще более великих, которыя предстоят, о делах исцелительных, то есть о всеобщем вос-крешении.

Нет у Иоанна, по-видимому, миссионерской заповеди со- бирания или объединения; но в Первосвященнической Молитве говорится (XVII, 18): "Как Ты послал Меня, так и я послал их в мир".

Ученые спрашивают: "Что нам думать?", а неученые: "Что нам делать?" Ответ дан во всем смысле и во всем тексте Евангелия 1.

 

1 В стихе 25-м 5 главы воскрешение, "которое и ныне уже есть", приписывается Сыну Божию; но это - не всеобщее воскрешение. В 25-м стихе той же главы говорится уже: "все умершие услышат глас Сына Человеческого", как это сказано в греческом тексте, тогда как у нас в переводах (кроме перевода митрополита Алексия) сказанное о "Сыне Человеческом" приписывается "Сыну Божию". Славянский перевод и русский, кроме перевода св. Алексия митрополита, позволили себе, вопреки греческому тексту и всем другим переводам, поставить в 28 стихе 5-й главы Иоанна вместо "Сына Человеческого" "Сына Божия". Почему, спросим, в этом твердом ответе на вопрос: "Ты ли Христос?" - "Я!" и вы узрите Сыне Человеческого на облаках небесных...", не заменили "Сына Человеческого" "Сыном Божиим?" Или потому, что Сыну Человеческому дано быть судиею, а не воскресителем?..

 

==192

МОЛИТВА О ВСЕОБЩЕМ СПАСЕНИИ

 

(Молитва об избавлении от суетных дел и. об участии в едином всеобщем деле со всеми. живущими для всех умерших. Молитва об избавлении от воскресения гнева и вечного наказания).

 

"Отче наш! Боже отцов, не мертвых, а живых! Сподоби нас соделаться орудиями, достойными святой воли Твоей, не хотящей погибели ни единого, но да вей в разум истины приидут, дабы жить нам не для себя, не для корысти, не для борьбы с себе подобными, не для взаимного истребления; но и не для других, живущих также для себя, для взаимного стеснения и вытеснения. Сподоби нас, соделавшись Твоими орудиями, жить со всеми живущими для всех умерших, чтобы для нас, сынов, отцы из мертвых стали живыми, дабы мы, по Твоему подобию созданные, и стали Тебе подобными, дабы свершающееся в храме таинственно стало явным вне храма".

Вне-храмовое дело есть уже дело не чудесное; оно выше слепого естества, оно сверхъестественно в смысле превосходства разумной силы над неразумною. В заповеди "научите, крестяще" заключается уже переход от чудесного действия к естественному совокупному воздействию разумных существ на слепую силу.

Заповедь, данная в первый воскресный день, требовала соединения всех народов у одной общей трапезы, на которой хлеб и вино, из праха отцов произведенные, превращаются в тело и кровь Христовы для всеобщаго оживления. Это для одних символическое, а для других пресущественное действие есть таинственное воскресение для всех и не может быть иным; оно таковым и останется до тех пор, пока не свершится действительное соединение всех сынов человеческих, пока храмовая литургия не станет внехрамовою, для которой трапезою будет вся земля, как кладбище, а все сыны человеческие, как один сын, ставши орудием воли Бога отцов и матерей, обратят силы природы, рождающей и умерщвляющей, в воссозидающие и оживляющие. Бессознательною, неразумною остается природа лишь по бездействию силы разумной, растрачиваемой на изумительные пустяки: не для игры же дан человеку разум, а для дела!

 

==193

 

 

РАЙ ИЛИ АД? ИЛИ ЧИСТИЛИЩЕ?

 

Рай, понятый по-христиански, по-православному, превращается в чистилище; ибо если господство получает награду, то гордость перестает быть пороком; и, наоборот, если гордость - порок, то и господство - не добродетель. Если же гнев - порок, то и крестоносцы и лигисты, одер-жимые благородным гневом, нуждаются в очищении...

Православие не знает безвыходного ада.

Но если рай должен опуститься в чистилище, то и ад должен подняться до него же, так что будет уже одно чистилище, которое и есть сама наша история, хотя и не выходящая из области, доступной чувствам. Из нее надо создать рай, несравненно высший Дантова, высший, - ибо он будет создан не созерцанием и не словом только, а делом, и в нем не будет ни господства, ни осуждения.

Хотя ад произошел оттого, что мы неведаем, что творим, тем не менее нет ничего удивительного, что он многих и многих лишает всякой надежды и кажется вечным.

Правда, все эти орудия казни: вихри, бурные потоки, засухи, зной и стужа, смрадныя болота - носители заразы - все это только извращения благотворных воздушных течений, дождей, тепла и т.д. И если эти силы, способные быть благотворными, столь часто проявляются в необуздан- ной крайности, бесцельной дикости и убийственной слепоте, то это потому, что разумные силы поглощены теми делами, коих источник - семь смертных грехов, за которые и казнят нас неразумные силы природы.

"Не ведят, что творят" тогда только будет прощением, искуплением из ада, когда мы узнаем, что нужно и должно нам творить. Все наши пороки - только извращения добродетелей. Пока нет у человека надлежащего исхода его жажде деятельности, до тех пор она будет растрачиваться на превозношение друг перед другом, на зависть, ненависть и гнев, на собирание богатства и расточение его. Даже гро-мадная сила, проявляющаяся в сладострастии, найдет себе эквивалентное выражение в воссозидании. Только открытие поприща для спасения жизни может освободить человечество от пороков. Это, конечно, пока предположение; но то несомненно, что доколе не будет открыто поприще для благородной и спасительной деятельности, до тех пор порок будет господствовать.

 

==194

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: