Ским, к верующим и неверующим

 

ЧАСТЬ 1 У

В чем наша задача?

 

Печатается наиболее важная для усвоения взглядов Федорова часть его основного произведения, написанного в оригинальной форме "Записки от неученых к ученым" и состоящего из четырех частей. В целом, "Записка" легче, чем другие его работы, поддается относительно точной датировке. Различные ее части писались от конца 70-х до 90-х гг. Так, вторая, третья и четвертая ее части первоначально составлялись с 1878 г. до начала 80-гг. как развернутый ответ Ф.М.Достоевскому, выразившему желание в письме к Н.П.Петерсону от 24 марта 1878 года подробнее ознакомиться с идеями чрезвычайно заинтересовавшего его мыслителя (за три месяца до того Петерсон послал Достоевскому краткое изложение основных идей Федорова, скрыв его имя).

Четвертая часть "Записки" развивает федоровские проекты регуляции природы, управления космическими процессами. Мыслитель выделяет два основных вопроса регуляции - "продовольственный" и "санитарный", которые вмещают в себя всю совокупность задач человека в деле управления силами природы, В этой части обосновывается идея о том, что человечество не ограничится пределами Земли, неизбежно заселит космос и станет его активным преобразователем, излагается ряд

==385

конкретных проектов метеорической и космической регуляции. Здесь же Федоров пытается наметить возможные пути имманентного воскрешения. Эту задачу он возлагает на идеальные общины, чей уклад жизни и деятельности подробно представлен мыслителем в этой части. Но главное для Федорова - философское обоснование принципиальной возможности бессмертия - как нравственной, так и физической, необходимости достижения "положительного целомудрия", т.е. творческого самосозидания человека.

С. 28. * Федоров ссылается на 34-ю песнь "Ада" Данте из его "Божест- венной комедии", в которой изображен последний, четвертый пояс девятого круга ада. Здесь, в самом центре земли, караются предатели своих бла- годетелей: по грудь вмерзший в недра ледяного слоя Люцифер; три его пасти терзают еще трех грешников: Брута и Кассия, убийц Юлия Цезаря, и Иуду Искариота, "страдающего всех хуже". Федоров имеет в виду, прежде всего. Иуду. Для подтверждения необходимости всеобщего прощения грешников Федоров ниже приводит высказывание Христа из евангелия от Иоанна (8,7).

С. 34. * Зенды - древние иранцы. Федоров производит это название от слова "зенд", вошедшего в европейскую филологию XIX в., но фактически неправильного названия древнеиранского языка, на котором написана "Авеста", священная книга зороастреизма. В ней повествуется, как в конце света из потомства пророка Заратустры родится великий пророк Саошьянт, при котором зло будет окончательно повержено, совершится воскресение всех умерших, грешный мир погибнет в огне, самый ад исчезнет и начнется преображенная, вечная жизнь. Федоров высоко оценивал выраженное в зороастризме отрицание непротивления злу, пассивности, требование активной борьбы со злом, веру в возможность полного искупления мира. Он по-своему развивал выраженную в "Авесте" точку зрения на земледельческий труд как на великое спасительное занятие, торжество благого начала Ахурамазды (Ормузда) над духом разрушения Анхра-майнью (Аримана).

С. 36.* Филологической пятидесятницей (по евангельскому преданию, в этот иудейский праздник произошло сошествие Св. Духа на апостолов, и они начали говорить на самых разных языках - Деян. апост. 2, 1-11) Федоров символически обозначает свою излюбленную мысль о необходимости создания единого мирового языка, основанного на общем всем народам праязыке. Необходимо учитывать, что XIX век ознаменовался значительными успехами сравнительно-исторического языкознания индо-европейских языков и даже была предпринята в середине века А.Шлейхером первая серьезная попытка праязыковой реконструкции.

С. 39. * Мелетий Пигас (ок. 1545-1601) - александрийский патриарх, содействовал учреждению в Москве патриаршества. Большая часть его писем и посланий посвящена делам православия Польши и западной Руси. См.: Малышевский. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его учение в делах русской церкви. - Киев, 1872.

С. 40. * Симония - продажа и покупка священного сана. Слово происходит от имени Симона-волхва, по церковному преданию современника апостолов, родоначальника гностицизма и всех ересей. Симон предложил

 

 

==386

 

Петру и Иоанну деньги за сообщение ему секрета низведения Св. Духа на крещаемых, за что был строго обличен. В средние века симония часто осу-ществлялась под покровительством пап, положила начало системе индульгенций.

С. 43. * Федоров иронически (в отрицательной форме) перефразирует слова из молитвы Христа за оставляемых учеников, которые Федоров неоднократно цитирует в качестве формулы всеобщего единства, необходимого для осуществления "общего дела": "Да будут все едино; как Ты, Отче, во мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино";; (Иоан. 17, 21). В этой формуле троичное единство (точнее единство Отца и Сына) выступает как образец для всех.

С. 46. * Крейсерство - так назывались в конце прошлого века разъезды военных кораблей (крейсеров) по морям и океанам для захвата неприятельских торговых судов. Существовало со времени парижской морской декларации 1856 г. Захваченные суда считались добычей крейсера. В мирное время крейсерство использовалось для защиты государственных интересов страны в дальних морях (в деле различных промыслов и т.д.). У Федорова это слово часто употребляется в расширенном смысле как создание сил, осваивающих моря и океаны, и даже как "воздухоплавание".

С. 48. * Федоров перечисляет деятелей религиозно-реформаторского просветительского общества "Брахмосамадж", организованного в 1828 г. Рам-Могун-Роем (Рам Мохан Раем) (1772-1833) - индийским общественно-политическим деятелем, философом, который разработал деистическую религиозно-философскую систему, сочетавшую ряд библейско-христианских элементов с очищенным от крайностей индуизмом (отрицание каст, детских браков, самоубийства вдов). Общество "Брахмосамадж" представляло ограниченную группу бенгальской интеллигенции, лойяльную к английским властям. В 60-е гг. общество раскололось на две группы. Первую возглавил Дебендра-Нат-Тагар (Дебендранатх Тагор), отец Рабиндраната Тагора, вторую - Кешуб-Чандер-Сен (Кешобчондро Шен). В начале XX в. обе группы потеряли какое-либо общественное значение.

С. 52. * фаустин - римский пресвитер второй половины 1У в., принадлежал к партии люцифериан, крайних противников арианства. Известен полемическим сочинением о Троице.

С. 64. * В связи с цитатой из статьи русского экономиста В.Г. Трирогова "Податная десятина", в которой на примере одной из сельских общин саратовской губернии анализируются условия общинного землепользования в России, Федоров выделяет те работы, в которых намечались первые шаги к метеорической регуляции. Ф. Араго (1786-1853), французкий физик, астроном и метеоролог в своей ученой записке "Notice scientifioue sur ie tonnere" (рус. пер.: "Гром и молния". СПб., 1859) в 42 гл. № 3 "О пушечных выстрелах как средстве рассеяния гроз" собрал интересные свидетельства о таком способе борьбы с грозой и градом. Федоров также отсылает к публикациям наследия В. Н. Каразина (1773-1842), общественного деятеля и ученого: в "Русской тарине"его "Записки о приложении электричества к потребностям человека", в которой он предлагает проект

 

 

==387

 

"электро-атмосферного снаряда" для использования грозового электричества, и в "Сборнике исторических материалов" его письма к Аракчееву от 9 апр. 1814 г. с предложением начать опыты с этим снарядом.

С. 65. * Федоров цитирует популярную в конце XIX в. в России книгу "Элементарные уроки астрономии" английского астронома Джозефа Локьера (1836-1920), известного своими исследованиями солнца.

С. 76. * Ф. Фребем (1782-1852) - немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, автор философско-педагогического труда "О воспитании человека" (1826). Под "мирами" фребеля Федоров имеет в виду впервые созданные им "детские сады", их "природосообразную" методику воспитания, страдавшую жесткой регламентацией деятельности детей, формализмом и педантизмом. В России в 70-х гг. возникли "фребелевские общества", открывшие детские сады и учебные заведения для подготовки воспитателей.

С. 77. * Меру - гора в индийской мифологии наподобие Олимпа, жилище богов, согласно толкованию Федорова - обожествленных предков. Помещалась в самом центре Земли. В этом сказочном образе отразился древний культ вершин, возможно, смутное воспоминание о памирской прародине арийского племени, позднее пришедшего в Индию. Федоров вслед за французским ориенталистом Бюрнуфом связывал значение слова "Памир" с Меру, усматривая в первом реальную прародину человечества, а во втором - ее мифологический аналог ("гору предков"),

С. 78. * Федоров перечисляет ряд древнейших городов мира: Вавилон, известный с III тыс. до н.э., иранский город Эктабану, упоминаемый с XI в. до н.э., и Иерусалим., главный город древней Палестины, расположен- ный на склонах трех гор, в том числе и горы Мориа, на которой по библейскому преданию Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. Для Федорова эти города в своей изначальной основе были "кремлями", защищавшими прах предков, т.е. символически представляли "Памир", могилу праотцов человеческого рода.

С. 80. * "Декларация прав" (франц.).

С. 84. * Берлинский конгресс (1878) подтвердил независимость Болгарии, Сербии и Румынии, отвоеванных у Османской империи в результате русско-турецкой войны (1877-1878).

С. 88. * Закхей-мытарь, "начальник мытарей", т.е. сборщиков налогов, "и человек богатый", принимает учение Христа, каясь в прежних грехах: "Половину имения своего я отдам нищим и если кого в чем обидел, воздам вчетверо" (Лук. 19, 2-8). Для Федорова имеет символическое значение "кающегося индустриализма".

С. 89. * Федоров перечисляет ряд современных ему немецких ученых, исследования которых, по его мнению, могут быть полезны в деятельности общины, вставшей на путь "общего дела". Э. Г. Вебер (1795-1878) - физиолог, создатель различных методик и приборов для изучения органов чувств, заложил основы экспериментальной психологии, развитой в трудах Фехнера и Вундта. Г.Т.Фехнер (1801-1887) - физик и психолог, развивал идеи психофизики, изучающей соотношения физических и психиче-

 

 

==388

 

ских явлений ("психофизический параллелизм"). В. Бунд (1832-1920) - физиолог, психолог и философ, создатель первой в мире психологической лаборатории, подчеркивал значение непосредственного опыта, самонаблюдения, исследования фактов сознания как основного предмета психологии.

С. 95. * Федоров имеет в виду Россию и Англию.

С. 96. * Неделя Мытаря и Фарисея отмечается православной церковью в первое воскресение после праздника крещения, ею начинается подготовка к великому посту - в толковании Федорова, поворот к самоосуждению, к раскаянию в участии в "торгово-промышленной суете". Мытари, в отличие от фарисеев - одной из трех иудейских сект, оказались более восприимчивыми к проповеди Христа. Притча о Мытаре и Фарисее изложена в виде рассказа Христа об их молитве: Фарисей, превознося свою праведность, благодарит Бога за то, что он "не таков как прочие люди", Мытарь же искренне сокрушается о своих грехах (Лук. 18, 10-14).

Притча о работниках "последнего часа", уравненных в плате хозяином виноградника с работавшими весь день, что и вызвало ропот последних, имеет в виду Царствие Небесное, равно принадлежащее всем, рано или поздно вступившим на праведный путь (Матф. 20, 1-16). Ропот работников, по мнению Федорова, свидетельствует о низком, "юридическом" уровне их сознания, в которое еше не вмещается новая евангельская нравственность, идея всеобщего спасения.

С. 97. * Проповедь "Аще кто благочестив", выражающая надежду на прощение всех, вне зависимости от суммы заслуг ("часа" вступления на путь спасения) принадлежит Иоанну Златоусту (347-407), церковному оратору, автору более 800 проповедей, настоящей энциклопедии христианского нравоучения. Известен как обличитель роскоши и суеверности богатых сословий, защитник угнетенных.

С. 102. * Федоров цитирует статью русского зоолога второй половины XIX в. В.А. Фауссека "Паразитизм личинок Anodonta" ("Записки Имп. Академии наук, физ-мат. отд.", т.13, N 6, 1903).

С. 103. * Альтруизм. - неологизм, введенный французским философом-позитивистом О.Контом (1798-1857).

С. 106. * Тримурти - индуистская "троица" богов Брахмы, Шивы и Вишну, трех форм проявления верховного божества (ей предшествует ведическая "троица" Агни, Вайю и Сурья. Каждый член тримурти представляет отдельное и самостоятельное мифологическое лицо, олицетворяющее определенный природно-космический процесс: Брахма - это созидание, Шива - разрушение, Вишну - охранение.

С. 118. * "Не кради" - Исх. 20, 15.

С. 120. * Лук. 10, 38-42

С. 124. * Обосновывая возможности "космотеллургической науки и искусства" в деле воскрешения, Федоров ссылается на вывод французского ученого и философа Лапласа (1749-1827) о мировом интегральном уме (см.: Лаплас. Опыт философии теории вероятностей. - М" 1908, С.9).

С. 129. * Слова из последнего монолога Фауста в 5-м действии трагедии Гете.

 

==389

 

С. 130. * "Человек человеку волк" (лат).

С. 132. * Фауст привлекал пристальное внимание Федорова как один из образов мировой литературы, воплотивший тип западного, буржуазно-бюргерского сознания. В своей критике образа Фауста Федоров проницательно выявил ряд черт, связанных с его индивидуализмом, гедонистическим идеалом полноживущей личности, объявшей весь круг земной. Сам тип действия Фауста в конце трагедии - не общий, коллективный, а одинокий, индивидуалистический.

С. 140. * "Я - хлеб живой, сшедший с небес: ядущий хлеб этот будет жить вовек; хлеб же. Который Я дам, есть Плоть моя..." (церковнослав.).

** "Многое и другое сотворил Иисус: но если писать о том подробно, то думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг" (церковнослав.).

*** Крес - летний солнцеворот, Иванов день.

**** Кресение, кресать - в славянских языках означало и высекать огонь из кремня, и воскрешать, оживлять.

***** Парджанья (Парьянья) - в древнеиндейской мифологии бог дождя и погоды, грома и молнии. В его имени тот же корень, что и в других названиях индоевропейских громовержцев (ср. литовское - Перкунас, Перкун, славянское - Перун).

С. 142. * Непреоборимая Стена - выражение из тропаря канона молебного о Пресвятой Богородице. Взбранная Воевода-Сво6одительница –несколько видоизмененное начало акафиста Пресвятой Богородице.

С. 143. * Федоров имеет в виду выдвинутую в конце 60-х годов XIX в. теорию культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского, по аналогии распространявшую на историю концепцию замкнутых типов биологического развития французского натуралиста Ж. Кювье (1773-1838), а также различные вариации социал-дарвинизма, переносившие на человеческое общество дарвиновскую теорию борьбы за существование и селекции.

С. 144. * Джемшид - царь начальных времен мира, упоминаемый в "Авесте".

** Турин и Иран - два важнейших историософских понятия у Федорова. Тураном с давних пор называлась обширная часть евразийского материка, занятая в основном пустынями и степями и населенная воинственными кочевыми тюркскими племенами. Само слово "Иран", Эран" означало первоначально страну арийцев в противоположность "Анерану", стране неарийцев (позднее Туран). В отличие от пустынно-смертоносного Турана древний Иран, создавший "Авесту", где выражена вера в конечное торжество сил добра и преображения мира, для Федорова символ победы Жизни. Примирение Ирана и Турана возможно, по его мысли, в "общем

деле" регуляции природных стихий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: