Горизонтальное положение

И ВЕРТИКАЛЬНОЕ - СМЕРТЬ И ЖИЗНЬ

 

В первом издании статья входила во второй том "философии общего дела". Точное время ее написания неизвестно. Очевидно, относится к 90-м годам. Важность этой статьи для последовательного логического усвоения системы мышления Федорова побуждает поместить ее в начале издания. Ее можно рассматривать как отправной момент философской антропологии мыслителя. Работа интересна и как пример единой дедукции всех основных человеческих "качеств", представлений и понятий: верха и низа, части и целого, умственных ассоциаций, памяти, начала нравственности, совести, вплоть до рождения слова и искусства из акта вертикального "востания" человека и тесно с ним связанного, по Федорову, сознания смертности. (Кстати, "востание" - в смысле принятия человеком вертикального положения Федоров пишет с одним "с", чтобы отличить его от "восстания" как возмущения, бунта.)

С. 14. * Гадес - букв. "невидимый" или "делающий невидимыми", уничтожающий людей (греч.); одно их наименование бога смерти и подземного царства Плутона.

С. 15. * Франсуа Бланшар (1738-1809) - один из первых воздухоплавателей-аэронавтов. В 1785 г. перелетел из Дувра в Кале. Впервые в мире использовал парашют, совершил рекордное для своего времени число полетов на управляемом аэростате (воздушном шаре). Погиб во время одного

==384

 

 

из полетов. Шарль - французский физик (1746-1823), изобретатель своего типа воздушного шара ("шарльера"), совершил ряд воздушных путешествий на нем, в том числе над Альпами. "Мифические предшественники" - Дедал и Икар. Спасаясь с острова Крит от царя Миноса, Дедал соорудил для себя и сына скрепленные воском крылья. Икар погиб, не послушавшись отца: поднялся слишком близко к солнцу, которое растопило воск.

** Федоров полемизирует с идеями Канта об априорности пространства и времени, изложенными им в "Критике чистого разума" (в разделе "Трансцендентальная эстетика").

С. 16. * Федоров имеет в виду кантовские положения "о паралогизмах чистого разума" и конкретно его "Опровержение мендельсоновского дока-зательства постоянства души" в "Критике чистого разума". Для Федорова

окончательное разрешение всех спорных теоретических вопросов может дать только практика, полное овладение еще не познанными силами мира.

С. 24. * "Религиозное животное" (лат.).

 

ВОПРОС О БРАТСТВЕ, ИЛИ РОДСТВЕ, О ПРИ-

ЧИНАХ НЕВРАТСКОГО, НЕРОДСТВЕННОГО, Т.Е.

НЕМИРНОГО, СОСТОЯНИЯ МИРА И О СРЕДСТ-

ВАХ К ВОССТАНОВЛЕНИЮ РОДСТВА

 

Записка от неученых к ученым, духовным и свет-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: