Проблема пред- и вненаучного познания

В истории формирования развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова.

Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте. Человек стремился построить модели таких изменений с тем, чтобы предвидеть результаты практического действия. Первой и необходимой предпосылкой для этого было изучение вещей, их свойств и отношений, выделенных практикой. Эти вещи, свойства и отношения фиксировались в познании в форме идеальных объектов. Соединяя идеальные объекты с соответствующими операциями их преобразования, ранняя наука строила таким путем схему тех изменений предметов, которые могли быть осуществлены в производстве данной эпохи.

Чем выше роль науки в жизни общества, тем меньше внимания получает так называемое вненаучное познание. В «зеркале» вненаучных форм познания (религиозное, политическое, эстетическое и т.д.) мир отражается далеко не так, как с позиции науки. Налицо две проекции действительности. И каждая из них необходима людям на своем месте и в свое время, а посему нужно вести речь не о противопоставлении научного и вненаучного познания, а об их дополнительности с учетом принципа конкретности познания.

Проблема разных видов познания заключается в том, чтобы выявить поле возможностей каждой формы в контексте структуры общественного сознания, помня, что в каждую историческую эпоху общественное сознание имело свою организационную структуру.

Общее и особенное в характеристике научного и вненаучного познания:

1. все формы освоения мира обусловлены единым гносеологическим отношением в системе «субъект-объект», но каждая имеет свой предмет отражения, свои формы и способы познания.

2. все формы освоения мира ориентированы на получение знания, обеспечивающего функционирование системы «природа-общество-человек».

3. результаты вненаучного и научного познания обеспечиваются на базе единства чувственных, рациональных и иррациональных структур

4. вненаучное и научное познание различаются по методологии.

Научное ориентировано на чувственный и рациональный уровень освоения объективной реальности. Вненаучное познание включает не только объективную, но и субъективную, и трансцендентную реальность, не имеющую ни протяженности, ни длительности, не фиксируемую ни чувствами, ни логикой рассудка.

5. Научное познание «работает» на общество, вненаучное — замыкается на сущностные силы человека

6. результаты вненаучного и научного познания равнозначимы для человека.

27. Специфика социального познания, еѐ проявление в юридических науках.

Специфика этого вида познания заключается в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Другими словами, в отличие от других наук в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект.

Специфика познания социальных явлений связывается со следующими моментами.

1) Общество выступает одновременно и субъектом, и объектом познания. Таким образом, социальное познание выступает как самопознание.

2) Социальное познание имеет дело не с абстрактными изолированными объектами, но с системой взаимосвязей и отношений, без которой представить себе какой - либо предмет исследования невозможно.

3) Социальная жизнь весьма подвижна и изменчива, поэтому законы, действующие в обществе, имеют характер тенденций, а не жестко детерминированных зависимостей.

4) Особенность объекта социального знания – его историчность, поскольку и общество, и личность, и формы их взаимодействия динамичны, а не статичны.

5) В общественной жизни явления не совпадают с сущностью в значительно большей мере, чем это наблюдается в природе.

6) В познании социальной жизни использование математических и подобных им жестких познавательных процедур возможно лишь в достаточно ограниченных пределах, а иногда и невозможно.





Подборка статей по вашей теме: