Онтология как учение о бытии. Категория бытия в истории философской мысли

Онтология – этоучениеобытиивцелом, овсеобщихформахизакономерностяхбытия.

Представленияомиревцеломначалискладыватьсявглубокойдревностиипрошливсвоемразвитиирядэтапов. Онтологиякаждойэпохиимеетсвоюспецифику, определяемуюуровнемразвитияпроизводства, науки, духовнойкультурыидр. факторами. Висторииразвитиячеловеческоймыслиможновыделитьнесколькоосновныхвидовонтологии: мифологическую, религиозную, философскую, научную.

Мифологическая онтология представляетсобойпервуюпопыткучеловекаобъяснитьпроисхождениеиустройствомира, определитьместочеловекавнем. Мифологическая картина мира отличаетсясинкретизмом: здесьсочетаютсяреальностьифантазия, зачаткизнанийирелигиозныхверований, нравственныенормыиэстетическиепредставления. Вмифахвыражаласьидеяединствамира, неразделенностичеловекаиприроды.

Особенностью религиозной онтологии являетсято, чтомирраздваиваетсяназемной, естественныйинебесный, сверхъестественный. Религиозная картина мира отличаетсяверойвсуществованиесверхъестественныхсил, которыеиграютглавенствующуюрольвмирозданииижизнилюдей. Мифологическиеирелигиозныепредставленияомире, освязяхизакономерностяхбытиявыражаютсявэмоционально-образнойформе.

Философская онтология отличаетсяотмифологическойирелигиознойрациональнымобъяснениеммира. Этоучениеонаиболееобщихзакономерностяхсуществованияиразвитияприроды, обществаичеловека, котороерассматриваетмирчерездиалектикуединичногоиобщего, преходящегоивечного.

Бытие – основополагающаяфилософскаякатегория, отражающаяединствомираицелостностьегосуществования. Бытие – предельноширокоепообъемупонятие, охватывающеевсесуществующее. Понятиеобытииосновываетсянапризнанииобъективногосуществованиячеловека, окружающихеговещей, природныхявлений, миравцелом. Приэтомсуществованиемобладаетнетолькочувственновоспринимаемыймир, ноимирдуховныхявлений: мысли, чувства, переживания, идеи, фантазии, сны. Отдельныепредметыиявлениявозникаютиисчезают, амирпродолжаетсуществовать.

Проблемабытиясдревнейшихвременсталацентральнойфилософскойпроблемой. Ужев древнеиндийском сборникетекстов «Ригведа» говоритсяобытии, возникающемиз «потенциальногобытия».

В Средниевека проблемабытиясводиласькдоказательствусуществованияБогаивыяснениюсоотношенияБогаимира.

В эпохуВозрождения иособеннов Новоевремя бытиеначинаетосмысливатьсякакнечтовещественное, телесное, какобъективнаяреальность.

В философскихученияхХХв. вниманиеакцентируетсянабытиикакчеловеческомсуществовании.

Современнаяматериалистическаяфилософия рассматривает «небытие» толькокакабстрактнуюкатегорию, противоположнуюкатегории «бытие». 25. Философское понятие материи, движения, пространства и времени. Понятие "материя" являетсяоднойизнаиболеефундаментальныхфилософскихкатегорий. ОновстречаетсявпервыевфилософииПлатона. Аристотельтрактовалеекакчистуювозможность, вместилищеформ. Р. Декартглавнымееатрибутоминеотъемлемымсвойствомсчиталпротяженность. Г.В. Лейбницдоказывал, чтопротяженностьестьтольковторостепенныйпризнакматерии, вытекающийизглавного - силы. Механическоемировоззрениеустраниловсеатрибутыматерии, кромемассы. Оновыводиловсеявленияиздвиженияиполагало, чтодвижениенеможетсвершатьсябездвигающегося, апоследнееиестьматерия.Наконец, энергетическоемировоззрениеобъясняетвсеявленияизпонятияэнергии, совершеннообходясьбезпонятиявещества. Вновейшейфизике "материя" - обозначениенекоторойособойточкиполя. Вматериалистическойфилософии "материя" являетсякраеугольнымпонятием; вразныхшколахматериализмаонапринимаетразличныезначения.

Понятие движения. Движение – этоспособсуществованияматерии, еевсеобщийатрибут. Всамомобщемвидеподдвижениемпонимаютвсякоеизменение. Движение – этоиобменвеществвклеткахорганизма, ивзаимноепревращениеэлементарныхчастиц, ирасширениефизическогомира, иобмендеятельностьюмеждулюдьми, имышление.Основнымисвойствамидвиженияявляютсяединствоизменчивостииустойчивости, прерывностиинепрерывности, абсолютностииотносительности.Любойобъектматериисуществуетблагодарятому, чтовнемвоспроизводятсяопределенныетипыдвижения. Приихуничтоженииобъектпрекращаетсвоесуществование, переходитвдругиеобъекты, характеризующиеся, всвоюочередь, определеннымнаборомтиповиформдвижения.

Втожевремяобыденноесознаниепротивопоставляетдвижениепокою. Однакопредметы, которыемыназываемпокоящимися, насамомделенаходятсявсостояниидвижения.

Так, нашдомпокоитсяотносительноповерхностиЗемли, ноонвращаетсявместесЗемлейвпространствеотносительноСолнца. ВместесЗемлейиСолнцемонвращаетсявокругцентранашейГалактики.

Пространство и время. Пространство – этофилософскаякатегория, котораяхарактеризуетпротяженность, структурность, сосуществованиеивзаимодействиеэлементоввовсехматериальныхсистемах. Время – этофилософскаякатегория, выражающаядлительностьсуществованияразличныхформбытия,

последовательностьсменысостоянийвизменениииразвитииматериальныхсистем. В истории философии и науки сформировались две основные концепции пространства и времени: 1) субстанциальная и 2) реляционная. Согласносубстанциальнойконцепции, пространствоивремяпредставляютсобойособыесамостоятельныесущности, независимыевсвоемсуществованииотмиравещей (Демокрит, Ньютон). Вэтойконцепциипространство – этоогромноевместилищевещейиявлений. Иеслимирвдругисчезнет, тоотнегоостанетсявсе-такинекийпустой «ящик» – абсолютное, «чистое» пространство. Времяжевэтойконцепции – непрерывная, «чистая» длительность. Времятечеткакбысамопосебе, внесвязисматериальнымиявлениями. ВотличиеотНьютона, Лейбницрассматриваетпространствоивремянекакособыесубстанциальныесущности, акакформысуществованияматерии. Этаконцепцияполучиланазваниереляционной (отлат. «релятивус» – относительный). ИдеяееужесодержаласьвовзглядахАристотеля. Врамкахреляционнойконцепциипространствоивремясвязанысосвойствамисамихобъектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: