Онтология – этоучениеобытиивцелом, овсеобщихформахизакономерностяхбытия.
Представленияомиревцеломначалискладыватьсявглубокойдревностиипрошливсвоемразвитиирядэтапов. Онтологиякаждойэпохиимеетсвоюспецифику, определяемуюуровнемразвитияпроизводства, науки, духовнойкультурыидр. факторами. Висторииразвитиячеловеческоймыслиможновыделитьнесколькоосновныхвидовонтологии: мифологическую, религиозную, философскую, научную.
Мифологическая онтология представляетсобойпервуюпопыткучеловекаобъяснитьпроисхождениеиустройствомира, определитьместочеловекавнем. Мифологическая картина мира отличаетсясинкретизмом: здесьсочетаютсяреальностьифантазия, зачаткизнанийирелигиозныхверований, нравственныенормыиэстетическиепредставления. Вмифахвыражаласьидеяединствамира, неразделенностичеловекаиприроды.
Особенностью религиозной онтологии являетсято, чтомирраздваиваетсяназемной, естественныйинебесный, сверхъестественный. Религиозная картина мира отличаетсяверойвсуществованиесверхъестественныхсил, которыеиграютглавенствующуюрольвмирозданииижизнилюдей. Мифологическиеирелигиозныепредставленияомире, освязяхизакономерностяхбытиявыражаютсявэмоционально-образнойформе.
Философская онтология отличаетсяотмифологическойирелигиознойрациональнымобъяснениеммира. Этоучениеонаиболееобщихзакономерностяхсуществованияиразвитияприроды, обществаичеловека, котороерассматриваетмирчерездиалектикуединичногоиобщего, преходящегоивечного.
Бытие – основополагающаяфилософскаякатегория, отражающаяединствомираицелостностьегосуществования. Бытие – предельноширокоепообъемупонятие, охватывающеевсесуществующее. Понятиеобытииосновываетсянапризнанииобъективногосуществованиячеловека, окружающихеговещей, природныхявлений, миравцелом. Приэтомсуществованиемобладаетнетолькочувственновоспринимаемыймир, ноимирдуховныхявлений: мысли, чувства, переживания, идеи, фантазии, сны. Отдельныепредметыиявлениявозникаютиисчезают, амирпродолжаетсуществовать.
Проблемабытиясдревнейшихвременсталацентральнойфилософскойпроблемой. Ужев древнеиндийском сборникетекстов «Ригведа» говоритсяобытии, возникающемиз «потенциальногобытия».
В Средниевека проблемабытиясводиласькдоказательствусуществованияБогаивыяснениюсоотношенияБогаимира.
В эпохуВозрождения иособеннов Новоевремя бытиеначинаетосмысливатьсякакнечтовещественное, телесное, какобъективнаяреальность.
В философскихученияхХХв. вниманиеакцентируетсянабытиикакчеловеческомсуществовании.
Современнаяматериалистическаяфилософия рассматривает «небытие» толькокакабстрактнуюкатегорию, противоположнуюкатегории «бытие». 25. Философское понятие материи, движения, пространства и времени. Понятие "материя" являетсяоднойизнаиболеефундаментальныхфилософскихкатегорий. ОновстречаетсявпервыевфилософииПлатона. Аристотельтрактовалеекакчистуювозможность, вместилищеформ. Р. Декартглавнымееатрибутоминеотъемлемымсвойствомсчиталпротяженность. Г.В. Лейбницдоказывал, чтопротяженностьестьтольковторостепенныйпризнакматерии, вытекающийизглавного - силы. Механическоемировоззрениеустраниловсеатрибутыматерии, кромемассы. Оновыводиловсеявленияиздвиженияиполагало, чтодвижениенеможетсвершатьсябездвигающегося, апоследнееиестьматерия.Наконец, энергетическоемировоззрениеобъясняетвсеявленияизпонятияэнергии, совершеннообходясьбезпонятиявещества. Вновейшейфизике "материя" - обозначениенекоторойособойточкиполя. Вматериалистическойфилософии "материя" являетсякраеугольнымпонятием; вразныхшколахматериализмаонапринимаетразличныезначения.
Понятие движения. Движение – этоспособсуществованияматерии, еевсеобщийатрибут. Всамомобщемвидеподдвижениемпонимаютвсякоеизменение. Движение – этоиобменвеществвклеткахорганизма, ивзаимноепревращениеэлементарныхчастиц, ирасширениефизическогомира, иобмендеятельностьюмеждулюдьми, имышление.Основнымисвойствамидвиженияявляютсяединствоизменчивостииустойчивости, прерывностиинепрерывности, абсолютностииотносительности.Любойобъектматериисуществуетблагодарятому, чтовнемвоспроизводятсяопределенныетипыдвижения. Приихуничтоженииобъектпрекращаетсвоесуществование, переходитвдругиеобъекты, характеризующиеся, всвоюочередь, определеннымнаборомтиповиформдвижения.
Втожевремяобыденноесознаниепротивопоставляетдвижениепокою. Однакопредметы, которыемыназываемпокоящимися, насамомделенаходятсявсостояниидвижения.
Так, нашдомпокоитсяотносительноповерхностиЗемли, ноонвращаетсявместесЗемлейвпространствеотносительноСолнца. ВместесЗемлейиСолнцемонвращаетсявокругцентранашейГалактики.
Пространство и время. Пространство – этофилософскаякатегория, котораяхарактеризуетпротяженность, структурность, сосуществованиеивзаимодействиеэлементоввовсехматериальныхсистемах. Время – этофилософскаякатегория, выражающаядлительностьсуществованияразличныхформбытия,
последовательностьсменысостоянийвизменениииразвитииматериальныхсистем. В истории философии и науки сформировались две основные концепции пространства и времени: 1) субстанциальная и 2) реляционная. Согласносубстанциальнойконцепции, пространствоивремяпредставляютсобойособыесамостоятельныесущности, независимыевсвоемсуществованииотмиравещей (Демокрит, Ньютон). Вэтойконцепциипространство – этоогромноевместилищевещейиявлений. Иеслимирвдругисчезнет, тоотнегоостанетсявсе-такинекийпустой «ящик» – абсолютное, «чистое» пространство. Времяжевэтойконцепции – непрерывная, «чистая» длительность. Времятечеткакбысамопосебе, внесвязисматериальнымиявлениями. ВотличиеотНьютона, Лейбницрассматриваетпространствоивремянекакособыесубстанциальныесущности, акакформысуществованияматерии. Этаконцепцияполучиланазваниереляционной (отлат. «релятивус» – относительный). ИдеяееужесодержаласьвовзглядахАристотеля. Врамкахреляционнойконцепциипространствоивремясвязанысосвойствамисамихобъектов.