Теория познания: гносеология, эпистемология. Познание, его виды, уровни и формы

Гносеологии (отгреч. Гносис - познание), теорияпознания – разделфилософии, исследующийособенностисубъективногоосвоениячеловекомвнешнегомира. Однимизважнейшихположенийгносеологииявляетсято, чтопознаниеестьсложный, противоречивыйпроцесс. Сложностьвтом, чтопознание — этомногостадийный, многоаспектный, детерминированныйразличнымипричинамииусловиями, разворачивающийсявпространствеивовремениакт. Противоречивостьпознанияпроявляетсяужевтом, чтоонопереводитматериальноевсвоюпротивоположность — идеальное. Впроцессеотраженияфизическое (внешниймир, егодействительныесвойстваиотношения) преобразуетсявфизиологическое (работанервнойсистемы, мозга) и, наконец, впсихическое — вфактсознания, мысленныеобразывещей, событий, процессов. Противоречивостьпознанияпроявляетсятакжевспецификеегоформ, вхарактересвязейэтихформмеждусобой. Цельпознания — знания. Онинужныдля: ориентациичеловекавокружающеммире; объясненияипредвидениясобытий; планированияиреализациидеятельности. Знание - средствопреобразованиядействительностииэтосистема. Знаниевозникаетвпроцессепознания, аонсостоитизформ, этапов, уровней. Втеориипознаниявыделяют, какправило, чувственноеирациональноепознание, атакжерассматриваютинтуициюкакособыймоментсвязичувственногоирационального. Историческиначальнаяступеньпознания – чувственноепознание. Чувственное познание осуществляетсяпосредствоморгановчувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него характерны: - непосредственность (прямоевоспроизведениеобъекта); - наглядностьипредметностьвозникающихобразов; - воспроизведениеобъектовнауровнеявления, т.е. ихвнешнихсторонисвойств. Основныеформычувственногоотражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения отражаютотдельныесвойстваистороныобъекта (цвет, запахит.д.) исамипосебенедаютцельнойкартиныобъектапознания. Восприятия - синтезощущений, прикоторомформируетсяцелостныйобразпредметавединствеегосторонисвойств. И, наконец, наглядноевоспроизведениепрошлыхвосприятийспомощьюпамятиивоображениярождаеттакуюформуобраза, как представление.Рациональное познание — болеесложный, присущийчеловекуспособотражениядействительностипосредствоммышления. Мышлениеможетбытьпредставлено тремя основными уровнями, которыесоответствуютвобщемисторииегоразвития: сенсорно-перцептивным; уровнемпредставлений; вербально-логическимуровнем (уровнемпонятийногомышления). Для него характерны: - опоранарезультатычувственногоотражения, опосредованностьчувствами; - абстрактностьиобобщенностьвозникающихобразов; - воспроизведениеобъектовнауровнесущностей, внутреннихзакономерныхсвязейиотношений. Косновнымформамрациональногопознанияможноотнести: понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории. Понятие – логическийобраз, воспроизводящийсущественныесвойстваиотношениявещей. Снегоначинаетсяиимзавершаетсялюбойциклосмыслениядействительности. Возникновениепонятия – этовсегдаскачокотединичногоквсеобщему, отконкретногокабстрактному, отявленияксущности. Суждение – этомысль, связывающаянесколькопонятийиблагодаряэтомуотражающаяотношениямеждуразличнымивещамииихсвойствами. Спомощьюсужденийстроятсяопределениянауки, всеееутвержденияиотрицания. Умозаключение представляетсобойвыводизнесколькихвзаимосвязанныхсужденийновогосуждения, новогоутвержденияилиотрицания, новогоопределениянауки. Спомощьюпонятий, сужденийиумозаключенийвыдвигаютсяиобосновываютсягипотезы, формулируютсязаконы, строятсяцелостныетеории – наиболееразвитыеиглубокиелогическиеобразыдействительности. Иещеодноважноеположение, котороежелательносформулироватьприхарактеристикерациональногопознания. Необходиморазличатьпонятия “мышление” и “интеллект”. Интеллект следуетрассматриватькакинтегральнуюивысокодифференцированнуюспособностькмышлению, какуниверсальнуютренированностьмозга. Этосвоегородадуховныйпотенциалличности, гдефункциональноераскрытиепорождаетвсебогатствооттенковиформчеловеческогомышления. Под мышлением (умственнойактивностью), напротив, понимаетсятаконкретнаядеятельность, котораяпроизводитсяносителеминтеллекта. Чувственноеирациональноепознаниекакформынеисчерпываютпроцесспознания. Познаниеосуществляетсяиспомощьюинтуиции, наприродекоторойиеепознавательныхвозможностяхследуетостановитьсяподробнее. Интуиция — (пристальносмотрю) определяетсякакспособностьпостиженияистиныпутемееусмотрениябезобоснованияспомощьюдоказательств. Ещеееопределяюткакчутье, проницательность, непосредственноепознание, основанноенапредшествующемопытеитеоретическихнаучныхзнаниях. Выделениевпознаниичувственногоирациональногопознания, атакжеинтуициивовсенеозначает, чтопроцесспознанияпротекаетименновтакойпоследовательности. Вреальномпознаниивсесосуществуетодномоментно, формыпознаниявреальномпознавательномактенеразделимы. 28. Основные методы научного познания.

Вповышениикачестваиэффективностипознавательнойдеятельностиогромнуюрольиграют методы – своеобразныеорудия, спомощьюкоторыхнаукадобывает, развиваетипроверяетзнания, осуществляетдвижениеотэмпирииктеориииотнеекпрактике. Вполнепонятно, чтоврамкахкаждойнаукиразрабатываютсяисходяизеепредметасвоиметоды. Метод (methodos) – путькчему-либо, путькцели, можноопределитькакпуть, способдеятельности, каксовокупностьприемовпознанияипреобразованиядействительности. Следуетзаметить, чтометод, во-первых, несуществуетвнечеловеческойдеятельности, а во-вторых, содержаниеметоданепроизвольноформируетсясубъектом, аопределяется, вконечномсчете, характеромобъекта, законамиегостроения, функционированияиразвития (объективнаяобусловленностьметода). Исходяизэтого метод – этосовокупностьправил, приемов, способовилежащихвихосновеидейипринципов, обусловленныхобъективнымизаконамиотражаемойдействительности. 


Научноепознаниенеоднородно, внемдостаточночетковыделяютсядвауровня - эмпирический и теоретический. Эмпирическоеисследованиебазируетсянанепосредственномпрактическомвзаимодействииисследователясизучаемымобъектом. Онопредполагаетосуществлениенаблюденийиэкспериментальнуюдеятельность. Поэтомусредстваэмпирическогоуровнянеобходимовключаютвсебяприборыидругиесредствареальногонаблюденияиэксперимента. Втеоретическомжеисследованииотсутствуетнепосредственноепрактическоевзаимодействиесобъектами. Наэтомуровнеобъектможетизучатьсятолькоопосредованно, вмысленномэксперименте, ноневходереальногодействия. Разнятсяэтиуровнинаучногопознанияипопонятийнымсредствам. Смысломэмпирическихтерминовявляютсяособыеабстракции, которыеможнобылобыназватьэмпирическимиобъектами. Эмпирическиеобъекты — этоабстракции, выделяющиевдействительностинекоторыйнаборсвойствиотношений. Идеализированныетеоретическиеобъекты, вотличиеотэмпирических, наделенынетолькотемипризнаками, которыеможнообнаружитьвреальноммире, ноипризнаками, которыхнетниуодногореальногообъекта (конструкцииумаисследователя). Эмпирическийитеоретическийуровнипознанияразличаютсянетолькопосредствам, ноипометодамисследования. Наэмпирическомуровнеприменяютвкачествеосновныхметодовреальныйэкспериментиреальноенаблюдение, эмпирическоеописание. Чтожекасаетсятеоретическогопознания, тоздесьприменяютсяособыеметоды: мысленныйэксперимент; особыеметодыпостроениятеории; методылогическогоиисторическогоисследованияит.д. Эмпирическоепознаниевыявляетявленияиихсвязи; вэтихсвязяхономожетдажеуловитьпроявлениезакона. Новчистомвидеустановлениезакона — этоприоритеттеоретическогопознания. Эмпирическийитеоретическийуровнипознанияотличаютсяпопредмету, средствамиметодамисследования. Однаковыделениеисамостоятельноерассмотрениекаждогоизнихпредставляютсобойабстракцию. Вреальностиэтидваслоявсегдавзаимодействуют. Научноепознаниеначинаетсяснакопленияфактов. Передтемкакдобыватьфактыдлянауки, ученыйопределяет, покрайнеймере, длясебя, какогородафактыонсобираетсянакапливать; изкакойобласти; гдевэтойпоследнейбудетискатьихикакимиспособами; какимисредствамиприэтомбудетпользоватьсяит.п. Вдобываниифактоврешающаярольпринадлежитдвумпротиворечивымспособам - наблюдениюиэксперименту. Наблюдение — этоспособизучениявещей, процессов, прикоторомисследовательневмешиваетсявходихдвиженияиразвития. Вторымспособомнакоплениянаучныхфактовявляется эксперимент, отличающийсяотнаблюденияактивнымвмешательствомученоговисследуемыйобъект. Описание. Описаниефактов — существеннаяфункцияивместестемважнейшийэтапразвитиянаучногопознания. Онисобираютсядлятого, чтобывпоследствииихизучать, исследовать, делатьизнихвыводы. Описаниефактов — ответственнаязадача, посколькуприеерешениичащевозможенсубъективизм, чемприсобираниифактов. Этобылакраткаяхарактеристикаформисредствэмпирическогоуровняпознания. аучноепознаниеэмпирическимуровнемнеисчерпывается. Сердцевинойнаучногопознанияпоправусчитаетсятеоретическийуровень. Цель теоретического познания заключаетсявтом, чтобыоткрытьзакон, закономерностиизучаемогообъекта. Оноорганизовановформенаучногопоиска, которыйсамимеетэтапыформированияиразвития. Научный поиск естьвиднаучногоисследования, направленныйнаполучение, добываниеновыхзнаний: именнонадобывание, аненаперестройкуилисистематизацию. Отдонаучногонаучныйпоиск отличается известными чертами: онцеленаправлен; осуществляетсясиспользованиемнаучныхметодов; ведетсясистематически, анеотслучаякслучаю; ориентированнаоткрытиезаконовдействительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: