Динамический стереотип. Особенности образования

Образование динамического стереотипаЕсли ряд каких-либо внешних раздражений многократно действует на ребенка всегда в одной и той же последовательности, то у него образуется целостная система ответных реакций, т. е. формируется та, что И. П. Павлов назвал динамическим стереотипом.Сущность динамического стереотипа заключается в том, что после неоднократного применения комплекса раздражений, действующих на ребенка всегда в одной и той же последовательности, достаточно предъявить первый раздражитель из этого комплекса, как восстанавливается закрепленная ранее вся система ответных реакций. Формирование стереотипа возможно уже с 4—5 мес. Образование стереотипа значительно облегчает реагирование ребенка на окружающие внешние условия, экономит расходование нервной энергии, так как реакции ребенка в этом случае протекают по проторенному пути. Формирование того или иного умения, навыка происходит значительно быстрее, если порядок следования действий ребенка всегда один и тот же.В естественных условиях при определенном устойчивом порядке жизни ребенка у него создаются стереотипы при кормлении, одевании и др. Например, достаточно только сказать «сейчас пойдем гулять», как дети кончают игру, убирают игрушки, бегут в туалетную, а затем в приемную, где стоят шкафы с одеждой, и начинают одеваться. Надо помнить, что формирование той или иной устойчивой привычки возможно только в том случае, если выполнение того или иного правила поведения взрослые будут требовать независимо от условий, т. е. требовать, например, мыть руки перед едой не только в яслях, но и дома, в гостях, в поезде. У детей могут сложиться различные формы поведения в зависимости от того, присутствует сейчас мать или отец. У разных воспитателей дети часто ведут себя по-разному. Созданные стереотипы трудно изменить — особенно у детей раннего возраста с еще недостаточно развитой условнорефлекторной деятельностью, при относительно слабой подвижности нервных процессов. Далеко не все поведение надо формировать по механизму стереотипа. Неправильно, если, например, та или иная игра проводится длительное время без каких-либо изменений или если речь взрослых при кормлении, одевании состоит всегда из одних и тех же слов, т. е. будет стереотипной. Такая речь мало способствует развитию ребенка.Наряду с формированием устойчивых правил поведения следует уже в раннем возрасте воспитывать у детей способность изменять сложившиеся формы поведения без каких-либо отрицательных состояний.

ДинамическийстереотипВсе сигналы, поступающие из внешней среды, подвергаются анализу и синтезу. Анализ – это дифференцировка, т.е. различение сигналов. Безусловнорефлекторный анализ начинается в самих рецепторах и заканчивается в подкорковых отделах Ц.Н.С. Высший анализ осуществляется К.Б.П. Он происходит за счёт дифферинцеровочного торможения и условного тормоза. Способствует анализу процесс концентрации возбуждения в коре. Синтез – это объединение сигналов и формирование целостного восприятия их группы. Примером простейшего синтеза является выработка условного рефлекса. В результате нее 2 разнородныхстимсула вызывают одинаковую рефлекторную реакцию. Анализ и синтез – взаимосвязанные и одновременно протекающие процессы. В результате синтеза формируется динамический стереотип (ДС). Динамический стереотип – это цепь условнорефлекторных реакций на последовательное воздействие ряда условных и безусловных раздражителей, повторяемых в строго определённой последовательности. После его закрепления, окончание одного рефлекса запускает следующий и т.д. Более того, первый стимул в этом ряду, приобретает свойство запускать всю цепь условных рефлексов. Пример: экспериментальный и естественный ДС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: