Характеристика основных форм бытия и функций науки в жизни современного общества

 

Бытие – всеобщая, универсальная, единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. Аспекты бытия науки: познавательная деятельность (генерация нового знания), социальный институт, особая сфера культуры.

Познавательная деятельность: науку можно подразделить на процесс познания и его результаты (знания). Это есть продолжение обыденного знания, которое опирается на здравый смысл. Наука – процесс получения нового знания об объективном мире через построение теоретических моделей, установление закономерностей явлений. Для познавательной деятельности характерна объективность, предметность нацеленность на открытие новых явлений и процессов в природе. Продуктом Н является не только научное знание, но и рациональный стиль принятия решений.

Научная деятельность имеет строго определенную структуру: субъект исследования, объект и предмет исследования, средства и методы исследования, результаты исследования.

Субъект исследования - это тот, кто исследует. Под субъектом исследования принято понимать не только отдельно взятого ученого, но и научные коллективы, научное сообщество (термин "научное сообщество" ввел Т. Кун).

Объект исследования - это та часть реальности, которая исследуется научным сообществом. Наука стремится познать весь мир в его многообразии, но в реальной практике познания речь может идти об определенной его сфере или срезе. Ученый всегда отдает себе отчет в том, что существует сфера непознанного, которая, как показывает практика научной деятельности, не сужается, а, напротив, расширяется. Образно говоря, чем больше мы знаем, тем глубже проникаем в сферу непознанного.

Предмет познания - это те свойства и закономерности, которые мы изучаем в объекте познания. Поэтому объект познания по своему объему и содержанию шире, чем предмет познания. Можно сказать, что объект познания - это определенная целостность, а предмет познания - часть этой целостности. Существует множество предметов познания по отношению к одному и тому же объекту, например общество как определенная целостность является предметом исследования разных наук - экономических, социальных, политических и т.д. Это приводит к необходимости дифференциации научного знания, к появлению узких специализаций, что вполне обоснованно. Однако на определенных этапах научного познания возникает необходимость синтетических обобщений, интеграции наук, что, несомненно, является прорывом в познании объекта. В этом проявляется одна из закономерностей научной деятельности. Сразу познать объект в его целостности и определенности невозможно, и поэтому его разбивают (мысленно) на части, которые исследуют. Познавая эти части и углубляясь в изучение их природы, ученый сталкивается с необходимостью перейти к познанию целого, что дает качественно новые знания об объекте познания. Современные прорывы в научной деятельности связаны именно с переходом к целостному познанию. Поэтому приоритетными направлениями считаются исследования, проводимые на "стыке" наук. В качестве примеров можно привести такие известные науки, как физическая химия, биохимия, биогеохимия и т.д.

Средства и методы познания - это "инструменты", "орудия" научной деятельности. В производственной деятельности очень многое зависит от инструментов и орудий деятельности, а прорыв в этой сфере ведет к крупнейшим преобразованиям общества. (Про производственные средства труда, предмет труда и орудия труда см. вопрос: наука и техника, их взаимосвязь.) Современное общество немыслимо без информационных технологий, без использования высокоточной техники и т.д. В научной деятельности в свое время изобретение телескопа и микроскопа привело к существенному прорыву. Для современной научной деятельности, включающей в себя эмпирическую и теоретическую составляющие, все более значимыми становятся средства и методы теоретического исследования. Традиционные методы исследования, такие, как наблюдение и измерение, дополняются методами моделирования, позволяющими существенно расширить горизонты познания, включив временную составляющую.

В случае наблюдения исследователь привязан к предмету исследования, моделирование снимает эту ограниченность, позволяя на основе моделей проследить его во времени и пространстве, тем самым получить более полную информацию.

Результатом научной деятельности являются научные факты, эмпирические обобщения, научные гипотезы и теории. Это, можно сказать, продукт научной деятельности.

Научные факты - это выявленные и соответствующим образом выраженные (на основе специализированного научного языка) объективные процессы. Они являются основой для эмпирических обобщений, синтезирующих многочисленные научные факты в определенную систему знания. По мнению академика В.И. Вернадского, научные факты и эмпирические обобщения составляют основу науки, входят в качестве основной части в научный аппарат, а гипотезы и теории являются лишь временными "строительными лесами", которые необходимо вовремя видоизменять в связи с ростом научных фактов и эмпирических обобщений. Реальная практика научного познания свидетельствует об их важности и взаимосвязи. Без "строительных лесов" нельзя построить новое здание науки. К примеру, без новых идей и гипотез нельзя было бы построить основания квантовой механики. Идея кванта М. Планка, постулаты Н. Бора, принципы неопределенности В. Гейзенберга и дополнительности Бора явились теми "строительными лесами", которые и позволили создать квантовую механику.

Возможны три основные модели научной деятельности - эмпиризм, теоретизм, проблематизм, которые выделяют те или иные ее стороны.

Эмпиризм - научная деятельность начинается с получения эмпирических данных о предмете исследования, а далее следует их логико-математическая обработка, которая приводит к индуктивным обобщениям. Этой модели научной деятельности придерживались Ф. Бэкон, Ст. Джевонс, Г. Рейхенбах, Р. Карнап и многие другие ученые. Большинством современных философов науки эта модель научной деятельности отвергнута: она не универсальна, внутренне противоречива.

Теоретизм, являясь прямой противоположностью эмпиризму, считает исходным пунктом научной деятельности некую общую идею, рожденную в недрах научного мышления. Научная деятельность представляется как имманентное конструктивное развертывание того содержания, которое имплицитно заключается в исходной идее. А эмпирический опыт призван быть лишь одним из средств конкретизации исходной теоретической идеи. Такое понимание научной деятельности развивали Р. Декарт, Г. Гегель, А. Уайтхед, а в современных школах философии науки ее представителями являются Дж. Холтон, И. Лакатос и др.

Социальный институт: наука – система взаимосвязей между членами научного сообщества. Ученый вступает в борьбу с познавательной реальностью, коллегами, общественным мнением. От него требуется подтверждение профессионализма. Деятельность ученых стимулируется не только оплатой труда, но и общественными наградами. Выделяют три группы социальных функций науки: культурно-мировоззренческая (предлагаемые наукой ответы на вопросы постепенно стали элементами общего образования); как непосредственная производительная сила (создание каналов для практического использования научных достижений); социальная сила (двигатель НТР).

Сфера культуры: наука – сфера человеческой деятельности, цель которой – познание мира как единой системы на основе экспериментов и рациональных суждений. Условия появления науки: внешние – выделение умственного труда в самостоятельный вид человеческой деятельности; внутренние – накопление эмпирических знаний. Культура – искусственно созданный руками человека мир, особая сфера общественной жизни, в которой наиболее полно реализуется творчество человека (искусство, наука, образование). Наука несет свою мораль, которая ставит следование логике ученых (их исследований) выше ценностей ранее сложившейся культуры.

Также выделяют диахроничный (исторический) и синхроничны й (современный) аспекты бытия науки. Первый включает в себя историческое многообразие форм науки: античную, средневековую европейскую науку, новоевропейскую классическую науку, а также неклассическую и постнеклассическую. Синхроничный аспект проявляется в плюрализме наук: математические, социально-гуманитарные, естественнонаучные, и технические.

Наука как мировоззрение. Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, представлений человека о мире, многообразии явлений этого мира, их месте, взаимодействии, о месте самого человека, его предназначении, нормах поведения, отношениях с другими людьми и с обществом в целом.

Отличии науку как мировоззрения. Во-первых, наука ставит своей целью рациональное и аргументированное объяснение всего миро­здания как самостоятельного феномена, существующего на собствен­ной основе и в соответствии с присущими ему законами. Установка на объяснение природы из нее самой - важнейшая особенность науки как мировоззрения. Отсюда — претензия науки на господствующее положе­ние человека в мире, поскольку только человек способен открыть за­коны природы и использовать их в практической деятельности. Наука рассматривает человека как продукт эволюции природы и поэтому ру­ководствуется по отношению к человеку теми же принципами, что и по отношению к природе (характерный пример - попытки клонирования человека).

Статус науки как мировоззрения определяется также тем, что в про­цессе своего развития наука открывает свойства реальности, имеющие мировоззренческий смысл. Открываемые наукой свойства, описывае­мые в категориях и законах, приобретают универсальное применение для объяснения не только природных явлений. Таковы, например, тео­рия систем, процессы самоорганизации, закономерности протекания которых описывает синергетика. Особый мировоззренческий статус приобрело учение о виртуальных частицах (в Институте философии РФ имеется лаборатория виртуалистики). В XIV веке Дунс Скот ввел поня­тие виртуальной реальности, и спустя почти 600 лет оно стало практи­чески универсальным понятием для характеристики сюжетов фильмов, репортажей СМИ, сновидений, диалога и т. д.

 

Функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное. Напротив, они исторически изменяются и развиваются, представляя собой важную сторону развития самой науки.

3 группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы.Порядок, в котором перечислены эти группы функций, в сущности, отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки.

Мировоззренческая (сюда входит познание мира). Коперниковским переворотом наука впервые оспорила у теологии ее право монопольно определять формирование мировоззрения. Наука смогла стать решающей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т. д. Еще больше времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на эти и другие вопросы стали элементами общего образования. Без этого научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества.

Как непосредственной производительной силы - беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека.

И промышленники, и ученые начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности. Осознание этого резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства. И здесь, как и в культурно-мировоззренческой сфере, наука недолго ограничивалась подчиненной ролью и довольно быстро выявила свой потенциал революционизирующей силы, в корне меняющей облик и характер производства.

В качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития.Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности (экологическую проблематику).Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.). Занятия наукой постепенно становились в глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферой человеческой деятельности.

Управленческая (зная законы развития мира мы можем управлять собственной деятельностью для получения тех или иных результатов).

Культурологическая (наука способна формировать не только отношение человека к природе но, на основе новых знаний о самом человеке, отношения между людьми в обществе).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: