Философия науки логического позитивизма

Неопозитивизм — наиболее влиятельное учение современной за­падной философии, т.к. обратился к разрешению многих теоретических и методологических проблем философии и науки XX века. Первоначально идеи была в деятельно­сти Венского кружка, созданного на кафедре натуральной философии Венского университета, которую возглавлял Э. Мах. Интерес со­средоточивается на философско-методологических проблемах: структура науки и строение научного знания: отношение между на­учными высказываниями на эмпирическом и теоретическом уровнях; специфика науки и научных высказываний; критерии и возможности определения научности понятий и суждений, демаркация науки и ненауки. Основная задача представителей Венского кружка состояла в поиске критериев достоверности знания и базисных оснований на­учного познания. Между сторонниками неопозитивизма и представителями аналитической философии (Дж. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн) много общего. Представители аналитической философии рассматри­вали структуру научного знания как тождественную со структурой классической экстенсиональной логики - базисное основание знания представляют атомарные предложения, которые, соединяясь, образуют молекулярные предложения со все более сложной структурой. Основатели аналитической философии - Б. Расссл и Дж. Э. Мур. Рассел создал развернутую теорию ло­гического анализа как метода перевода знания на более точный язык и распространил метод логического анализа на теорию познания и на решение философских проблем. Под влиянием идей Рассела находил­ся в первый период своего творчества Л. Витгенштейн. Ему принадле­жит мысль, что границы языка совпадают с границами мира. Поэтому логическая структура языка создает основу для обозначения фактов. Все, что находится за пределами фактов, невыразимо и бессмысленно. Таковы, по мнению Витгенштейна, религиозные, эстетические, фило­софские предложения. Осмысленны предложения, под­тверждаемые показаниями органов чувств. Не проверяемы органами чувств бессмысленны. Второй период творчества Витгенштейна - отказ от концепции априорной природы языка. Пересмотреть референциальную (предметное значение знака) теорию значения теорией значения как употребле­ния слов в рамках «языковой игры». Языковая игра-контекстуальное значение знака. Слово имеет значе­ние лишь в контексте его употребления. Теория Витгенштейна — один из источников лингвистической фило­софии, проясняющей естественное словоупотребле­ние.

Неопозитивизм в качестве атомарных единиц познавательного процесса считает факты, установ­ленные в чувственном восприятии, поскольку весь позитивизм строится на признании тождества ощущений и реальности: то, что дано в чувственном восприятии, до­стоверно.

Р. Карнап: абсолютный предел логического анализа — это эмпирическое знание, поскольку «чистый» опыт и аб­солютно неопровержимый базис знания составляет класс элементар­ных протокольных предложений, описывающих результаты опыта. Сводимость к протокольным предложениям - главный крите­рий истинности и осмысленности всех других предложений науки. Высказывание имеет значение, если оно может быть верифицировано, т. е. сведено к протокольным предложениям. Высказывания, кото­рые не могут быть верифицированы, должны быть устранены из нау­ки как бессмысленные. В дальнейшем Р. Карнап попытался смягчить эти жесткие требования путем введения правил соответствия - может быть установлена связь теоретических терминов и терминов наблюдения. Карнап ставил целью выявить един­ство знания, обусловленного эмпирической однородностью языка всех наук.

Неопозитивизм - осво­бодить науку от влияний «метафизики», т. е. он­тологии и философии в целом. Не просто отвергает философию, но подвергает критике философские высказывания, как бессмысленные. Философия — не наука и не может быть наукой. Все необходимое знание о мире возможно лишь в рамках частных наук, философия не может ничего добавить. Философия рассматривает вопросы миропонимания и вы­полняет особые функции в культуре, не осуществляемые специальным научным знанием. Для современной науки актуально не миропонимание, а его отражение в языке. Философия при­звана осуществлять анализ знаково-символических средств науки, подлинное предназначение философии - логический ана­лиз языка науки. Философия объясняет утверждения, наука их проверя­ет. Философия имеет дело не только со значениями слов, но и с формальными правилами их использования. Обращение к проблеме языка науки — реакция на реальные запросы современного теорети­ческого познания. Каковы возможности языка в выражении знания? Позитивисты опираются на утверждение Витгенштейна об изоморфности языка и окружающего нас мира. Все, что устанавливается эмпирически и выражается в про­токольных атомарных предложениях, достоверно и составляет эмпи­рический базис науки, так как все подлинно научное знание можно свести к чувственным данным. Разрабатывали процедуры верификации, которая предполагает редукцию к фактам, факти­чески же — к предложениям описывающим факты. Эти предложения, содержащиеся в протоколах научных экспериментов (протокольные предложения) не фактически первичные, а логически пер­вичные. Но невозможность существования неинерпретированных фактов делает невозможным и переход от чувственных данных к протокольным предложениям.

2 типа эмпирических предложений: непосредственные высказывания о фактах (атомарные протоколь­ные предложения) и предложения, являющиеся следствием элемен­тарных. Теоретический уровень научного познания формируется на основе индуктивных обобщений и гипотетических предположений. Проверка теоретических знаний осуществляется по принципу вери­фикации: следствия, выводимые общих теоретических положений, проверяются экспериментально, и если предсказания истинны, то ис­тинна и теория. Т.е., логический вывод имеет вероятностный характер и требует максимального количества подтверждающих фактов. Прин­цип верификации требует, чтобы теоретические положения подтверж­дались фактами. Но факты также имеют разную степень достоверно­сти и не могут быть надежной гарантией истинности знаний. Т.е., принцип верификации не является универсальным. Мы не можем верифи­цировать понятие виртуальной частицы, состояние нашей галактики в прошлом и будущем. Но самое главное — ни одно общее суждение не может считаться истинным, поскольку для его проверки необходима полная индукция, т. е. бесконечное число фактов. Поскольку пробле­мы и противоречия, возникшие в процессе обсуждения его постулатов и требований, не были устранены и не могли быть решены, неопо­зитивизм уступил место новым концепциям, лучше согласующимся с логикой и ростом научного знания.

Логический позитивизм (неопозитивизм): В 20 годах 20 века эмпириокритицизм сменяется неопозитивизмом. Шлик (Венский кружок), Нейрат, Карнап (Австрия), Рейхенбах (Германия), Айер (Англия), Айдукевич, Тарский, позднее США.

Возникновением во многом обязана австрийскому философу и логику Л. Ввитгенштейну и Б. Расселу.

Идеи логического анализа: в 20 годы 20 века в связи с исследованиями в области математической логики, Рассела начинает интересовать разработка аналитического метода для решения ф проблем. Рассел пришел к выводу, что наличие в ф множества нерешенных проблем, проистекает в результате неточного использования ф языка. Именно эта неточность причина трудностей с определением наиболее широких ф понятий, таких, например, как "реальность", существование и тд, что привело к появлению большого количества метафизических спекуляций. Согласно Расселу любая теоретически и научно разработанная ф проблема - это задача формально-логическая.

Теория логического атомизма Рассела-Витгенштейна: Все предложения могут быть сведены либо к элементарным (атомарным), либо к сложным (молекулярным). Элементарные - неразложимые атомы языка. В элементарном утверждается принадлежность объекту определенного свойства или выражено отношение данного объекта к другому. Из элементарного предложения не может следовать никакое другое логически независимо. Сложные предложения образуются при помощи логических связок, а так де путем введения кванторов общности или существования. Их не интересует смысл, входящих в него простых предложений, поэтому связь этих предложений - это нечто внешнее, а не внутренне необходимое. Истинность сложных предложений - функция истинности входящих в него элементарных.

Гносеологические принципы логического позитивизма: Всякое знание - знание о том, что дано человеку в чувственном восприятии. То, что дано в чувственном восприятии мы можем знать с абсолютной достоверностью (протокольные предложения). Все функции знания сводятся к описанию. Отрицание традиционной ф.

Модель н и научного процесса: деятельность ученного сводится к: установлению новых протокольных предложений; изобретению способов их объединения и обобщения. Кумулятивная модель развития науки.

Проблемы концепции: Эмпирического базиса - язык науки не может быть сведен только к описательным терминам, должны быть и теоретические. Интерсубъективность протокольного языка. Неясность понятия "наблюдаемости". Критерии демаркации - отделение н и не-науки. Проблема смысла - смысл законов логики, если они не дают новых знаний. Роль теоретических терминов (причина, масса, движение).

Разграничение науки и Ф. единственно возможный способ познания – специальнонаучный. Проблемы Ф бессмыслены, т.к. формируются при помощи псевдопонятий, которые не поддаются верификации – проверке чувственным опытом. Неподтверждаемое: законы науки, высказывания о прошлом и будущем. Далее закон верифицируемости – частичная эмпирическая проверка. Предмет Ф – анализ языка – это логический эмпиризм. Рассел: в Ф много неразрешенных проблем, т.к. она использует неточный язык. Предмет Ф – логический анализ наук с помощью логически совершенного языка. Первооснова всего – нейтральная материй, не имеющая границ между материальным и идеальным. Не все предметы поддаются верификации, поэтому вводит понятие веры и здравого смысла, которые вместе дают истину. Критикует религию, которая является главным препятствием прогресса.

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: