К. Поппер, представитель постпозитивизма. Поппер создал целостное философское учение, включающее философию мироздания (онтологию), концепцию «открытого общества» и оригинальную методологию научного познания — критический рационализм. Противопоставил свою концепцию логическому позитивизму и феноменологии в трактовке надежности познания и определении критериев такой надежности. Принципу верификации результатов научного познания Поппер противопоставил критерий фальсификации, или принципиальной опровержимости, научных теорий. Разрабатывал концепцию эволюционной эпистемологии - знание и в объективном, и в субъективном смысле формируется в процессе эволюции. Каждая эмердженция (ступень) эволюции проявляется как «гипотеза», жизненность которой зависит от способности адаптации к окружающей среде. Исследования в области проблемы сознания привели Поппера к идее трех миров: мира физического, мира духовного и мира знания, которые не редуцируемы друг к другу, хотя они и связаны между собой генетически.
|
|
Концепция «предрасположенностей» — ненаблюдаемых диспозиционных свойств физического мира, аналогичных ньютоновской силе притяжения или полям сил. Использовалась для объяснения самоактивности сознания и для подтверждения своего индетерминизма. Вселенная представляет собой не каузальную машину, а процесс реализации «весомых диспозиций». Весомые диспозиции находятся в состоянии предвосхищения будущего и в своем устремлении к нему влияют на настоящее.
Демаркация науки и ненауки. Обычное объянение - опора науки на эмпирический метод, т. е. индукцию, которой нет в псевдонауке. Но астрология имеет громадную массу эмпирического материала, опирающегося на наблюдения. Но не астрология привела Поппера к проблеме демаркации, а те теории, которые были весьма популярны в Австрии: это теория относительности Эйнштейна, психоанализ Фрейда, теория истории Маркса. Влияние этих концепций Поппер объяснял тем, что все их поклонники находились под впечатлением их явной объяснительной силы. Говорил: во-первых, легко получить подтверждения, или верификации, почти для каждой теории, если мы их ищем. Подтверждения следует принимать во внимание только, если они результат рискованных предсказаний, а теория, не опровержимая никаким мыслимым событием, является ненаучной.
Индуктивное обобщение, основанное на неполной индукции, не гарантирует достоверности обобщающих положений. Даже если это обобщение постоянно подтверждается опытом, нет гарантии, что оно не будет опровергнуто. Классический пример ≪Все лебеди белые≫.
|
|
Настоящая проверка теории - попыткой ее фальсифицировать, т. е. опровергнуть, и если не удастся, она научна. Некоторые подлинно проверяемые теории после обнаружения их ложность, поддерживаются их сторонниками путем вспомогательных допущений adhoc («для данного случая», т. е. допущения или гипотезы, специально созданные для конкретного случая). Например, в астрологии не обращают внимания на неблагоприятные примеры. Фальсифицируемость концепций, научных (и ненаучных) предположений и критерий научности, и средство демаркации науки и ненауки. Но это не означает, что мы должны отгородиться от мифов, философии или псевдонауки: в них могут быть идеи, весьма плодотворные для научного познания.
Ученый, выдвигая свою гипотезу (теорию) предсказывает следствия, логически вытекающие из нее. Подставляет себя под критику, рискуя быть опровергнутым. Выступает и против индуктивизма, поскольку его логика научного открытия базируется не на фактах, а на теоретических предположениях, следствия из которых проверяются эмпирическим путем. Мы совершаем скачок к теории не от высказываний эмпирического характера, а от проблемной ситуации, возникшей вследствие фальсификации предшествующей теории фактами. Отсюда отрицательное отношение к методу индукции. Попытка оправдать процедуру индукции путем апелляции к опыту ведет к регрессу в бесконечность. Предположение о том, что случаи, с которыми мы еще не встречались в опыте, будут похожи на те, с которыми мы уже встречались, несостоятельно. Сколько бы ни было подтверждений теории либо закона науки, мы не можем быть уверены, что наше знание абсолютно истинно. Вместо индуктивистского подхода методология проб и ошибок — предположений и опровержений. Это метод устранения ложных теорий посредством высказываний наблюдения, и его оправданием является чисто логическое отношение выводимости, которое позволяет нам утверждать ложность универсального высказывания, если мы признали истинность некоторых сингулярных высказываний.
Смог показать значение данной методологии как средства освобождения науки от заблуждений. Но он не смог представить убедительного доказательства того, как происходит развитие научного знания. Истина в его концепции играет только регулятивную роль, но в реальном познании она недостижима: переходя от фальсификации к фальсификации, отбрасывая ложные концепции, наука лишь приближается к постижению истины. В дальнейшем признал возможность постижения истины.
Один из основателей дедуктивно-номологической схемы объяснения - некоторое утверждение считается объясненным, если его можно дедуктивно вывести из совокупности соответствующих законов и граничных условий. Необходимое условие - истинность (подтверждаемость) посылок. Объяснение - сведение известного к неизвестному. Движение одних гипотез к другим гипотезам более высокого уровня, сведение известных фактов к предположениям - таков путь развития науки.
Показывает неразрывную связь теоретического и эмпирического уровней научного познания. Теория не может начинаться с наблюдений, т.к. наблюдение всегда носит избирательный характер. Факт науки, получаемый экспериментально и фиксируемый в языке науки, формируется под влиянием множества факторов. Результат эксперимента обнаруживает свою зависимость от исходных теоретических предпосылок, а также от потребностей, интересов, установок ученого и т.д.
Основанием гносеологии Поппера является реализм - наше знание это знание о реальности, а не об идеях, ощущениях или языке. Развитие знания - выдвижение гипотез и опровержений к постижению все более глубоких структур реальности.
Дескриптивный язык (язык описания) используется, чтобы говорить о мире. Это дает нам новые аргументы в пользу реализма. Когда мы проверяем наше предположение и фальсифицируем его, то мы видим, что существует реальность — то нечто, с чем сталкивается наше предположение. Наши фальсификации указывают пункты, в которых мы соприкасаемся с реальностью.
|
|
Отказывается от поиска абсолютно достоверного критерия истины и абсолютно достоверной основы знания: любое научное знание носит предположительный характер и подвержено ошибкам (принцип фальсификации). Ученый стремится к истинному описанию мира или отдельных его аспектов и к истинному объяснению наблюдаемых фактов. Хотя истина и является целью ученого, он никогда с уверенностью не может знать, истинны ли его достижения, и он способен с достаточной определенностью обосновать иногда лишь ложность своих теорий. Некоторое положение вещей мы можем назвать «реальным» только если описывающее его высказывание истинно. Но серьезная ошибка делать отсюда вывод, что недостоверность теории, т. е. гипотетический, предположительный характер, уменьшает ее претензию на описание чего-то реального.
Прогресс науки состоит в последовательности сменяющих друг друга теорий путем их опровержения и выдвижения новых проблем. Модель развития научного знания: Р1О — ТТ — ЕЕ — Р2О, где Р|О —исходная проблема, ТТ —ее предположительное решение —гипотеза, пробная теория, ЕЕ —устранение ошибок путем критики и экспериментальных проверок и Р2О —новая проблема.
Процесс развития научных знаний – одно из проявлений исторической эволюции. Параллель между биологической эволюцией и ростом научного знания. Изменению биологического организма, его мутациям аналогична научная гипотеза. Каждая такая новая структура — это своеобразная заявка на жизнеспособность. И подобно тому, как мутирующий организм проходит через жесткий естественный отбор, так и гипотеза должна пройти через систему жесткой критики.
Поппер: критический рационализм – наука должна выстраивать свои положения только на основании дедукции. Раграничение научного и ненаучного знания на основании фальсификации, опровергаемости. Развитие любого научного знания – выявление ошибок и их устранение. Рост научного знания – конкурентная борьба, устранение нежизнеспособных теорий. Существует 3 мира: физических объектов, сознания, умопостигаемых сущностей (надчеловеческий), первый и последний не взаимодействуют. Исторический процесс переход от закрытых (авторитарных) обществ, к открытым (демократическим), не должно быть революций, только постепенно. Познавательные усилия человека бессмыслены, развитие науки случайность, не ведет к прогрессу.
|
|