Майкл Полани - концепция личностного знания, о том, что все формы познания обладают общностью, состоящей в неустранимости субъекта из всех возможных процедур и результатов познавательных процессов. Философские представления противостоят позитивизму, критическому рационализму. Критика позитивизма обосновывалась на непризнании эмпирицизма, утверждающего необходимость элиминации (исключения) теоретических терминов из структуры научных теорий, как не имеющих адекватного перевода н языке наблюдения. Критику индуктивизма и кумулятивизма обосновывает тем, что они основываются на логике и принципах научного познания и реконструкции истории науки без выявления личного участия ученого. На этом же основании отвергает идею демаркации между философией и наукой. Труд «На пути к посткритической философии. Личностное знание» направлен на преодоление ошибочного представления о существовании так называемого третьего мира — мира «бессубъектного знания». Не согласен с представлением о возможности логико-рациональной реконструкции познавательного процесса в отвлечении от культурно-исторического контекста, т. е. в отрицании социальной детерминации науки.
Позитивная программа сформулирована в концепции «неявного знания». Оно приобретается в процессе непосредственного общения ученых, практически не выражается в явной форме (в языке науки), поскольку огромная масса знаний, которыми располагает человек, является -«неявной», в значительной мере неосознаваемой, и подспудно влияет на содержание и характер научных установок ученого и на результаты дискуссий, которые ведутся в науке. Концепция получила название посткритического рационализма, противостоящего критическому рационализму Поппера.
Обоснование личностного знания невозможно без выявления влияния социокультурного контекста на формирование личности ученого и, следовательно, на развитие науки.
Раскрывает различие между логической структурой научного знания и его фактическим содержанием. Логическая структура научного знания определяется логикой самого мироздания, исследуемого ученным. Такое знание объективно, поскольку позволяет установить контакт со скрытой реальностью; контакт - условие предвидения неопределенной области неизвестных (и, возможно, до сих пор непредставимых) подлинных сущностей. Термин «личностное знание» хорошо описывает этот своеобразный сплав личного и объективного. В фактическом содержании научного знания отражаются человеческий мир, духовное достояние ученого с пережитым опытом чувственных впечатлений, эстетическими и моральными идеалами, а также со сформированными в определенной традиции познавательными установками. Будучи людьми, ы вынуждены смотреть на Вселенную из центра, что внутри нас, и говорить о ней в терминах человеческого языка, сформированного насущными потребностями общения. Всякая попытка полностью исключить человеческую перспективу из нашей картины мира неминуемо ведет к бессмыслице.
Различает два вида знания: одно концентрируется на понимании предмета как некоторой целостности, которая не зависит от нас и наших потребностей; другое исходит из представления о том, какой цели служит исследуемый объект в составе той целостности, частью которой является сам познающий субъект. Второй вид и есть неявное знание. Но оба вида находятся в отношениях дополнительности. Благодаря тому, что информация, получаемая через органы чувств, значительно богаче той, что проходит через сознание, человек знает больше, чем он может сказать. Любое знание личностно, и любой термин науки нагружен неявным знанием, имеет не только объективное значение, но и личностный смысл. Поэтому познание включает в себя не только логические, но интуитивно-эмоциональные процессы. Личностная причастность познающего субъекта процессу познания осуществляется в порыве страсти. Страстность в науке логически неотъемлемый элемент, она имеет интеллектуальный характер, который свидетельствует о наличии интеллектуальной, и в частности научной ценности.
Идею доверия познающему субъекту, поскольку он располагает не только личным знанием, но и культурным достоянием, которое сформировалось исторически. Приобщение к науке предполагает перестроение личности, готовность мыслить в соответствии с рекомендациями научной элиты. Но прогресс науки в увеличении возможности личного участия в познавательных процессах. Хотя нормальное условие научного роста – это конфликты концепций, мнений, установок, но заблуждение полагать, что это должно заканчиваться победой какого-либо мнения.