Концепция неявного знания М. Полани

 

Майкл Полани - концепция личностного знания, о том, что все формы познания обладают об­щностью, состоящей в неустранимости субъекта из всех возможных процедур и результатов познавательных процессов. Философские представления противостоят позитивизму, критическому рационализму. Критика позитивизма обосновывалась на непризнании эмпирицизма, утверждающего необходи­мость элиминации (исключения) теоретических терминов из структуры научных тео­рий, как не имеющих адекватного перевода н языке наблюдения. Критику индуктивизма и кумулятивизма обосновывает тем, что они основываются на логике и принципах научного познания и реконструкции истории науки без выявления личного участия уче­ного. На этом же основании отвергает идею демаркации между философией и наукой. Труд «На пути к посткритической философии. Личностное знание» направлен на преодоление ошибочного представления о существова­нии так называемого третьего мира — мира «бессубъектного знания». Не согласен с представлением о возможности логико-рациональной реконструкции познавательного процесса в отвлечении от культурно-исторического контекста, т. е. в отрицании социальной детерминации науки.

Позитивная программа сформулирована в концепции «не­явного знания». Оно приобретается в процессе непосредствен­ного общения ученых, практически не выражается в явной форме (в языке науки), поскольку огромная масса знаний, которыми рас­полагает человек, является -«неявной», в значительной мере неосознаваемой, и подспудно влияет на содержание и характер научных уста­новок ученого и на результаты дискуссий, которые ведутся в науке. Концепция получила название посткритического ра­ционализма, противостоящего критическому рационализму Поппера.

Обоснование личностного знания невозможно без выявления влияния социокультурного контекста на формирование личности ученого и, следовательно, на развитие науки.

Раскрывает различие между логической структурой научно­го знания и его фактическим содержанием. Логическая структура на­учного знания определяется логикой самого мироздания, исследуемого ученным. Такое знание объективно, поскольку по­зволяет установить контакт со скрытой реальностью; контакт - условие предвидения неопределенной области неизвест­ных (и, возможно, до сих пор непредставимых) подлинных сущностей. Термин «личностное знание» хорошо описывает этот своеобразный сплав личного и объективного. В фактическом содержании научного знания отража­ются человеческий мир, духовное достояние ученого с пережитым опытом чувственных впечатлений, эстетическими и моральными идеа­лами, а также со сформированными в определенной традиции позна­вательными установками. Будучи людьми, ы вынуждены смотреть на Вселенную из центра, что внутри нас, и говорить о ней в терминах человеческого языка, сформированного насущными потребностями общения. Всякая попытка полностью исключить чело­веческую перспективу из нашей картины мира неминуемо ведет к бес­смыслице.

Различает два вида знания: одно концентрируется на понимании предмета как некоторой целостности, которая не зависит от нас и наших потребностей; другое исходит из представления о том, какой цели служит исследуемый объект в составе той целостно­сти, частью которой является сам познающий субъект. Второй вид и есть неявное знание. Но оба вида находятся в отношениях дополни­тельности. Благодаря тому, что информация, получаемая через органы чувств, значительно богаче той, что проходит через сознание, человек знает больше, чем он может сказать. Любое знание личностно, и любой термин науки нагружен неявным знанием, имеет не только объективное значение, но и личностный смысл. Поэтому познание включает в себя не только логические, но интуитивно-эмоциональные процессы. Личностная причастность познающего субъекта процессу познания осуществляется в порыве страсти. Страстность в науке логически неотъемлемый элемент, она имеет ин­теллектуальный характер, который свидетельствует о наличии интел­лектуальной, и в частности научной ценности.

Идею доверия познающему субъекту, поскольку он располагает не только личным знанием, но и культурным достоянием, которое сформировалось исторически. Приобщение к науке предполагает перестроение личности, готовность мыслить в соответствии с рекомендациями научной элиты. Но прогресс науки в увеличении возможности личного участия в познавательных процессах. Хотя нормальное условие научного роста – это конфликты концепций, мнений, установок, но заблуждение полагать, что это должно заканчиваться победой какого-либо мнения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: