Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке

 

Филосо́фия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. В отличие от конкретных наук философия призвана исследовать всеобщее в историческом процессе. Не ставит задачу отвечать на вопросы о причинах конкретных явлений, но созда­ет методологические основания исторической науки, отвечает на во­прос, как надо подходить к отысканию этих причин. Опирается на собственные мировоззренческие установки и участвует в разработке категориального аппарата социальных и гуманитарных наук. Раскры­вая социальное содержание своих категорий, философия осуществля­ет на этой основе анализ конкретно-исторических процессов. Одна из проблем философии истории - проблема единства исторического про­цесса и определение принципов типологии обществ и периодизации истории. Традиционно обществознание формировалось под влияни­ем разнообразных философских систем, что делало его в значительной степени умозрительным: проецирование основных предельно широ­ких философских категорий бытия, сознания, познания на общество и его историю с необходимостью реализовалось в далеких от обще­ственной жизни спекулятивных конструкциях. Тем не менее, именно философии принадлежит заслуга в систематизации и классификации эмпирического материала обществознания. Задача выявлять фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы. Как интегральная форма научных знаний она опирается на результаты исследований в различных дисциплинах социально-гуманитарного цикла, стремит­ся согласовать свои представления со здравым смыслом и опытом повседневности. Синтезирует конкретно-научные представ­ления об обществе, истории, человеке. Обращается к собственно гуманитарным наукам - психологии, искусствознанию, семиотике, искусству. Заслуга в определении предмета социально-гуманитарного знания и разработке методологии исследования общества и человека. Главное, что объединяет философию и обществознание, — ценностное отношение к миру, поиск смысло­жизненных ориентиров, проблемы свободы и ответственности, нрав­ственного выбора и самореализации человека, специфики и функций культуры. Интегративная и систематизирующая функции филосо­фии получили свое выражение в формировании и оценке общетеоретических подходов, существовавших в контексте разноо­бразных мировоззренческих установок в различные периоды истории культуры.

Интегральный характер науки: главное здесь, что философия как система знаний воспринимает мир в его единстве и целостности, философия как единое целое. Философия – это учение об общем, любой другой предмет будет частным к ней. Философия, вбирая в себя знания экономики и т.д., выступает как единое (интегральное) целое и может затем рассматриваться в рамках любой науки. Сопоставление истории философии и истории естествознания позволяет констатировать, что философия обладает прогностичесими возможностями по отношению к естественнонаучному поиску, заранее вырабатывая необходимые для него категориальные структуры.

Круг проблем менялся. Начальный период древн ф - космоцентризм (греч. — вселенная) — стремление понять мир как целое, его происхож­дение и сущность. Позднее – проблема чел, этики, общ-го устр-ва - антропоцентризм. Религ ф средневековья теоцентрична. В Новое время - про­блемы познания, н-х методов, общ-го устройства. В некот совр-х ф течениях ф-ая пробл-ка сведена к лог-му анализу языка, пон-ю и истолк-ю текстов, структурному анализу ф-х систем.

Функцииции: 1) Мировоззренческая — создать картину мира, отн-е чел-ка к миру конкр-ся в философии как отношение мышл-я к бытию или от философского учения — созн-я к материи, духа к при­роде, идеального к материальному. Это основн вопр ф. Любое ф учение основ-ся на его решении.2) гносеологическая: окр мир в сост покоя или изменяется.3) методологическая: разраб всеобщие, обосновывает частные и общенаучные методы познания.4) интегр-я: опираясь на спец-е науки, обобщая их выводы, объединяет их на основе своих функций, категориального аппарата и методов познания. Распр-ет ее не только на науку, но и на другие области дух-ой культуры, включая все формы общественного сознания: полит-е, правовое, мор-е, эстет-е, религ-е (ате­ист-е).5) Аксиологическая - ори­ентация на определенные ценности.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: