Функции научной картины мира и ее исторические формы

 

Научные КМ – это знания об устройстве мира на определенном этапе исторического развития науки. Определяет характер и направления научной деятельности, исследований (Эйнштейн). Это предельная форма научного знания, средство приращения нового знания.

А) общенаучная КМ – представление о мире при суммировании всего научного знания.

Б) естественнонаучная КМ – объединяет и корректирует КМ частных наук, систематизирует естественные науки, определяет граница этапов развития естественных наук, влияет на философскую КМ и мировоззрение: 1) первая – завершилась геоцентричной системой Птолемея. 2) вторая (17 век) – механическая, Ньютон: бесконечность вселенной, материя может существовать в виде множества космических объектов – центров гравитации. Время и пространство абсолютны, это фон процессов и явлений. 3) третья (19 век). Открытие рентгеновских лучей, электронов. Эйнштейн: время каждого индивидуально, время одного может совпадать с временем другого только если они в состоянии покоя относительно друг друга – теория относительности. Формула E=mc2 связь энергии и массы. Общая теория относительности – искривленность пространства и времени. Квантовая теория.

В) специальная картина мира отдельных наук (дисциплинарная онтология) (например: физический мир, биологический мир). Каждая из специальных картин мира может быть представлена как набор неких теоречиских конструктов, образная модель изучаемой области.

2) с точки зрения историческо-культурологической принадлежности: НКМ в основном выступает как ественно-научная картина мира, поэтому в своей последовательности выглядит следующим образом: механическая картина мира, электродинамическая картина мира, квантовореляционая картина мира, синергетическая картина мира. Первые три основаны на естественно-научной картине мира.

Желание создать интеграционную КМ: физ, био, соц, исторические реальности.

Научная картина мира (НКМ). Термин «НКМ» - научная аб­стракция. Картина в буквальном смысле - чувственный облик предмета. Мир - это некая реальность, охватывающая все мироздание, однако понятие «мир» не существует вне рамок определенных философских и научных идей и концепций, и с изменением названных концепций изменяется и содержание и методологическая роль понятия «мир». В философском смысле это так и есть, но наука имеет своим содержанинем не весь мир, а лишь относительное знание о фрагменте познан­ного мира. В действительности картина мира — это не изображение мира, но мир, теоретически осмысленный.

В самом общем приближении мы устанавливаем в понятии «НКМ», во-первых, мировоззренческий философский смысл, во-вторых, научно-теоретическое представление о мире (или об отдельном фрагмент мироздания). Картина мира, однако, не охватывает все богатство научных знаний, это особый тип научно-теоретического знания, служащая средством систематизации научного знания, полученного на определенном этапе исторического развития науки и практики. НКМ соответствует действительности, но не тождественна ей.

3 основных типа НКМ: а) систематизированное знание, полученное в различных отраслях научного знания и синтезированное в некоторую целостность; б) естественно­научная картина мира и общественно-научная картина мира; в) конкретно-научная картина мира (физическая картина мира, кар­тина исследуемой реальности). Картина мира исследуемой реальности по существу совпадает с теоретическим знанием в той или иной обла­сти науки. Но есть и существенные различия между тео­рией и НКМ. Во-первых, в НКМ есть философская нагруженность категорий науки, которые преобразуются в фундаментальные понятия (взаимодействие, причинность и т. д.) Во-вторых, картина мира не включает процесс получения знания и его аргументации. Картину мира образуют фундаментальные понятия и фундаментальные принципы науки.К числу таких относят принципы глобального эволюционизма, понятия пространства и времени и другие.

Важная проблема - определение места парадигмы. Парадигма дает модель постанов­ки и решения научных проблем и составляет неотъемлемую часть НКМ. Смена парадигм - изменение НКМ.

Определение понятия НКМ предполагает осу­ществление демаркации между философией и НКМ и между наукой и НКМ. НКМ опирается на определенные философские принципы, но не сводится к ним, поскольку является прямым следствием уровня развития науч­ного знания, которое систематизируется как внутри самой науки, так и получает философское осмысление и систематизацию. Это обязывает обратиться к рассмотрению философских оснований науки.

3 функции: 1) систематизируют научные знания, объединяя их в сложные целостности; 2) выступают в качестве исследовательских программ, определяющих стратегию научного познания; 3) обеспечивают объективацию научных знаний, их отнесение к исследуемому объекту и их включение в культуру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: