Проблема возникновения философии. Первые греческие философы о природе

Философия возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т. е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. В основе философ знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т. е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком

Предпосылки и механизмы возник- 3 подхода: мифогенный, гносеогенный и этосогенный. Мифогенная концепция предполагает происхождение философии из мифа как трансформацию образного мышления в понятийное (Гегель); гносеогенная концепция видит в происхождении философии социально-исторически обусловленную попытку дать разумное, более того, научное объяснение явлениям бытия (Маркс); этосогенная (этос — поведение) концепция видит исток философии в самом существе человека: в той мере, в которой он превращается в самого себя, в нем рождается потребность и способность к философствованию (можно отнести уже к Аристотелю).

В проблеме становления философии нельзя упустить и такой важный момент, как социально-исторический контекст. Рождению философии наиболее благоприятствовали условия, сложившиеся в евразийском географическом поясе от Греции до Китая в первую половину первого тысячелетия до нашей эры.

Первый этап истории древнегреческой мысли был связан с учениями натурфилософов, «философов природы» (по-гречески: фюсиологов от фюсис — «природа»). Хронология натурфилософии охватывает период с VII по V вв до н э Всех их объединяла традиция написания трактатов «О природе», они были авторами со-чинений с таким названием и стремились постичь мировой закон Вселенной, всеобщий Логос Универсума (греч логос — «смысл», «слово», «закон»). История их деятельности начинается с легендарного философа и ученого Фалеса из Милета (625–547 гг до н э). Он, в частности, занимался астрономией и установил точную дату солнечного затмения. Философ и математик Пифагор (вторая половина VI в — нач V в до н э), основатель религиозно-философского союза, создал стройную теорию числовой гармонии космических сферꏨ Для него и его последователей Космос обладал особой музыкой, каждой сфере было присуще свое звучание, своя тональность. Другой античный философ Анаксагор (ок 500–428 гг до н э) в ответ на вопрос о том, почему лучше родиться на свет, чем не родиться, говорил: «Родиться лучше, чтобы наблюдать небо и все мироустройство». При этом Космос понимался древнегреческими мыслителями в образе сферы, самой совершенной, по их мнению, геометрической фигуры. Родоначальник философской школы элеатов Парменид (родился ок 544 г до н э) утверждал, что «нельзя бытию незаконченным быть». Бесконечность воспринималась им в качестве принципа неопределенности, в ней отсутствуют четкие пределы и границы, поэтому она непостижима, что не может относиться к гармоничному порядку Универсумаꏨ Если же мир целокупен и замкнут в себе, то нельзя выйти за его пределы, все сущее разворачивается лишь в цикле вечного возвращения, над всем пра-вит неотвратимая судьба. Поэтому древнегреческий натурфилософ Эмпедокл (ок 490 — ок 430 гг до н э) учил, что становление Вселенной идет от Любви к Вражде, затем от Вражды снова к Любви. Т о, древние философы считали, что Космос развивается циклически, в мире все повторяется, уходя и приходя вновь.В небесной сфере все устроено наилучшим образом, отсюда следовало особое чувство соразмерности и красоты, присущее античной культуре. «Все в меру!» —принцип эллинов.Человек должен соблюдать умеренность в своих желаниях и жизненных деянияхꏨ Он должен заботиться о себе, прислушиваться к голосу своего разума и следовать Логосу, единому вселенскому закону. Таково было учение Гераклита (ок 540–480). Он считал, что Логос правит над всем, он вездесущ и всеобъемлющ, все скрепляет и удерживает в едином порядке и гармонии. «мудрость в том, чтобы знать все как одно». И хотя Логос присущ всем, он являет собой и закон Вселенной, и закон государства, но это не означает, что он легко доступен и понятен, напротив, «природа любит скрываться», даже авторитетные люди не всегда способны постичь его суть. Подлинная философия для Гераклита — это есть уединенный путь постижения мировой космической гармонии и единого вселенского Логоса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: