Ответ51 Категорія відображення?

Отражение в марксистско-ленинской философии — всеобщее свойство материи[1], как обладающей «свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения»[2], проявляющееся в способности материальных систем воспроизводить определенность других материальных систем в форме изменения собственной определенности в процессе взаимодействия с ними. Приоритет в использовании категории отражения в диалектическом материализме принадлежит Ленину, хотя сам концепт отражения восходит к французскому материализму XVIII века, один из представителей которого Дени Дидро утверждал: «способность ощущения есть всеобщее свойство материи или продукт ее организованности» [3]. Частными и специфическими формами отражения являются информация, ощущение и сознание.

[править] Эволюция форм отражения

1. Раздражимость — исходная форма отражения, способность к реакции.

2. Чувствительность — способность к ощущению, являющиеся начальной формой психики животных. Чувствительность подразумевает наличие нервной ткани — «особой материальной структуры, ответственной за отражение»

3. Восприятие — не только дифференцированное восприятие свойства и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире.

4. Сознание — предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания.[4

Отражение есть форма существования меры. Дискретное сохраняется в мере как количественно-качественная определенность благодаря тому, что с одной стороны, оно остается самим собой, отражая (отбрасывания) воздействия, которые могли бы уничтожить его как данное конкретное дискретное. А с другой стороны - само это действие по отбрасыванию, по отражению порождает изменения в дискретном, соответствующие отражаемому воздействию.
Три возможности взаимодействия одного дискретного явления с другим дискретным с позиции отражения: воздействие ничтожно и след на явлении не остается, не фиксируется; воздействие слишком сильно и явление не может отразить его, прекращает свое существование как качественно-количественная определенность. И в первом и во втором случае мы имеем дело с деградацией отражения в системе. явлений. В первом случае, "нормальное", условно говоря, отражение возникает на микро уровне. Во втором - на макро относительно рассматриваемого уровня отражения. Третья возможность отражения возникает тогда, когда явление, подвергшееся воздействию другого дискретного, с одной стороны, сохраняет себя как определенность, а с другой - изменяется. Явление формирует и сохраняет "на себе и в себе" следы такого воздействия и соответствующего отражения. Это "нормальное" отражение связано с адекватностью отражающего и отражаемого явлений. В принципе, любое отражение выступает как "нормальное". "Нормальность" или деградация отражения зависят только от точки отсчета.
Отражение функционирует через механизм отражения-защиты, отражения сохранения дискретного. При этом в результате этого отражения-защиты в дискретном формируется "след" того, как отражалось это внешнее воздействие. Этот "след" является и организационным, и физическим, и информационным отражением внешнего воздействия и его отражения в виде перенастройки, изменения конкретного отражающего дискретного.

- Практическая философия Канта

Основой практической философии Канта является учение о моральном законе как «факте чистого разума». Моральность связана с безусловным долженствованием. Это означает, считал Кант, что ее законы проистекают из способности мыслить безусловное, т. е. из разума. Поскольку эти всеобщие предписания определяют волю к действию, их можно назвать практическими. Будучи всеобщими, они предполагают возможность их исполнения вне зависимости от условий чувственности, и, стало быть, предполагают «трансцендентальную свободу» человеческой воли. Человеческая воля не автоматически следует моральным предписаниям (она не является «святой»), подобно тому, как вещи следуют законам природы. Эти предписания выступают для нее в качестве «категорических императивов», т. е. безусловных требований. Содержание категорического императива раскрывается формулой «поступай так, чтобы максима твоей воли могла быть принципом всеобщего законодательства». Известна и другая кантовская формулировка: «никогда не относись к человеку только как к средству, но всегда также и как к цели». Конкретные нравственные ориентиры дает человеку моральное чувство, единственное чувство, которое, как говорил Кант, мы познаем совершенно a priori. Это чувство возникает вследствие подавления практическим разумом чувственных склонностей. Однако чистое удовольствие от выполнения долга не является мотивом совершения добрых поступков. Они бескорыстны (в отличие от внешне похожих на них «легальных» поступков), хотя и связаны с надеждой получить вознаграждение в виде счастья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: