Понятие о материи и ее атрибутах. Матер. ед-во мира

Развитие представлений о материи включает, по большому счёту, следующие этапы:

1. характерен для древнегреческой философии. Особенность – понимание материи как субстрата. Субстрат – это общая материальная (вещественная) основа вещей (в широком смысле), т.е. это совокупность материальных элементов, взаимодействие которых обусловливает многообразие вещей и их свойств. 2. понимание материи как субстанции. Такое понимание характерно для Нового времени XVII – XVIII вв.).

Недостатки обоих подходов: 1. материя как таковая сводится к веществу, к телесности (например, к атому). 2. такая трактовка материи не позволяет определить своеобразие социальной материи. В 1908 г. Ленин в работе «Материализм и эмпириокристицизм» даёт своё знаменитое определение материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея её сложной системной организации. Уровни организации материи: 1. субэлементарный

2. элементарный – включает в себя физический вакуум, а также элементарные частицы, базовые частицы – это кварки и лептоны. 3. атомарный 4. молекулярный 5. макротела

6. планеты 7. плазма 8. звёзды 9. планетные системы 10. галактики 11. системы галактик

12. метагалактики С точки зрения современной науки процессы на субэлементарном уровне определяют развитие метагалактики. До открытия элементарных частиц и их действия наука выделяла 2 вида материи: 1. вещество 2. поле В современной науке в большинстве концепций содержание материи понимается как единство вещества, поля и плазмы. Современная философия не отказывается от трактовки материи ни как субстрата, ни как субстанции, однако, и субстрат, и субстанция понимаются как относительные.

Атрибуты материи – это неотъемлемое, необходимое, существенное свойство материи.

Атрибуты материи: 1. движение 2. пространство-время (как единый атрибут) 3. отражение 4. системность Ф. Энгельс: движение, «понимаемое как способ существования материи, обнимает собой все происходящие во Вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением». Любое взаимодействие – это движение => естествознание может познавать свои объекты только как движущиеся => познание своих вещей сводится к познанию различных форм движения или познанию различных типов взаимодействия. Основные свойства движения: 1. объективность

2. несотворимость и неуничтожимость (количественная и качественная) 3. абсолютность (движение абсолютно относительно покоя). Формы движения материи – это движения, охватывающие явления, которые обладают определённым качественным единством и подчиняются одним и тем же закономерностям. Энгельс выделяет следующие формы:

1. механическая 2. физическая 3. химическая 4. биологическая (органическая)

5. социальная (практика). Эта классификация в настоящее время пересмотрена

1) физическая форма движения Внутри самой себя очень сложна, дифференцирована. Прежде всего, качественным разнообразием отличаются, с одной стороны – процессы микромира, с другой стороны – процессы мегамира.

2) внесены существенные уточнения во взаимодействие физических и химических форм движения материи 3) механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Принципы выделения форм движения материи: 1. принцип развития – субординация форм движения связана с реальным процессом развития материи 2. принцип субстратный – каждая форма движения имеет своего материального носителя 3. принцип генетической обусловленности высших форм движения низшими (вытекает из принципа развития) 4. принцип структурной обусловленности высших форм движения низшими 5. принцип качественной специфичности 6. принцип связи каждой формы движения с определённой системой наук.

Пространство и время – это объективно реальные формы бытия материи.

В истории философии можно выделить 2 концепции пространства-времени: 1. субстанциальная Её придерживался Исаак Ньютон Суть: пространство и время – это самостоятельные сущности; свойства как пространства, так и времени не зависят от протекающих в них материальных процессов. 2. реляционная концепция Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн Смысл: пространство и время – это системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Диалектико-материалистический подход развивает реляционную концепцию. Содержание пространства-времени образуют материальные процессы (движущаяся материя). Характер этих процессов определяет основные свойства пространства-времени. Пространство и время взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. В рамках теории относительности пространство-время изображается как четырёхмерный континуум. Свойства пространства-времени: 1. объективность 2. всеобщность 3. вечность и бесконечность: бесконечность следует трактовать в качественном смысле – это означает, что на различных уровнях организации материи возможны качественно различные структуры пространства-времени (современная наука говорит о десятимерном пространстве-времени). Пространство – это совокупность отношений, выражающая координацию сосуществующих объектов (пространство – это структура сосуществования). Свойства пространства макромира (макромир – это мир, в котором мы живём): 1. протяжённость 2. однородность, т.е. отсутствие выделенных точек 3. изотропность – это равноправие всех возможных направлений в пространстве 4. трёхмерность. Время – это совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга событий, их последовательность и длительность. Свойства времени макромира: 1. длительность 2. одномерность 3. однородность 4. необратимость В современной науке сложились 2 точки зрения: 1) признание объективного существования так называемых «нефизических форм пространства-времени» (например: биологическое пространство, социальное) 2) отрицание объективного существования нефизических форм пространства-времени. Проблема материального единства мира Диалектико-материалистическая концепция единства мира сформулирована Энгельсом в работе «Анти-Дюринг». Позиция Дюринга: единство мира заключается в его бытии; бытие едино, поскольку я мыслю его единым, т.к. сущность мышления состоит в объединении компонентов сознания в единство. Возражения Энгельса: бытие – это предпосылка единства мира, т.к. мир, прежде чем заключать в себе какое-либо единство, должен объективно существовать; объединяющая способность человеческого мышления имеет в качестве своей объективной предпосылки наличие объективного единства в реальных прообразах элементов сознания. Действительное единство мира состоит не в его бытии, а в его материальности. Материальное единство включает 4 аспекта: 1. субстанциальный (имеется в виду всеобщая взаимопревращаемость материальных явлений друг в друга) 2. атрибутивный (на всех уровнях организации материи присущи её атрибуты) 3. генетический (материальные явления порождаются такими же материальными явлениями) 4. номологический (наличие законов природы, охватывающих своим действием качественно различные области материальной действительности. Например: законы материалистической диалектики).

 

31. Диалог реализма и номинализма в средневековой философии.

Средневековая философия понимает Бога как несотворённое бытие и как источник любого конечного сотворённого бытия. I. Проблема доказательства бытия Бога (применительно к средневековой философии) Онтологическое (априорное) доказательство, т.е. не основанное на опыте, независимое от опыта. Это доказательство сформулировал Ансельм Кентерберийский (написал работу «Прослогион»). Суть доказательства: никто, мыслящий, что есть Бог, не может при этом помыслить, что Бога нет. Смысл: признак существования изначально заложен в самом понятии Бога. Фома Аквинский Философия постигает Бога только через его творения, т.е. через мир (природу). Мы можем доказать, что Бог существует как необходимая первопричина мира. В работе «Сумма теологии» Фома Аквинский приводит 5 аргументов в пользу признания бытия Бога. Каждый из этих аргументов может рассматриваться в качестве самостоятельного доказательства. Все аргументы построены на системе категорий Аристотеля. 1. Т.к. всё, что движется в мире, движимо чем-то другим, то Бог существует как перводвигатель. 2. космологическое доказательство Оно построено на понятиях потенциальности и актуальности. Т.к. всё в мире имеет свою причину, то существует Бог как первопричина 3. Всё, существующее в мире, имеет свою необходимость в чём-либо другом (но не в самом себе) => должен существовать Бог как тот, кто имеет свою необходимость в самом себе. 4. Если в реальности существуют вещи различных степеней совершенства, то должен существовать и источник совершенства, т.е. Бог как нечто абсолютно совершенное. 5. аргумент от целесообразности: в природе всё имеет смысл и всё направлено к определённой цели => должен существовать Бог, разумно управляющий миром и направляющий все вещи к их целям. II. В средневековой философии проблема бытия ставилась и в виде проблемы универсалий. Эта проблема сводится к вопросу: как существует общее (в смысле родового понятия: человек вообще, животное вообще и т.п.) В одном из комментариев к сочинениям Аристотеля проблема универсалий была сформулирована следующим образом: если роды и виды существуют самостоятельно, то телесны они или бестелесны; если же они существуют только в сознании, то находятся ли они в чувственных явлениях или обособлены от них? В связи с названными вопросами сложились следующие направления: 1. реализм (от лат res – вещь) => универсалия существует как вещь. Общий смысл реализма заключается в том, что роды и виды существуют объективно и обладают реальностью вещей. В средневековой философии сложился реализм 2-х видов: 1) крайний реализм Представитель – Гильом из Шампо Позиция крайнего реализма: универсалия – это реальная вещь, которая в качестве неизменной сущности целиком содержится (заключается) в каждом единичном экземпляре своего рода. Например: человечность одновременно и целиком присутствует и в Сократе, и в Платоне, т.к. и Сократ, и Платон принадлежат к роду «человек». Эта точка зрения породила парадоксы, нежелательные для церкви. В связи с этим сложился другой вид – умеренный реализм. 2) умеренный реализм Представитель – Фома Аквинский Позиция: универсалии существуют трояким образом: до вещей (в божественном разуме),в вещах (в единой совокупности вещей определённого класса), после вещей (в человеческом разуме). Противостоит реализму другое направление – номинализм. 2. номинализм (от лат. nomen – имя). Общая позиция номинализма: реальны лишь единичные вещи. 1) крайний номинализм Представитель – Иоанн Росцелин Позиция: универсалии – это имена, которые не имеют самостоятельного существования, их реальность – не более чем реальность звука при произнесении имени. 2) умеренный номинализм Представитель – Уильям Оккам, хотя не все исследователи (учёные) относят взгляды Оккама к номинализму. Оккам разработал вариант номинализма – терминизм, согласно которому универсалия – это не определённая мысль, а предельно абстрактное понятие, которое является знаком многих вещей и замещает их собой, когда мы мысленно отвлекаемся от их индивидуальных различий. Универсалия – это термин, знак определённо мыслимой совокупности вещей. 3. концептуализм Представитель – Пьер Абеляр (1079 – 1142) Абеляр отталкивается от крайнего номинализма, исходит из общей позиции номинализма (позиции Росцелина), что реально существуют только единичные вещи. По Абеляру, универсалии возникают благодаря мышлению, но при этом они имеют объективную основу в свойствах вещей, образующих определённый класс или род. Способность предметов составлять определённый класс, который может быть определён одним и тем же именем, или словом, Абеляр обозначил термином «статус», или «состояние». Образование универсалий основано на абстрагирующей, обобщающей деятельности ума, в ходе которой отбираются свойства, объединяющие некоторую вещь с другими вещами данного статуса. Итогом такого отбора выступает общая мысль о классе вещей, или концепт (отсюда получилось название направления – концептуализм). Концепт – это общая мысль о существенных признаках некоторого класса вещей. Таким образом, реальность универсалии – это реальность концепта.

 

32. Соотношение формы и содержания Содержание – это состав всех элементов объекта, единство его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Пример: содержание любого живого организма – это весь реальный процесс его жизнедеятельности. Для выражения фрагмента содержания объекта используется не термин «элемент», а термин «компонент». Понятие формы многозначно. Форма – это

1. способ внешнего выражения содержания 2. тип и структура содержания (имеется в виду относительно устойчивая определённость связи компонентов содержания, а также их взаимодействия) 3. форма представляет собой единство внутреннего и внешнего:

ü как способ связи компонентов содержания форма – это нечто внутреннее,

она входит в структуру объекта и сама становится моментом его содержания

ü как способ связи данного содержания с содержанием других вещей

форма – это нечто внешнее. Гегель («Наука логики»): «Форма в одно и то же время и содержится в самом содержании и представляет собой нечто внешнее ему».

Соотношение формы и содержания: 1. неразрывность их связи => любой объект всегда единство формы и содержания 2. неоднозначность связи формы и содержания. Это утверждение спорно. Одно и то же содержание может облекаться в различные формы. Одна и та же форма может встречаться с различным содержанием. 3. противоречивость единства формы и содержания Ведущей стороной в развитии объекта является содержание. У содержания преобладает тенденция к изменениям, у формы – к устойчивости. Вместе с тем до некоторого момента эти тенденции находятся в гармонии => устойчивость формы способствует изменчивости содержания. Конфликт формы и содержания разрешается преобразованием устаревшей формы.

Таким образом, единство формы и содержания предполагает относительную самостоятельность формы и её активную роль по отношению к содержанию.

4. оптимальность развития объекта при взаимном соответствии формы и содержания

 

33. Соот-е части и целого Система – это комплекс взаимодействующих элементов.

Элемент – это далее неразложимый компонент системы при данном способе её рассмотрения; основной критерий выделения элемента – его необходимое участие в создании системы => без какого-либо элемента система существовать не сможет (например: по отношению к человеческому организму отдельные клетки элементами не являются, а элементами являются системы и подсистемы органов). Система и элемент – это понятия соотносительные: не может быть элемента вне системы, также как и система не может не иметь элементов. Структура – это совокупность устойчивых отношений связей между элементами (структуру образуют закономерные связи элементов).

По характеру связей выделяются 2 типа систем: (это утверждение спорно)

1. неорганичные (привести пример) 2. органичные (например, живые организмы).

Признаки органичных систем: 1) подчинение частей целому, высокая степень активности целого по отношению к частям 2) части являются частями только в составе единого целого 3) в структуре органичных систем большое место занимают связи субординации, которые связаны генезисом одних частей целого из других.

4) органичные системы характеризуются гибкой вероятностной, а не жёсткой, однозначной связью между элементами 5) органичные системы характеризуются самовоспроизводством и саморазвитием. Соотношение частей и целого

В отличие от соотношения элементов и системы, соотношение частей и целого – на одном и том же уровне структурной организации, поскольку часть всегда несёт на себе признаки, черты качественной определённости целого и не существует в качестве части самостоятельно (например: части тела человека). Антиномии целостности

Антиномия – это противоречие между положениями, каждое из которых признаётся логически доказуемым. 1) тезис: целое есть сумма частей, антитезис: целое – это нечто большее, чем сумма частей 2) тезис: части предшествуют целому, антитезис: целое предшествует частям. Тезис – выражение позиции «меризм», антитезис – холизм.

 

 

38. Диалектика и метафизика. В качестве метода диалектике противостоит метафизика.Любой метод всегда содержит систему нормативных принципов, требований, относящихся прежде всего к познавательской деятельности. Диалектический метод включает в себя: 1. принцип объективности и универсальной взаимосвязиЭто единый принцип. Это требование рассматривать объект во всём многообразии и полноте его взаимосвязей с другими объектами. 2. принцип самодвижения (принцип развития): любой объект следует рассматривать как саморазвивающийся 3. принцип противоречия: любой объект следует рассматривать как единство взаимодействующих противоположностей 4. принцип конкретности истины: это требование максимально полного учёта всех конкретных условий, в которых находится объект познания (познаваемый объект), а также совершается сам процесс познания. Метафизический метод сформировался под влиянием науки XVII – XVIII вв., главными науками в то время были математики и механика, отцом метода считается Исаак Ньютон. Энгельс в работе «Анти-Дюринг» определяет особенности метафизического метода: 1. абстрактность и односторонность Это стремление рассматривать вещи и понятия человеческого ума (в которых отражаются эти вещи) в их обособленности друг от друга, в неподвижном состоянии, не как существенно изменчивые, а как вечно неизменные. 2. этот метод носит ограниченный характер, имеет границы своего применения и применяется только в известных пределах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: